22 октября 1918 г. приказом Революционного Военного Совета Р.С.Ф.С. Республики № 135 был учрежден центральный военно-финансовый орган Красной Армии - Финансовый Отдел при РВС, что положило начало становлению и развитию военной финансово-экономической службы армии и флота. Эта дата с 2015 г. отмечается как День военной финансово-экономической службы (Указ Президента РФ от 24.8.2015 г. № 437).
Централизация финансового обеспечения военной организации в России была юридически определена в годы Гражданской войны. Постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан новый орган военного управления — Революционный военный совет Республики (РВСР).
Члены Финансового отдела при РВС Республики.
1918 г.
Приказом РВСР от 22 октября 1918 г. № 135 был учрежден Финансовый отдел при РВСР общей численностью 161 человек, который возглавил М.В. Лезгинцев.
С созданием Финансового отдела при РВСР фронты стали получать кредиты из единого органа, и он стал по существу центральным военно-финансовым органом.
Денежные средства для финансирования фронтов Финансовый отдел получал от довольствующих управлений военного ведомства.
По Положению о Финансовом отделе при РВСР, утвержденному 28 мая 1920 г., в штат отдела было включено новое структурное подразделение — часть управления полевыми казначействами по снабжению денежными знаками.
На отдел было возложено также руководство разработкой частных смет главными управлениями, составление общего бюджета военного ведомства и др.
В марте 1921 г. Финансовый отдел был подчинен Главному начальнику снабжения при РККА.
Структура финансового отдела при Революционном военном совете Республики
В последующие годы неоднократно менялись названия и уточнялась структура этого финансового органа в связи с изменением задач, обусловленных реорганизацией военного ведомства и условий деятельности:
- апрель 1921 г. — Военно-финансовое управление Красной Армии;
- июль 1921 г. — Главное военно-финансовое управление Красной Армии;
- август 1923 г. — Финансовый отдел при Реввоенсовете Республики;
- ноябрь 1923 г. — Финансовый отдел Реввоенсовета СССР;
- март 1924 г. — Военно-финансовое управление РККА;
- декабрь 1927 г. — Финансово-плановое управление РККА;
- июль 1928 г. — Центральное военно-финансовое управление Реввоенсовета СССР;
- март 1931 г. — Финансово-плановое управление РККА;
- июнь 1931 г. — Финансовое управление РККА;
- июнь 1934 г. — Финансовый отдел при Наркомате обороны СССР;
- сентябрь 1940 г. — Финансовое управление при Наркомате обороны СССР;
- июнь 1943 г. — Финансовое управление Красной Армии;
- июль 1946 г. — Финансовое управление Министерства Вооруженных сил СССР;
- февраль 1950 г. — Финансовое управление Военного министерства СССР;
- март 1953 г. — Финансовое управление Министерства обороны СССР;
- май 1955 г. — Центральное финансовое управление Министерства обороны СССР;
- октябрь 1991 г. — Центральное финансовое управление Объединенных Вооруженных сил Содружества Независимых Государств;
- март 1992 г. — Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации;
- октябрь 2001 г. ─ март 2008 г. — Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации.
Структура Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ
|
|
Эмблема Главного финансово-экономического управления МО РФ
|
В марте 2008 года, с началом реформ Сердюкова, ГлавФЭУ было расформировано. Единый Центральный финансовый орган армии и флота перестал существовать. Взамен были созданы отдельные департаменты по различным направлениям деятельности, подчиненные заместителю министра обороны по финансово-экономической работе. С этого времени управление финансово-экономической деятельностью в Вооруженных силах вошло в зону турбулентности: количество и наименование департаментов (сегодня их три), неоднократно менялись, а их функции – перетасовывались. Начавшееся массовое сокращение высококвалифицированных офицерских кадров - военных финансистов – сопровождалось заменой их гражданским персоналом других ведомств, как правило, из налогового ведомства, в особенности по должностям руководителей, управленцев. Более того, принципиально изменились подходы к организации и осуществлению финансово-экономического обеспечения строительства и подготовки Вооруженных сил.
В итоге, отказ от преемственности и слепое копирование опыта организации и управления финансами армий зарубежных государств, перманентная трансформация структуры органов финансово-экономического блока МО РФ и их функций, дефицит профессиональных кадров, обладающих военно-специальным образованием и опытом работы в области финансов и военной экономики отрицательно сказались на эффективности системы финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил, финансовом контроле.
Заместители министра обороны по финансово-экономической работе
/с 2009 года/
По материалам: Военная финансово-экономическая служба России: история и современность. - М.: ИНЭС, 2003.- 672.
ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ:
Проблемы финансового обеспечения Вооруженных Сил остаются нерешенными, или А в остальном всё хорошо!
С Днем военного финансиста! Финансовой службе армии и флота – 97 лет!
Праздник финансовой службы, которую развалили (ИНСТРУКЦИЯ по применению праздника)
ВОЗВРАЩАЮТСЯ ВСЕ, КРОМЕ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ /Военно-учебные заведения восстанавливаются/
ИЗ ОГНЯ ДA В ПОЛЫМЯ / Реформа финансовой системы ВС РФ в 2010-2012 годах/
Диагноз финансовой системы Сердюкова: неработоспособна
Организационно-правовое управление ГлавФЭУ
Управление сводного финансового планирования и финансирования ГлавФЭУ
Управление финансирования капитального строительства и унитарных предприятий ГлавФЭУ
Управление социального обеспечения ГлавФЭУ
Экономическое управление ГлавФЭУ
Учетно-аналитическое управление ГлавФЭУ
Управление специальных работ ГлавФЭУ
Организационно-штатное и тарифное направление ГлавФЭУ
Отдел кадров, спецподготовки и руководства вузами ГлавФЭУ
Управление труда и заработной платы гражданского персонала ВС РФ
Финансовая инспекция Министерства обороны Российской Федерации
Департамент полевых учреждений Банка России
|