Минобороны залечивает раны, нанесенные ему «сердюковщиной» в области подготовки военных кадров. Однако для военных финансистов головой боли меньше не стало.
Как-то тихо, без шума в СМИ прошло в конце марта заседание комиссии Минобороны по реорганизации высших военно-учебных заведений. А зря … Ведь речь шла о восстановлении самостоятельности ряда военных ВУЗов, ранее переименованных в филиалы и включенных в состав академий и научно-учебных центров в ходе сердюковской реформы военного образования.
Вообще, принципиальное решение о восстановлении было принято еще в ноябре 2013 года в Рязани на совещании по развитию военного образования с участием Президента РФ Владимира Путина. Тогда, министр обороны Сергей Шойгу, отмечая недостатки филиальной системы — снижение оперативности управления и мобготовности, трудности с решением текущих вопросов из-за нахождения головного ВУЗа за тысячи километров, — предложил возвратить филиалам статус самостоятельных образовательных организаций. Помимо этого Шойгу предложил воссоздать исторически сложившуюся типологию военных ВУЗ - академии, университеты и училища, а также вернуть им государственные награды и почетные наименования, предоставить свободу в формировании стандарта обучения.
Учитывая политическую волю в «верхах», большой интриги относительно итогов заседания комиссии по реорганизации, не было.
Тем не менее, члены комиссии, возглавляемые статс-секретарем — замминистра обороны Николаем Панковым, во всеоружии подошли к повестке дня. Ими скрупулезно были изучены все материалы, оценены и проанализированы возможные последствия реорганизации. В результате напряженной работы комиссия обнаружила, что реорганизация действительно обеспечивает интересы обороны государства, отвечает другим критериям оценки, и приняла решение о возможности восстановления самостоятельности, необходимость которой, если честно, и так была видна с самого начала невооруженным глазом .
В ходе реорганизации из 8 укрупненных ВУЗов будут выведены 15 филиалов, которые станут самостоятельными высшими военно-учебными заведениями, в том числе, Вольское училище материального обеспечения, Ярославское училище противовоздушной обороны Войск воздушно-космической обороны, и другие. Бесспорно, это исторически важное для дальнейшего успешного развития всех 15 училищ событие, с чем мы их и поздравляем!
Реорганизуемые ВВУЗы и выводимые филиалы, получающие статус самостоятельных высших военно-учебных заведений*
Реорганизуемый ВУЗ,
инициатор реорганизации
|
Филиалы, выводимые и восстанавливаемые в качестве самостоятельных ВУЗов
|
Общевойсковая академия
Главнокомандующий Сухопутными войсками
|
Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокосовского (г. Благовещенск)
Казанское высшее военное командное училище
Новосибирское высшее военное командное училище
|
Военно-морская академия
Главнокомандующий Военно-Морским Флотом
|
Балтийское высшее военно-морское училище имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Калиниград)
Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова.
|
Военно-медицинская академия
Начальник Главного военно-медицинского управления МО РФ
|
Военный институт физической культуры (г. Санкт-Петербург)
|
Военно-космическая академия
Командующий Войсками Воздушно-космической обороны
|
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны Войск воздушно-космической обороны
|
Военно-воздушная академия
Главнокомандующий Военно-воздушными силами
|
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова
Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков
Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов
|
Военная академия связи
Начальник Главного управления связи ВС РФ
|
Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко
|
Военная академия РВСН
Командующий Ракетными войсками стратегического назначения
|
Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище Ракетных войск стратегического назначения имени Главного маршала артиллерии М.И. Неделина
|
Военная академия МТО
Заместитель Министра обороны РФ генерал армии Д.В.Булгаков
|
Вольское высшее военное училище материального обеспечения
Омское высшее военное автобронетанковое инженерное училище имени Маршала Советского Союза П.К. Кошевого
Пензенское высшее военное артиллерийское инженерное училище имени Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова
|
*Составлено по материалам сайта МО РФ
С другой стороны, можно сказать, что произошло восстановление справедливости и здравого смысла. Поэтому и напрашивается естественный вопрос-вывод: если сегодня восстановление самостоятельности училищ обеспечивает интересы обороны государства, то как на оборону влиял прямо противоположный процесс годами ранее, когда училища сливали в филиалы? По логике, получается, что никак. Точнее, во вред.
Двусмысленность ситуации усиливается еще и тем, что именно господин Панков идейно проводил при Сердюкове реформу военного образования, вылившуюся в ликвидацию, укрупнение, тряску и перетаскивание военно-учебных заведений.
ФОТО: "Коммерсантъ"
Да, какие у нас порой генералы – все такие внезапные, противоречивые… Зато всегда готовые броситься выполнять любую начальственную чушь, лишь бы поскорее верноподданически отрапортовать об её исполнении. Неужели офицеры, имеющие и отстаивающие свое мнение, и государственные интересы, – исчезающий в армии вид? Риторический вопрос. Однако не единственный.
Спрашивается: а как же военные финансисты? Почему в списке восстанавливаемых ВУЗов отсутствуют военные финансово-экономические учебные заведения? Ведь коллапс 2012 года с финансовым обеспечением армии и флота показал, что без финансовой службы войскам не обойтись, а следовательно, необходимо вернуть военных финансистов и восстановить систему их подготовки.
Напомним, что в ходе военно-финансовой реформы два единственных военных финансово-экономических ВУЗа – Ярославское высшее военное финансовое училище и Военный финансово-экономический университет – были ликвидированы, их уникальный научно-педагогический потенциал бездарно утерян. Должности военнослужащих финансово-экономической службы были заменены на должности гражданского персонала, тысячи военных профессионалов - офицеров-финансистов сокращены и уволены, а финансово-экономические органы в войсках ликвидированы.
Взамен были созданы территориальные управления финансового обеспечения, куда понабирали, в основном, гражданских работников, не имеющих военно-специальной подготовки. Апогеем творческих изысканий реформаторов явился созданный и заработавший в 2012 году Единый расчетный центр (ЕРЦ) в Москве, для централизованного начисления и перевода денежного довольствия военнослужащим по всей России. Все выплаты денежного довольствия стали производится по банковским картам через банкоматы.
В том же, 2012 году, и наступила кульминация военно-финансовой реформы. Военнослужащие месяцами не получали вовремя денежное довольствие, перерасчеты проводились с опозданием. Отпускники убывали без денег. Переводы отчислений, алиментов задерживались. Люди мыкались с получением документов, справок, просто консультаций. Банкоматов катастрофически не хватало, а многие имеющиеся были удалены от пунктов дислокации частей на 10, 50, 100 и даже 250 км, и личный состав возили транспортом части к банкоматам за деньгами. В результате, в 2012 году в ЕРЦ поступило около 21 тысячи жалобы по расчетам, в ГУК – около 11 тысяч, рост более чем в 3,5 раза. Фактически, в 2012 году военно-финансовая реформа полностью обанкротилась.
Осознав это и почувствовав надвигающуюся грозу, в военном ведомстве дали откат реформе и кинулись восстанавливать порушенные финансовые органы в войсках. Так, руководитель финансово-экономической сферы военного ведомства – замминистра обороны Татьяна Шевцова сообщила, что в военных округах будут созданы дополнительно около 500 финансово-расчетных пунктов "для оптимизации денежных расчетов с военнослужащими". А сравнительно недавно появилась информация о поэтапном восстановление ликвидированных ранее финансовых служб в войсках до соединений и отдельных частей включительно. Для этого планируется ввести свыше 750 должностей офицеров-финансистов.
Однако здесь как раз и возникает пресловутая кадровая проблема: где взять столько высококлассных специалистов для возвращаемых военным ведомством финансовых органов? Экономистов, бухгалтеров и финансистов у нас в стране пруд пруди. Но ведь нужны не случайные люди с улицы, а профессионалы - военные финансисты.
Именно поэтому оптимальным решением было бы восстановление подготовки военных финансистов в военных финансово-экономических ВУЗах. И для этого есть основания.
Первое. Это позволило бы ликвидировать дефицит в опытных кадрах, имеющих военно-финансовое образование, который сегодня остро ощущается на всех уровнях военно-финансовой системы.
Офицеры, имеющие знания и практический опыт финансового обеспечения войск, почти все ушли. В регионах, низовом звене, гражданские сотрудники финансовых органов, пришедшие с "гражданки", не знают и не понимают особенностей развития финансов Вооруженных Сил, войскового хозяйства и жизнедеятельности войск.
В центре ситуация не лучше. Например, большинство специалистов ЕРЦ ранее работали в налоговых органах и не имеют специальных навыков. Поэтому вопрос начисления капитан-лейтенанту буквально взрывал мозг: как платить – как «капитану» или как «лейтенанту»? Но это еще далеко не все.
Сегодня никто из руководителей финансово-экономической сферы и департаментов финансового обеспечения МО РФ, Контрольно-финансовой инспекции и ЕРЦ не имеет военного финансово-экономического образования. Половина чиновников, занимающих высшие должности, пришла из налоговой; всего один служил в армии, срочную. (Вся информация взята из открытых источников.)
Конечно, никто не ставит под сомнение их квалификацию. Упаси бог! Наоборот. И они её неоднократно демонстрировали. Но, бесспорно, необходимо быть профессионалом, специалистом своего дела. Что получится если, скажем, Военно-Морским Флотом начнет командовать начальник пароходства? Или в кресло стоматолога сядет гинеколог? Невероятно, скажете... Начиная с 2001 года, ни один руководитель финансов военного ведомства не имел военного финансово-экономического образования.
Второе основание. Важнейшей особенностью и преимуществом военно-специальной подготовки финансистов для армии и флота является их предназначение на случай войны. Ведь гражданские специалисты (расчетчики, бухгалтерши) на фронт точно не попадут, это не их дело. И кто тогда будет финансировать войска? Снова риторический вопрос.
Однако, как видим, пока эти основания в расчет не приняты; предложения о восстановлении военных финансово-экономических ВУЗов в комиссию не поступили. На что же тогда рассчитывает госпожа Шевцова и ее окружение? Вероятно, у них есть свой план и особый путь решения кадровой проблемы. Попробуем предположить, какие же могут быть варианты решить её количественно и качественно.
Надеяться на Военный университет МО РФ и его финансово-экономический факультет? Возможно. Здесь высокое качество подготовки, университет располагает опытными преподавателями. Однако, при наборе, например, в 2014 году всего 72 курсантов-финансистов, решить кадровую проблему удастся лет этак через 17-20. В сравнении с выпусками прошлых лет, например, ЯВВФУ по 400-700 человек, этот маленький поток не способен сегодня удовлетворить потребности армии и флота в военных финансистах. Кстати, даже набор фельдшеров медпунктов, возобновленный с 2014 года в Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, насчитывает 200 человек. Тоже мало, но там хотя бы еще военные врачи есть.
Научно-практическая конференция, посвященная 75-й годовщине начала подготовки офицерских кадров
для финансово-экономических органов ВС РФ. Москва. Военный университет. 28.11.2013 г. ФОТО с сайта МО РФ.
Видимо, понимая это, руководство финансово-экономической сферы очень рассчитывают на еще один источник – призыв из запаса офицеров с военным финансово-экономическим образованием и назначение на должности офицеров, находящихся за штатом. Тоже возможно. Но сомнительно с количеством желающих.
Во-первых, офицеры-финансисты еще не забыли разрушительную военно-финансовую реформу, пренебрежительного отношения к самой финансовой службе и к ним, и поэтому вряд ли найдется много желающих вернуться помочь реформаторам разгребать ими же созданные завалы. Да ни за какие коврижки! Тем более, что руководство финансово-экономической сферы сделало еще очень мало и не заработало себе их авторитет и доверие, несмотря на запоздалые знаки внимание к отставникам, памятным датам военно-финансовой службы.
Во-вторых – время уже упущено. Откуда сейчас возьмется такое число заштатников? Кроме того, и они, и те, кто уже в запасе – нашли свое дело и не будут менять его на возможность послужить в аврально-развальной системе.
Наконец, есть еще один источник – это студенты, прошедшие военную подготовку в учебных военных центрах и на военных кафедрах гражданских государственных ВУЗов, и получившие офицерское звание. Возможно тоже. Однако здесь с количеством и качеством вообще полное ку-ку.
Судите сами. Военные кафедры готовят офицеров запаса. Такой выпускник сразу зачисляется в запас и в армию не призывается. Хотя и может пойти служить в добровольном порядке. Выпускник учебного центра должен будет отслужить в армии по контракту в качестве офицера три года. Так вот, по имеющейся статистике, лишь 10% офицеров с военной подготовкой в гражданском ВУЗе после истечения срока службы оставались в армии. Эта цифра практически совпадает с цифрой призываемых на военную службу с высшим образованием – 10-11% из 532 тыс. ребят. Очевидно, что количество желающих служить минимально.
Теперь о качестве. В декабре 2013 года на встрече с министром обороны Сергем Шойгу в МАТИ студенты пожаловались министру на несправедливое, по их мнению, отношение в войсках к офицерам, закончившим военную кафедру, и задали вопрос о перспективах поднятия престижа выпускникам кафедр. Молодые люди явно без оптимизма смотрят на возможность получения достаточно глубоких знаний и служебной карьеры военно-подготовленных офицеров.
Шойгу постарался развеять сомнения, отметив, что все зависит от самого человека, привел примеры успешной карьеры закончивших военную кафедру студентов, и закончил аргументом:«…студента, прошедшего обучение на военной кафедре и трехмесячные сборы можно сравнить с прошедшим учебное подразделение».
Убедили его доводы студентов или нет – трудно сказать. Но вот на некоторых ректоров гражданских ВУЗов, присутствовавших в зале, судя по их оживленной реакции, доводы произвели впечатление. Особенно одобрительно кивали головой и аплодировали те, кому в армии служить не довелось.
Что же, нельзя не согласиться с министром. Действительно, все зависит от человека. И студент, после военной кафедры, может, как говорится, выйти в люди. Мы знаем такие примеры. Как минимум, три. Вот и Шойгу тоже их назвал: президент, премьер-министр, и он. Однако это все же скорее исключение. Военная подготовка в центрах и на кафедрах гражданских ВУЗов и подготовка в военно-учебном заведении – две большие разницы.
Наивно даже сравнивать, с одной стороны, подготовку в учебном центре гражданского ВУЗа со 1500 часами теории за все время обучения, с переодеванием в форму плюс стажировка 30 суток (а на военной кафедре и того меньше – 450 часов за два года и сборы) и, с другой, с полноценным военно-специальным образованием и воспитанием будущего офицера в военном учебном заведении. Поэтому, за редким исключением, «пиджак» как был, так и останется в армии «пиджаком». Любой выпускник того же Ярфина заткнет за пояс двух-трех "пиджаков". Военная подготовка в гражданских ВУЗах существует в основном для пополнения военнообученного людского запаса. И подменять им военное образование в военно-учебных заведениях – недопустимо и вредно. (Об опасности "гражданизации" военного образования см., например: Викулов С.Ф. Образование, наука, экономика. – М.: АПВЭФ, 2013. – 37 с.).
Подведем итог. Какие же из рассмотренных вариантов содержат решение кадровой проблемы военно-финансовой службы? Оказывается, что ни один из них не годится, и это провальный путь. Первый и второй варианты не дадут необходимого количества кадров. Третий вариант не проходит ни по количеству, ни по качеству. Очевидно и то, что даже совместное использование всех этих вариантов проблему не решит.
Есть только один путь – восстановление доказавшей свою эффективность системы подготовки военных финансистов в военных финансово-экономических ВУЗах. Это позволит ликвидировать кадровый дефицит и обеспечит постоянное воспроизводство специалистов финансово-экономического профиля для армии и флота, создание резерва на особый период, подготовку научных и педагогических кадров в области военной экономики и финансов.
Вот почему отсутствие военных финансово-экономических учебных заведений в списке восстанавливаемых ВУЗов свидетельствует о неготовности госпожи Шевцовой и ее команды решить кадровую проблему. И это не может не беспокоить военных финансистов. Для них важны не громкие заявления на словах, не высокопарные тосты и осанна в их адрес на торжествах и возможность попозировать на фото с важными птицами. Нужны продуманные и конкретные дела по выводу военно-финансовой сферы из глубочайшего кризиса.
А.В.
vfeu.ucoz.ru
|