... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 15 » ВОЗВРАЩАЮТСЯ ВСЕ, КРОМЕ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ /Военно-учебные заведения восстанавливаются/
16:09
ВОЗВРАЩАЮТСЯ ВСЕ, КРОМЕ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ /Военно-учебные заведения восстанавливаются/

Минобороны залечивает раны, нанесенные ему «сердюковщиной» в области  подготовки военных кадров. Однако для  военных финансистов головой боли меньше не стало.

 

Как-то тихо, без шума в СМИ прошло в конце марта заседание комиссии  Минобороны по реорганизации   высших военно-учебных заведений. А зря … Ведь речь  шла  о  восстановлении  самостоятельности ряда  военных ВУЗов,  ранее переименованных в филиалы и включенных в состав академий и научно-учебных центров в ходе сердюковской реформы военного образования.

Вообще, принципиальное решение о восстановлении было принято еще в ноябре 2013 года в Рязани на совещании по развитию  военного образования с участием Президента РФ Владимира Путина. Тогда, министр обороны Сергей Шойгу, отмечая недостатки филиальной системы — снижение оперативности управления и мобготовности, трудности с решением текущих вопросов из-за нахождения головного ВУЗа за тысячи километров, — предложил возвратить филиалам статус самостоятельных образовательных организаций. Помимо этого Шойгу предложил воссоздать исторически сложившуюся типологию военных ВУЗ - академии, университеты и училища, а также вернуть им государственные награды и почетные наименования, предоставить свободу в формировании стандарта обучения.

Учитывая политическую волю в «верхах», большой интриги относительно итогов заседания комиссии по реорганизации, не было.  

Тем не менее, члены комиссии, возглавляемые статс-секретарем — замминистра обороны Николаем Панковым, во всеоружии подошли к повестке дня. Ими скрупулезно были изучены все материалы, оценены и  проанализированы возможные последствия реорганизации. В результате напряженной  работы комиссия обнаружила, что реорганизация действительно обеспечивает интересы обороны государства, отвечает другим критериям оценки, и приняла решение о возможности восстановления самостоятельности, необходимость которой, если честно, и так была видна с самого начала невооруженным глазом .

В ходе реорганизации из 8 укрупненных ВУЗов будут выведены 15 филиалов, которые станут самостоятельными высшими военно-учебными заведениями, в том числе, Вольское училище материального обеспечения, Ярославское училище  противовоздушной обороны Войск воздушно-космической обороны, и другие. Бесспорно, это исторически важное  для дальнейшего успешного развития всех 15 училищ событие, с чем мы их и поздравляем! 

 

Реорганизуемые ВВУЗы и выводимые филиалы, получающие статус самостоятельных высших военно-учебных заведений*

Реорганизуемый ВУЗ, 

инициатор реорганизации

Филиалы, выводимые и восстанавливаемые в качестве самостоятельных ВУЗов

Общевойсковая академия

Главнокомандующий Сухопутными войсками

 Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокосовского (г. Благовещенск)

Казанское высшее военное командное училище

Новосибирское высшее военное командное училище

Военно-морская академия

Главнокомандующий Военно-Морским Флотом

Балтийское высшее военно-морское училище имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Калиниград)


Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова.

Военно-медицинская академия

Начальник Главного военно-медицинского управления МО РФ

Военный институт физической культуры (г. Санкт-Петербург)

Военно-космическая академия

Командующий  Войсками Воздушно-космической обороны

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны Войск воздушно-космической обороны

Военно-воздушная академия

Главнокомандующий Военно-воздушными силами

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова

Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков

Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов

Военная академия связи

Начальник Главного управления связи ВС РФ

Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко

Военная академия РВСН

 Командующий Ракетными войсками стратегического назначения

Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище Ракетных войск стратегического назначения имени Главного маршала артиллерии М.И. Неделина

Военная академия МТО

Заместитель Министра обороны РФ генерал армии Д.В.Булгаков

Вольское высшее военное училище материального обеспечения

Омское высшее военное автобронетанковое инженерное училище имени Маршала Советского Союза П.К. Кошевого

Пензенское высшее военное артиллерийское инженерное училище имени Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова

*Составлено по материалам сайта МО РФ

 

С другой стороны, можно сказать, что произошло восстановление справедливости и здравого смысла. Поэтому  и напрашивается естественный вопрос-вывод: если сегодня восстановление самостоятельности училищ обеспечивает интересы обороны государства, то как на оборону влиял прямо противоположный процесс годами ранее, когда училища сливали в филиалы? По логике, получается, что никак. Точнее, во вред.

Двусмысленность ситуации усиливается еще и тем, что именно  господин Панков идейно проводил  при Сердюкове реформу военного образования, вылившуюся в ликвидацию, укрупнение, тряску и перетаскивание военно-учебных заведений.

 

ФОТО: "Коммерсантъ"

 

Да, какие у нас порой генералы – все такие внезапные, противоречивые… Зато всегда готовые броситься выполнять любую начальственную чушь, лишь бы поскорее верноподданически отрапортовать об её исполнении. Неужели офицеры, имеющие и отстаивающие свое мнение, и государственные интересы, – исчезающий в армии вид?  Риторический вопрос. Однако не единственный.

Спрашивается: а как же военные финансисты? Почему в списке восстанавливаемых ВУЗов  отсутствуют  военные финансово-экономические учебные заведения? Ведь коллапс 2012 года с финансовым обеспечением армии и флота показал, что без финансовой службы войскам не обойтись, а следовательно, необходимо вернуть военных финансистов и восстановить систему их подготовки.

Напомним, что в ходе военно-финансовой реформы два единственных военных финансово-экономических ВУЗа – Ярославское высшее военное финансовое училище и Военный финансово-экономический университет – были ликвидированы, их уникальный научно-педагогический потенциал бездарно утерян. Должности военнослужащих финансово-экономической службы были заменены на должности гражданского персонала, тысячи военных профессионалов - офицеров-финансистов  сокращены и уволены,  а финансово-экономические органы в войсках ликвидированы.

Взамен были созданы территориальные управления финансового обеспечения, куда понабирали, в основном, гражданских работников, не имеющих военно-специальной подготовки. Апогеем творческих изысканий реформаторов явился созданный и заработавший в 2012 году Единый расчетный центр (ЕРЦ) в Москве, для централизованного начисления и перевода денежного довольствия военнослужащим по всей России. Все выплаты денежного довольствия стали производится по банковским картам через банкоматы.

В том же, 2012 году, и наступила кульминация военно-финансовой реформы.  Военнослужащие месяцами не получали вовремя денежное довольствие, перерасчеты проводились  с опозданием. Отпускники убывали без денег. Переводы  отчислений, алиментов задерживались. Люди мыкались с получением  документов, справок, просто консультаций. Банкоматов катастрофически не хватало, а многие имеющиеся были удалены от пунктов дислокации частей на 10, 50, 100 и даже 250 км,  и личный состав  возили транспортом части к банкоматам за деньгами. В результате, в 2012 году в ЕРЦ поступило около 21 тысячи жалобы по расчетам, в ГУК – около 11 тысяч, рост более чем в 3,5 раза. Фактически, в 2012 году военно-финансовая реформа полностью обанкротилась.

Осознав это и почувствовав надвигающуюся грозу, в военном ведомстве дали откат реформе и кинулись восстанавливать  порушенные финансовые органы в войсках.  Так, руководитель финансово-экономической сферы военного ведомства – замминистра обороны Татьяна Шевцова сообщила, что в военных округах будут созданы дополнительно около 500 финансово-расчетных пунктов "для оптимизации денежных расчетов с военнослужащими".  А сравнительно недавно появилась информация о поэтапном восстановление ликвидированных ранее финансовых служб в войсках до соединений и отдельных частей включительно. Для этого планируется ввести свыше 750 должностей офицеров-финансистов.

Однако здесь как раз и возникает пресловутая кадровая проблема: где взять столько высококлассных специалистов для возвращаемых военным ведомством финансовых органов?  Экономистов, бухгалтеров и финансистов у нас в стране пруд пруди. Но ведь нужны не случайные люди с улицы, а профессионалы - военные финансисты.

Именно поэтому оптимальным решением было бы восстановление подготовки военных финансистов в военных финансово-экономических ВУЗах. И для этого есть основания.

Первое. Это позволило бы ликвидировать дефицит в опытных кадрах, имеющих военно-финансовое образование, который сегодня остро ощущается на всех уровнях военно-финансовой системы.

Офицеры, имеющие знания и практический опыт финансового обеспечения войск, почти все ушли. В регионах, низовом звене, гражданские сотрудники финансовых органов, пришедшие с "гражданки", не знают и не понимают особенностей развития финансов Вооруженных Сил,  войскового хозяйства и жизнедеятельности войск.

В центре ситуация не лучше. Например, большинство специалистов ЕРЦ ранее работали в налоговых органах и не имеют специальных навыков. Поэтому  вопрос начисления капитан-лейтенанту буквально взрывал мозг: как платить – как «капитану» или как «лейтенанту»?  Но это еще далеко не все.

Сегодня никто из руководителей финансово-экономической сферы и департаментов финансового обеспечения МО РФ,  Контрольно-финансовой инспекции и ЕРЦ не имеет военного финансово-экономического образования. Половина чиновников, занимающих высшие должности, пришла из налоговой; всего один  служил в армии, срочную. (Вся информация взята из открытых источников.)

Конечно, никто не ставит под сомнение их квалификацию. Упаси бог! Наоборот. И они её неоднократно демонстрировали. Но, бесспорно, необходимо быть профессионалом, специалистом своего дела. Что получится если, скажем, Военно-Морским Флотом начнет командовать начальник пароходства? Или в кресло стоматолога сядет гинеколог?  Невероятно, скажете... Начиная с 2001 года, ни один руководитель финансов военного ведомства не имел военного финансово-экономического образования.

Второе основание. Важнейшей особенностью и преимуществом военно-специальной подготовки  финансистов для армии и флота является их предназначение на случай войны.   Ведь гражданские специалисты (расчетчики, бухгалтерши) на фронт точно не попадут, это не их дело. И кто тогда будет финансировать войска? Снова риторический вопрос.

Однако, как видим, пока эти основания в расчет не приняты; предложения о восстановлении военных финансово-экономических ВУЗов в комиссию не поступили. На что же тогда рассчитывает госпожа Шевцова и ее окружение? Вероятно, у них есть свой план и особый путь решения кадровой проблемы. Попробуем предположить, какие же  могут быть варианты решить её количественно и качественно.

Надеяться на Военный университет МО РФ и его финансово-экономический факультет? Возможно. Здесь высокое качество подготовки, университет располагает опытными преподавателями. Однако, при наборе, например, в 2014 году всего 72 курсантов-финансистов, решить кадровую проблему удастся лет этак через 17-20. В сравнении с  выпусками прошлых лет, например, ЯВВФУ по 400-700 человек,  этот маленький поток не способен сегодня удовлетворить потребности армии и флота в военных финансистах. Кстати, даже  набор фельдшеров медпунктов, возобновленный с 2014 года в Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, насчитывает 200 человек. Тоже мало, но там хотя бы еще военные врачи есть.

 

 Научно-практическая конференция, посвященная 75-й годовщине начала подготовки офицерских кадров
для финансово-экономических органов ВС РФ. Москва. Военный университет. 28.11.2013 г. ФОТО с сайта МО РФ.

 

Видимо, понимая это, руководство финансово-экономической сферы очень рассчитывают на еще один источник – призыв из запаса офицеров с военным финансово-экономическим  образованием и назначение на должности офицеров, находящихся за штатом. Тоже возможно. Но сомнительно с количеством желающих.

Во-первых, офицеры-финансисты еще не забыли разрушительную военно-финансовую реформу, пренебрежительного отношения к самой финансовой  службе и к ним, и поэтому вряд ли найдется много желающих вернуться помочь реформаторам разгребать ими же созданные завалы. Да ни за какие коврижки! Тем более, что руководство финансово-экономической сферы сделало еще очень мало и не заработало себе их авторитет и доверие, несмотря на запоздалые знаки внимание к отставникам, памятным датам военно-финансовой службы. 

Во-вторых – время уже упущено. Откуда сейчас возьмется такое число заштатников? Кроме того, и они, и те, кто уже в запасе – нашли свое дело и не будут менять его на возможность послужить в аврально-развальной системе. 

Наконец, есть еще один источник – это студенты, прошедшие военную подготовку в учебных военных центрах и на военных кафедрах гражданских государственных ВУЗов, и получившие офицерское звание. Возможно тоже. Однако здесь с количеством и качеством вообще полное ку-ку.

Судите сами. Военные кафедры готовят офицеров запаса.  Такой выпускник сразу зачисляется в запас и в армию не призывается. Хотя и может пойти служить в добровольном порядке. Выпускник учебного центра должен будет отслужить в армии по контракту в качестве офицера три года. Так вот, по имеющейся статистике, лишь 10% офицеров  с военной подготовкой в гражданском ВУЗе после истечения срока службы оставались в армии. Эта цифра практически совпадает с цифрой призываемых на военную службу с высшим образованием – 10-11% из 532 тыс. ребят. Очевидно, что количество желающих служить минимально.

Теперь о качестве. В декабре 2013 года на встрече  с министром обороны Сергем Шойгу  в МАТИ студенты пожаловались министру на несправедливое, по их мнению, отношение в войсках к офицерам, закончившим военную кафедру, и задали вопрос о перспективах поднятия престижа выпускникам кафедр. Молодые люди явно без оптимизма смотрят на возможность получения достаточно глубоких знаний и служебной карьеры военно-подготовленных офицеров.

Шойгу постарался развеять сомнения, отметив, что все зависит от самого человека, привел примеры успешной карьеры закончивших военную кафедру студентов, и закончил аргументом:«…студента, прошедшего обучение на военной кафедре и трехмесячные сборы можно сравнить с прошедшим учебное подразделение».

Убедили его доводы студентов или нет – трудно сказать. Но вот на некоторых ректоров гражданских ВУЗов, присутствовавших в зале, судя по их оживленной реакции, доводы произвели впечатление.  Особенно одобрительно кивали головой и аплодировали те, кому в армии служить не довелось.

Что же, нельзя не согласиться с министром. Действительно, все зависит от человека. И студент, после военной кафедры, может, как говорится, выйти в люди. Мы знаем такие примеры. Как минимум, три. Вот и Шойгу тоже их назвал: президент, премьер-министр, и он. Однако это все же скорее исключение. Военная подготовка в центрах и на кафедрах гражданских ВУЗов и подготовка в военно-учебном заведении – две большие разницы.

Наивно даже сравнивать, с одной стороны, подготовку в учебном центре гражданского ВУЗа  со 1500 часами теории за все время обучения, с переодеванием в форму плюс стажировка 30 суток (а на военной кафедре и того меньше – 450 часов за два года и сборы) и, с другой,  с полноценным военно-специальным образованием и воспитанием будущего офицера в военном учебном заведении. Поэтому, за редким исключением, «пиджак» как был, так и останется в армии «пиджаком». Любой выпускник того же Ярфина заткнет за пояс двух-трех "пиджаков". Военная подготовка в гражданских ВУЗах  существует в основном для пополнения военнообученного людского запаса. И подменять им военное образование в военно-учебных заведениях недопустимо и вредно. (Об опасности "гражданизации"  военного образования см., например: Викулов С.Ф. Образование, наука, экономика. – М.: АПВЭФ, 2013. – 37 с.).

Подведем итог. Какие же из рассмотренных вариантов содержат решение кадровой проблемы военно-финансовой службы?  Оказывается, что ни один из них не годится, и это провальный путь. Первый и второй варианты не дадут необходимого количества кадров. Третий вариант  не проходит ни по количеству, ни по качеству. Очевидно и то, что даже совместное использование всех этих вариантов проблему не решит.

Есть только один путь восстановление доказавшей свою эффективность системы подготовки военных финансистов в военных финансово-экономических ВУЗах. Это позволит ликвидировать кадровый дефицит и  обеспечит постоянное воспроизводство специалистов финансово-экономического профиля для армии и флота, создание резерва на особый период, подготовку научных и педагогических кадров в области военной экономики и финансов.

Вот почему отсутствие военных финансово-экономических учебных заведений в списке восстанавливаемых ВУЗов  свидетельствует о неготовности госпожи Шевцовой и ее команды решить кадровую проблему.  И это не может не беспокоить военных финансистов.  Для них важны не  громкие заявления на словах, не высокопарные тосты и осанна в их адрес на торжествах и возможность попозировать на фото с важными птицами. Нужны продуманные  и конкретные дела по выводу военно-финансовой сферы из глубочайшего кризиса.

 

А.В.

vfeu.ucoz.ru

 

Просмотров: 5727 | Добавил: avladr43 | Теги: военные финансисты, Шевцова, реорганизация, ЯВВФУ, вфэу, военно-учебные заведения, панков, военно-финансовая реформа, военно-финансовая служба | Рейтинг: 5.0/9

Поиск

Календарь

«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz