|
|
2. Финансовое обеспечение войск в мирное время
В мирный период смета Военного министерства состояла из десяти смет, в том числе восьми смет главных управлений, а также смет Главного штаба и канцелярии министерства[1]. По сравнению с прошлым веком появилось новое главное управление — квартирного довольствия войск, которое выделилось из Главного интендантского управления. Преимущественная часть расходов проходила по смете интендантского управления (перед войной —66,5 проц.), куда включались расходы на денежное довольствие военнослужащих, продовольственное снабжение, вещевое довольствие, фураж и некоторые другие.
|
По величине расходов затем шли сметы Главного артиллерийского и Главного инженерного управлений. В каждом главном управлении имелся финансовый орган, занимавшийся финансированием затрат соответственно их деятельности.
Смета каждого главного управления утверждалась отдельно, а начальники управлений оставались распорядителями кредитов первой степени и обладали большими полномочиями в расходовании денежных средств. Эти полномочия становились почти безграничными, когда то или иное управление возглавлял член царской семьи. В годы, предшествовавшие мировой войне, военный министр В. А. Сухомлинов говорил: «По закону все главные управления мне подчинены, но если бы я вздумал заглянуть в главное артиллерийское управление, то настоящий хозяин, великий князь Сергей Михайлович, и разговаривать со мной не пожелал бы. Вот тут и отвечай за снабжение»[2].
В войсках в мирное время распорядителями кредитов являлись: окружные управления (второй степени) и корпусное интендантство (третьей степени). Финансирование осуществлялось по схеме: министр — главные управления — окружные управления — корпусные интендантства — воинские части[3].
До 1913 года воинские части на все расходы составляли требования (требовательные ведомости) и отсылали их в довольствующие управления (в корпус и округ). С 1913 года расходы разделены на два вида: отпускаемые по требованиям воинских частей как и раньше и отпускаемые довольствующими управлениями без их требований[4].
К первому виду относились денежные отпуска, по которым довольствующие управления не могли самостоятельно точно рассчитать потребность воинских частей в денежных средствах: жалованье офицерам и другие деньги личному составу (столовые, квартирные, на наем прислуги, за службу в отдаленных местностях, суточные), а также некоторые отпуска в целом на воинскую часть, в том числе на ремонт обмундирования, обоза, банные деньги и др.
Ко второму виду расходов относились все денежные отпуска, которые установлены штатами, табелями, а также исчисляемые по штатной численности людей и лошадей (деньги приварочные, чайные и фуражные, жалованье нижним чинам и др.) и денежные средства, отпускаемые воинским частям в точно определенной сумме целиком на часть (канцелярские расходы, на обучение грамоте нижних чинов, ковку лошадей и др.).
В циркуляре Главного штаба по поводу нового порядка финансирования воинских частей отмечалось, что денежные отпуска, размер которых может быть определен самим довольствующим управлением для каждой воинской части, будут составлять значительную часть всех расходов воинских частей. Это нововведение, помимо сокращения переписки вследствие значительного уменьшения числа требований, будет способствовать более своевременному удовлетворению войск денежным довольствием[5].
Данные о потребности в денежных средствах на интендантские нужды корпус направлял в округ, каждое управление которого высылало свою смету в соответствующее по подчиненности главное управление Военного министерства (единой сметы в округе не составлялось), а последние — в счетный отдел канцелярии министерства.
В воинских частях не составлялось единой сметы всех расходов. Лишь на хозяйственные надобности разрабатывалась годовая смета доходов и расходов по «хозяйственному обороту» воинской части.
Эта смета включала в себя частные сметы по каждому отделу хозяйства полка (содержание оружия, лошадей, лазарета, школы солдатских детей, вещевое довольствие и др.). Смета утверждалась командиром полка, подписывалась заведующим хозяйством, копия сметы отправлялась командиру дивизии.
В смете по каждому отделу хозяйства подробно, с приведением натуральных и денежных показателей, указывались источники доходов и цели расходования средств. Доходы, в частности, формировались за счет бюджетных средств, экономии на расходах и заработанных сумм личным составом.
Порядок расходования средств сметы оставался таким же, как во второй половине XIX века.
По истечении года по каждому отделу хозяйства и по смете в целом выводились итоги хозяйственного оборота, делался общий вывод об остатке на конец года хозяйственных сумм, составлялся отчет о хозяйственном обороте, один экземпляр которого отправлялся в дивизию. Приказом командира дивизии объявлялись результаты оборотов по хозяйству каждой воинской части и остающиеся деньги зачислялись в экономический капитал части[6].
Экономический капитал полка предназначался для обеспечения целостности и исправности войскового имущества, а также для финансирования экстремальных хозяйственных потребностей воинской части в ходе мобилизации[7]. Этот капитал по целям расходования средств делился на ряд отделов: снаряжение, обоз и сбруя, оружие, лазареты, музыканты, мобилизация и др. Командиру дивизии было предоставлено право определять, сколько необходимо иметь каждой воинской части денежных средств в перечисленных отделах.
Экономический капитал считался собственностью части, т. е. денежные средства принадлежали полку, и он мог их расходовать на свои нужды. Но чтобы уточнить понятие «на свои нужды», в «Своде военных постановлений» было указано, какие именно расходы и в каком размере могут быть удовлетворены за счет экономических капиталов. В приказах военного министра не раз отмечались случаи нерационального расходования экономических капиталов, в том числе на такие цели, которые по существу не имели никакого отношения к хозяйству воинских частей (например: на поднесение подарков, приемы и чествования, возмещение начетов, сделанных на офицеров и пр.).
Порядок формирования доходов и экономических капиталов, их использование, в том числе на мобилизационные цели, отчетности по ним оставались прежними, установленными во второй половине XIX века.
В ротах полка, как и ранее, продолжали формироваться артельные суммы. Хозяйственная деятельность рот в XX веке продолжала оставаться активной и разносторонней, в их распоряжение передавалась некоторая часть бюджетных ассигнований, доходы от экономного хозяйствования[8]. Это позволяло добиваться более эффективного использования материальных и денежных средств, иметь дополнительные ресурсы на хозяйственные и другие надобности. Источники формирования артельных сумм, их предназначение и порядок расходования мало изменились по сравнению с прошлым веком.
Таким образом, командиры воинских частей и рот обязаны были заботиться о расширении и улучшении хозяйственной деятельности, стремиться «заработать деньги», заниматься предпринимательской деятельностью, изыскивать дополнительные доходные источники и наиболее экономно расходовать материальные и денежные средства. От результатов умелого хозяйствования командира, начальников и всего личного состава воинской части во многом зависело удовлетворение хозяйственных и других потребностей части.
Такому ведению хозяйства способствовала выборность лиц на должности казначея полка и артельщика роты, т. е. лиц, которые непосредственно расходовали деньги.
На должность полкового казначея назначался офицер, как правило поручик или капитан, прослуживший в строю не менее двух лет. Перед назначением этот офицер вначале избирался офицерским составом на эту должность, некоторый период временно ее исполнял, т. е. проходил своего рода испытательный срок, а потом уже представлялись материалы на его назначение. Он обязан был оставаться в должности казначея не менее двух лет и ранее этого срока без особо уважительных причин не мог просить об увольнении с этой должности.
Выборность позволяла назначать людей честных, о профессиональных и человеческих качествах которых хорошо знали товарищи и полагали возможным доверить расходование денежных средств, в том числе принадлежавших личному составу полка и роты.
В воинских частях формировались и использовались и другие целевые фонды денежных средств. Среди них можно выделить средства офицерских собраний, которые в печати иногда назывались капиталом этих собраний. Членами собраний обязаны были быть все офицеры воинской части[9]. Источниками денежных средств собраний являлись бюджетные поступления на улучшение быта офицерского состава и на наем помещений для собрания, взносы членов собрания, поступления за платные услуги (игры, спортивные занятия и др.).
Офицерские заемные капиталы предназначались для выдачи возвратных ссуд офицерам, сбережения ими некоторого капитала к концу их службы. Участие каждого офицера в образовании заемного капитала своей части считалось обязательным. Заемные капиталы формировались путем собственных ежемесячных взносов участников, зачисления в них части сумм, отпускаемых воинским частям из казны на улучшение быта офицеров, получения процентов на капитал (на свободные деньги приобретались государственные процентные бумаги или эти деньги хранились в Государственном банке с начислением процентов)[10].
Денежные средства солдатских лавок и буфетов разрешалось расходовать на приобретение и ремонт имущества, отопление и освещение помещений, выплату заработной платы работникам этих торговых учреждений и вознаграждения военнослужащим, привлекавшимся к работе в лавках и буфетах[11].
Денежные средства военным церквям поступали в виде добровольных пожертвований, выручки от продажи свеч и выполнения церквями некоторых услуг. Церковные суммы хранились в процентных бумагах, гарантированных правительством. Они расходовались на удовлетворение церковных нужд и на некоторые другие цели (например, возмещение части расходов на погребение военнослужащих срочной службы).
Уже накануне войны воинские части осуществляют денежные операции в учреждениях Государственного банка и казначействах с применением чеков. Воинская часть имела две чековые книжки: одну для операций с наличными деньгами, другую — по оборотам. Она представляла в казначейство или банк свою расчетную книжку, куда записывался весь приход и расход по их текущему счету. Раз в месяц записи по текущему счету и в расчетной книжке сверялись, что отражалось в книжке. Денежные средства на текущие счета воинских частей переводились довольствующими управлениями, как и раньше, путем ассигновок.
Все бюджетные средства воинских частей предписывалось хранить на текущих счетах в казначействе или банках. Непосредственно в частях разрешалось иметь лишь средства, составляющие собственность части, т. е. экономический капитал, суммы артельные, офицерских собраний, офицерские заемные, церковные, лавок и буфетов, а также личные деньги солдат. Однако хранение и этих средств поощрялось также на текущих счетах путем начисления на них процентов. Ценные бумаги, купленные на такие деньги, подлежали обязательному хранению в казначействах и банках, за что воинские части получали доход[12].
Источник: В.В. Тиванов. Финансы русской армии (XVIII век – начало XX века). – М.: ВФЭФ. – 1993. – 254 с.
[1] Главные управления: интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-санитарное, военно-судное, квартирного довольствия войск, ВУЗов, Генерального штаба.
[2] Игнатьев А. А. Пятьдесят лет в строю. Новосибирск, 1959. Т. 1. С. 497.
[3] См.: Правила о назначении денежных выдач по смете Главного интендантского управления. Пг., 1915.
[4] См.: Правила о порядке требования и отпуска частям войск, штабам, управлениям и заведениям военного ведомства всех видов денежного довольствия по смете Главного интендантского управления. Спб;, 1912.
[5] См.: Циркуляр Главного штаба от 25 января 1913 г., № 20.
[6] См.: Положение об управлении хозяйством в отдельных частях войск. Пг., 1915. Гл. IV.
[7] См.: Инструкция, определяющая порядок прихода, хранения и расходов экономических капиталов в частях войск. Пг., 1915.
[8] См.: Свод военных постановлений. Книга XX. Внутреннее хозяйство частей войск. Раздел второй: О хозяйстве в роте. Пг., 1916.
[9] См.: Положение об офицерских собраниях в отдельных частях войск. Пг., 1916.
[10] См.: Положение об офицерских заемных капиталах. Пг., 1916.
[11] См.: Положение о солдатских лавках и буфетах. Пг., 1916.
|