|
|
ТИВАНОВ Виктор Васильевич
(02.02.1925 г.р.)
Закончил Военный факультет при МФИ в 1954 г.
Проходил службу на должностях профессорско-преподавательского состава в Военно-финансовом училище и Военном финансово-экономическом университете. Начальник кафедры финансов ВС (в 1977-1987 гг.). Кандидат экономических наук, профессор. Полковник запаса. Участник Великой Отечественной войны с августа 1943 г. Награжден боевыми орденами, медалями.
|
Предисловие
Имя Тиванова Виктора Васильевича хорошо известно ученым и специалистам в области военной экономики и финансов.
Авторитетный ученый. Талантливый педагог. Прекрасной души человек. Таким он остается в памяти друзей и сослуживцев, слушателей и учеников.
Виктор Васильевич Тиванов является автором многочисленных трудов по финансам Вооруженных Сил, которые внесли значительный вклад в военно-экономическую науку, снискали ему заслуженное уважение и признание. Особо место занимают такие работы, как "Финансы русской армии", "Денежные капиталы в русской армии", "История финансов Вооруженных Сил /XVIII-XX вв./" — уникальные и, по сей день, наиболее фундаментальные исследования о развитии в течение трех столетий финансово-экономической деятельности в Вооруженных Силах России.
Рассматриваемые в них вопросы - планирования и исполнения сметы военного ведомства, финансирования войск в мирное и военное время, денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих, контроля военных расходов и некоторых другие, - дают масштабную хронологическую панораму финансового обеспечения Вооруженных Сил, знания о причинах и закономерностях его развития.
Публикуя сегодня из монографии В.В. Тиванова " Финансы русской армии" главу, посвященную финансированию армии в русско-японскую войну, мы хотели бы не только отдать дань памяти событиям прошлого, но и привлечь исторический опыт на службу современности для совершенствования финансов Вооруженных Сил.
Для специалистов не секрет, что существующая ныне система финансового обеспечения ВС РФ, после её реформирования, утратила свои традиционные качества и находится далеко не в лучшем состоянии. Даже самые элементарные задачи финансовой службы стали трудноразрешимыми: вспомнить хотя бы аврал и бестолковщину с выплатой денежного довольствия военнослужащим в 2012 году. (И это - в мирное время.) Ведомственный финансовый контроль военного ведомства, ранее самый сильный в стране, так реформирован стараниями Сердюкова и его помощников, что сегодня от него ничего не осталось, зато расцвела коррупция. (Что и была вынуждена констатировать глава Счетной палаты Татьяна Голикова.)
Есть множество и других проблемных вопросов. Но, самое тревожное то, что современная система финансового обеспечения начисто лишена мобильности и не приспособлена для финансирования мобилизационного развертывания и действий армии в военное время.
Во многом это связано с отсутствием финансового хозяйства в воинских частях, неповоротливостью органов федерального казначейства и их буквально "стоячим" характером, громоздкими бухгалтерским учетом и классификацией, отсутствием у большинства работников военно-специальных знаний и воинских званий ... Всего не перечислить.
Лучше сказать так: сравнение системы финансового обеспечения русской армии начала XX вв., с возможностями её современного состояния, будет не в пользу последней. Другими словами, существующая система финансового обеспечения ВС РФ с финансированием армии в русско-японскую войну 1904-1905 гг., скорее всего, не справилась бы.
Знание истории развития финансов русской армии необходимо для определения путей дальнейшего совершенствования системы финансового обеспечения Вооруженных Сил.
Уверены, что публикуемые материалы об опыте финансировании армии в русско-японскую войну, будут весьма полезны руководству и сотрудникам финансово-экономического блока, контрольно-финансовых органов, всем работникам подразделений системы финансового обеспечения ВС РФ. Изучение материалов позволит им узнать и усвоить особенности финансов ВС, понять и разобраться в том, чем и как они управляют, повысить значительно, в определенной мере, свою профессиональную пригодность, и взяться наконец-то за ум.
А.В. Жаров
Библиографическое описание:
В.В. Тиванов. Финансы русской армии (XVIII век - начало XX века).-М.: ВФЭФ. - 1993.- 254 с.
ФИНАНСИРОВАНИЕ АРМИИ В РУССКО-ЯПОНСКУЮ ВОЙНУ, ч. 1
|
|
1. Военно-финансовые мероприятия накануне войны
Военно-финансовые мероприятия накануне русско-японской войны имеют два аспекта: первый в масштабе всей страны по финансированию войны, второй — в самих вооруженных силах по финансовому обеспечению войск действующей армии.
|
В начале XX века более очевидно, чем раньше, стала видна возросшая роль экономики и финансов в войнах наступившего столетия. Уже войны последней четверти прошлого века свидетельствовали, что в случае крупной войны никаких запасов вооружения, техники и других материальных средств, накопленных в мирное время, не хватит на всю войну. Снабжение действующей армии в большей мере стало зависеть от успешной работы промышленности и производства сельскохозяйственных продуктов в период самой войны. Причины тому — расширение перечня вооружений и предметов снабжения армии, их возросшая потребность, предполагаемая масштабность и напряженность боевых действий. Армии требовалось поставить многие виды вооружения и техники, в том числе новые системы винтовок, пулеметов, артиллерии, более высокие классы кораблей — броненосцы, миноносцы, подводные лодки и т. д.
Возросшие возможности экономики позволяли удовлетворить материальные потребности войск действующей армии, восполнить разбитую и утраченную военную технику на полях сражений, вести войну длительный период, в том числе и в случае крупных проигранных сражений.
Военные экономисты России при оценке готовности страны к войне исходили из того, что она может считаться достаточной лишь при устойчивом, стабильном состоянии государственных финансов. Нередко звучали утверждения об особой значимости финансов для успешного ведения войны. Профессор И. П. Мигулин, например, был убежден, что в войне победит тот, чьи финансы окажутся прочнее. Он полагал, что в ближайшее время наступит финансовое истощение Японии, которое положит конец войне[1]. Признание такой роли финансов явилось причиной предложений о необходимости составления общего плана финансовых мероприятий в период войны, который бы утверждался верховной властью и являлся руководящим документом для всех ведомств, занимавшихся финансовой деятельностью (Министерства финансов, Государственного банка, частных банков, сберегательных касс).
Есть все основания отметить сравнительно хорошее финансовое положение России накануне войны. Свободная наличность Государственного казначейства достигла свыше 380 млн. руб., запас золота в казначействе и у населения — почти два миллиарда рублей, был получен заем у Франции и выпущен внутренний. Свободная наличность и золотой запас являлись довольно крупным военным фондом, который в то время не имело ни одно государство.
При хороших финансовых возможностях налицо были явные упущения в финансовом обеспечении мер к войне непосредственно на Дальневосточном ТВД. Объясняется это общей политикой России относительно войны в этом регионе. Правительство заботилось в первую очередь о военных приготовлениях на западных границах, где более определенно вырисовывались признаки войны. Одна из причин невнимания к Дальневосточному театру войны — недооценка военных способностей Японии. Царь Николай II был уверен, что «...Япония, хотя может быть с некоторыми усилиями, будет разбита вдребезги. Что же касается денег, то бояться нечего, так как Япония все вернет посредством контрибуции»[2].
Поскольку не велась серьезная подготовка к войне на Дальнем Востоке, то не ориентировалась на ее обеспечение и финансовая система страны. Военно-историческая комиссия по описанию русско-японской войны пришла к заключению о недостаточности ассигнований для Дальневосточного театра войны. Их размер обусловливался тем, что денежные средства должны расходоваться Военным министерством, главным образом, в интересах западного театра войны, так как здесь будут разрешаться основные для России проблемы международного положения, тогда как на Дальнем Востоке дело касалось лишь второстепенных вопросов. Кроме того, Военное министерство не спешило с расходованием средств, выделенных на этот ТВД, так как оно боялось и без того небольшие суммы, намеченные для Дальнего Востока, истратить преждевременно, непроизводительно, поскольку не исключалось мирное регулирование конфликтной ситуации с Японией[3].
Другой аспект военно-финансовых мероприятий — подготовка к финансированию войск действующей армии, характеризуется многогранностью и глубиной проведенных мер, тщательной подготовкой Военным министерством необходимых документов. Был учтен опыт финансирования войск действующей армии в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 гг., Ахалтекинской экспедиции генерала М. Д. Скобелева (1881 год) и китайской экспедиции (1900—1901 гг.). Более основательно и детально определены меры по своевременному и полному финансированию подготовительного к войне периода, мобилизационного развертывания армии и ее действий на театре войны. Заблаговременно, до начала войны, разработаны все материалы по финансовому обеспечению войск, в том числе в положении о полевом управлении войск в военное время, инструкциях о финансировании подготовительного периода к войне, мобилизации и самого хода войны, положений о деятельности полевого контроля, казначейств, денежном довольствии военнослужащих и др.
[1] См.: Мигулин И. П. Война и финансы. Харьков, 1905. С, 100—101.
[2] См.: Витте С. Ю. Воспоминания. М.. 1960. Т. 2. С. 292.
[3] См.: Русско-японская война 1904—1905 гг. Спб., 1910. Т. 1. С. 750.
Читать продолжение главы "ФИНАНСИРОВАНИЕ АРМИИ В РУССКО-ЯПОНСКУЮ ВОЙНУ":
2. Финансовое обеспечение войск действующей армии. Расширение функций полевых казначейств
3. Денежное довольствие военнослужащих действующей армии. Недостатки в расходовании средств
4. Организация и финансирование заготовок на театре войны
5. Деятельность полевого контроля на фронте
Выводы
|