Салтыкова Ю.А., к.э.н., ст.
преподаватель Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени проф.
Н.И. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
В
последнее время государством уделяется большое внимание вопросам социального
развития Вооруженных Сил, повышению уровня социального обеспечения
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Эти
задачи реализуются в соответствии с принятой
28.03.2008 г. Стратегией социального развития ВС РФ на период до 2020 г. (ССРВС), которая
развивает соответствующие положения
Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ с учетом
национальных интересов в области обороны и социального развития.
При этом остаются нерешенными многие
проблемы, связанные с другой категорией занятых
в военной сфере – гражданским персоналом ВС, в частности, с размером их
заработной платы. Согласно ССРВС, одной из задач является «обеспечение
равенства средней заработной платы лиц гражданского персонала воинских частей и
организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и средней
заработной платы работников отраслей экономики страны». В документе
представлены приоритеты социального
развития, разделенные на 3 этапа, но ни в одном из них не указано
повышение заработной платы гражданского персонала. Исходя из этого, срок
реализации поставленной задачи отложен до 2020 г.
Позднее
Департаментом социальных гарантий МО РФ был разработан стратегический план ССРС (СС), направленный на реализацию задачи
поэтапного повышения уровня заработной платы гражданского персонала ВС РФ. На первом этапе (2008-2012 гг.) с 1 декабря 2008 г. предполагалось
введение новой системы оплаты
труда гражданского персонала воинских частей и организаций ВС в рамках
реализации постановления Правительства РФ от 5.08.2008 г. № 583. В результате
чего размер заработной платы должен был достичь 64 % от средней заработной платы работников отраслей экономики
РФ, что составило бы в 2012 г.
около 20,7 тыс. рублей. Однако зам.министра обороны Т. Шевцова
объявила, что в этот период
средний размер заработной платы составил 15 тыс. руб. На втором этапе
(2013-2017 гг.) предполагается доведение до 85% от средней заработной платы
отраслей экономики. Эта же задача на третьем этапе (2018 – 2020
гг.) выполнения СС определена как
«доведение уровня оплаты труда
гражданского персонала воинских частей и организаций МО РФ до уровня оплаты
труда гражданского персонала субъектов РФ».
Совершенно очевидно несоответствие ожидаемых результатов в виде: «равенства средней заработной платы
лиц гражданского персонала воинских частей и организаций и средней заработной
платы работников отраслей экономики страны» и «повышение
оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Минобороны
России до уровня оплаты труда гражданского персонала субъектов РФ». Непонятно,
каким критериями определяется показатель
«уровень оплаты труда гражданского персонала субъектов РФ». Таким
образом, расхождение формулировок в указанных документах, дублирующих друг друга по содержанию, но не по соответствию
количественных параметров, вызывает сомнение в возможности доведения заданных
показателей до представленных в ССРС и СС индикаторов.
Особое внимание заслуживает заработная плата гражданского профессорско-преподавательского
(ППС) состава высших военных образовательных учреждений. В периоды индексации
заработной платы ППС гражданских вузов,
соответствующее повышение не касалось ППС военных вузов. Указ Президента РФ от
7.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной
политики», в задачах которого стоит в т.ч. повышение к 2018 г. средней заработной
платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования
и научных сотрудников до 200 % от средней заработной платы в соответствующем
регионе, также не затронул размер заработной платы ППС военных вузов, хотя в
гражданских вузах эта задача планомерно начала осуществляться. Приказ Министра
обороны РФ «О новой системе оплаты труда гражданского персонала учреждений,
воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», с указанием новых размеров окладов,
округленных единиц до десятков
(например, оклада старшего преподавателя составит 11740 руб. вместо прежнего
11736 руб.), существенно не повышает размер заработной
платы гражданского ППС.
В условиях отсутствия повышения социальной защиты г.п. ВС РФ при
ежегодной индексации зарплаты, значительно отстающей от уровня инфляции, необходимо
предоставить данной
категории работников ряд дополнительных социальных гарантий, что способствовало бы снижению дифференциации
доходов по региону, сохранению высококвалифицированных кадров, а также повышению мотивации к труду г.п. в ВС РФ.
Для повышения статуса
ППС военных вузов нами предлагается перечень мер, обеспечивающий
повышение уровня социальной защиты: - установить
размер заработной платы ППС военных вузов не ниже, чем в гражданских вузах,
т.е. поэтапно к 2018 году достичь уровня
200% средней заработной платы в соответствующем регионе; - осуществить
бесплатную медпомощь г.п. в военно-медицинских учреждениях; - предоставить
бесплатный проезд ж/д, воздушным, водным, автомобильным транспортом: к месту
отпуска и обратно по территории РФ (раз в год); - обеспечить
бесплатными путевками в оздоровительный лагерь детей.
Предоставление этих мер социальной помощи гражданскому
персоналу ВС РФ позволит значительно сократить социальную напряженность, а
также повысить удовлетворенность профессиональной служебной деятельностью.
Ист.: Развитие
российского военного законодательства на современном этапе (итоги, проблемы,
перспективы) [Электронный ресурс] : мат. науч.-практ. конф., посвященной
20-летию образования Госдумы РФ. 2013, Москва / — М., 2013.— Режим доступа: http://www.komitet2-15.km.duma.gov.ru/site.xp/052054051.html
|