Г.Ш. Бибарсова, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, к.п.н. Сегодня в сфере гражданского образования происходят глобальные процессы, которые коренным образом меняют подходы к развитию системы высшего профессионального образования. В условиях модернизации высшей военной школы Российской Федерации весьма актуальны проблемы правового регулирования их деятельности. Система военного образования является неотъемлемой составной частью высшего профессионального образования России. Это диктует необходимость обеспечения единства: подходов к образовательным программам и условиям их реализации; перечня направлений и специальностей; требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы. Военное образование играет одну из главных ролей в обеспечении устойчивого развития российского общества – общества с гражданско-правовой культурой. Формирование правовой культуры зависит от того, в какой мере человек владеет знаниями правового и политического устройства общества, о своих правах и обязанностях, уважительно относится к закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, умеет пользоваться своими правами и личными свободами. Современная армия требует не только современных вооружений, но и повышения уровня образованности военнослужащих. «Армия и флот, — писал в свое время известный русский мыслитель И.А. Ильин, — есть сосредоточение волевой силы моего государства, оплот моей Родины, воплощенная храбрость моего народа, организация чести, самоотверженности и служения...». 1990-е годы стали переломными для российской системы высшего образования. Процессы реформирования политической, экономической и социальной жизни российского общества потребовали перестройки образовательной сферы. В таких условиях потребовалась и трансформация системы управления Высшей школой, а также изменение ее законодательной базы. Законодательной основой дальнейших преобразований стал Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации (г. Берлин, Германия). Подписание Российской Федерацией документов Болонского процесса автоматически возлагало на страну обязательства воплотить в жизнь его принципы до 2010 года. В настоящее время реформа системы военного образования проводится в соответствии со стратегическим планом совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и гражданских служащих МО РФ на период до 2020 года. C 1992 г. начался современный этап развития военной школы Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности. Военно-учебные заведения строят свою деятельность для достижения поставленных целей на основании юридической базы, которую составляют нормы права в области управления высшим образованием. Основа правового государства закладывается не только в законах, но и укореняется в сознании каждого члена. Важность формирования правового сознания граждан отмечал И.А. Ильин, который считал, что необходимо: «приблизить право к народу, укрепить массовое правосознание, что бы народ понимал, знал и ценил свои законы…Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души». Правовым регулированием охватываются все стороны деятельности вуза. Правовые акты, действующие в сфере военного образования и составляющих правовую основу организации управления этой сферой, можно классифицировать по нескольким критериям: по юридической силе или в зависимости от принципа федерализма, по содержанию, по характеру их влияния на организацию управления. На возникающие в процессе жизнедеятельности вузов, в т.ч. и военных, отношения распространяется значительное число общих правовых актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений в сферах смежных с образовательной. Единообразие в управлении высшим образованием достигается путем законодательного закрепления государственной политики в области образования, ее принципов, установления государственных образовательных стандартов. Сегодня военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность на основании Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года № 82. Статус военно-учебного заведения, устанавливают специализированные нормативные акты, характеризующие и регулирующие образовательный процесс. Регламентации образовательной деятельности военно-учебных заведений посвящены такие акты, как, Положение об итоговой государственной аттестации выпускников вузов в России (Приказ Минобразования РФ от 25.03.2003 № 1155 «Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации»), Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (Приказ Минобразования РФ от 28.06.2000 № 1950 «Об утверждения порядка реализации государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в высших военно-учебных заведениях федеральных органов исполнительной власти, в которых в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53 ФЗ предусмотрена военная служба» и др. К источникам законодательства о военном образовании следует отнести нормативные договоры и соглашения. Они могут подписываться различными государственными структурами: федерацией, субъектами федерации, местными органами управления и непосредственно военно-учебными заведениями. В пределах своей компетенции, субъекты федерации и органы местного самоуправления также создают нормативно-правовые акты, которые регулируют отношения в сфере высшего образования и определяют статус высших учебных заведений. Для регулирования вопросов жизнедеятельности конкретного военно-учебного заведения важное значение имеет локальное нормотворчество. Принимаемые вузами нормативные подзаконные акты, посвящаются внутривузовским отношениям и действуют только в пределах вуза. Эти акты принимаются в целях: формирования органов управления военно-учебным заведением и других структур, порядка взаимоотношений между подразделениями, регламентации учебного процесса и научной деятельности, прав и обязанностей преподавателей, сотрудников и обучающихся. По своей организационно - правовой форме военно-учебное заведение является государственным учреждением, то есть организацией, созданной собственником (государством) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Высшее учебное заведение в Российской Федерации как образовательное учреждение, имеет статус юридического лица, реализует в соответствии с лицензией образовательно-профессиональные программы высшего и послевузовского профессионального образования и соответственно, может участвовать в правовых отношениях, приобретать права и обязанности, самостоятельно осуществлять их, нести ответственность за свою деятельность и ее результаты. На высшее учебное заведение распространяется действие главы 4 «Юридическая лица» Гражданского кодекса Российской Федерации РФ. На деятельность высшего учебного заведения, выступающего в роли субъекта правоотношений, распространяется действие статьи 48, 49 ГК РФ. Высшее учебное заведение обладает имущественной обособленностью, которое выражено в наличии самостоятельного бухгалтерского баланса. Вуз, как самостоятельное юридическое лицо в гражданском обороте, вправе от своего имени приобретать и осуществлять права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Существующее исключение из правила самостоятельной ответственности юридического лица, предусмотренной в ст. 56 ГК РФ, свойственной государственным унитарным казенным предприятиям и учреждениям. Военный вуз, как и любое другое образовательное учреждение в соответствии с п.2 ст.12 Закона «Об образовании», является юридическим лицом. При этом в соответствии с п.5 ст. 33 Закона «Об образовании», права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово - хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. В соответствии с действующим законодательством военное учебное заведение обязуется обеспечивать качество образования своих выпускников, реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха, организацию питания, обеспечить обучающихся денежным и вещевым довольствием. Таким образом, военные вузы не просто образовательные учреждения – это школа подготовки высокопрофессиональных офицерских кадров, решающих задачи обороны страны и составляющих основу Вооруженных сил, которым присущи такие качества гражданина, как патриотизм, мужество, смелость и отвага. Система военного образования должна способствовать решению проблем национальной безопасности современной России, а проводимая реформа должна осуществляться эффективно. Ист.: Развитие российского военного законодательства на современном этапе (итоги, проблемы, перспективы) [Электронный ресурс] : мат. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию образования Госдумы РФ. 2013, Москва / — М., 2013.— Режим доступа: http://www.komitet2-15.km.duma.gov.ru/site.xp/052054051.html |