Второй космический запуск с космодрома Восточный окончился катастрофической неудачей. Спутники, запущенные «Союзом», так и не вышли на расчетную орбиту и были потеряны. Крупнейший из них – «Метеор-М» №2-1. Это третий спутник космической группировки «Метеор-3М», которая предназначена для контроля чрезвычайных ситуаций, мониторинга климата и прогнозирования погоды. Кроме того, утеряны 18 малых космических аппаратов из Норвегии, Канады, Японии, США, Германии и Швеции.
Сейчас специалисты пытаются установить технические причины столь болезненной (и уже далеко не первой) неудачи. Чиновники говорят о «человеческом факторе». Сбой мог возникнуть во время работы разгонного блока «Фрегат». Между тем «Фрегат» с 2000 года вывел на орбиту более сотни спутников. Из 58 совершенных им пусков только один из-за сбоя в работе самого «Фрегата» был неудачным – в 2014 году.
Так что проблема носит не только технический, но и системный характер. И в основе ее действительно лежит человеческий фактор, который в нынешних российских условиях практически невозможно преодолеть. Достаточно вспомнить историю строительства космодрома Восточный, сопровождавшегося коррупционными скандалами, – бюджетные миллиарды разворованы; рабочие, многие из которых находились в полурабских условиях, месяцами не получали зарплату. Все сроки введения космодрома в работу были сорваны. Неудивительно, что сейчас ответственные за это чины (так и не понесшие за столь серьезные провалы ответственности) авральными методами пытаются продемонстрировать: все в порядке. Но космос не терпит авралов, показухи, халатности.
«Дорогие коллеги, от себя лично и от всей Коллегии ВПК сердечно поздравляю вас с успешным пуском ракеты «Союз-2.1б». Сейчас в этот момент хочу просто вас поблагодарить за хорошую, добросовестную работу. Запуск ракеты-носителя переводит работу Восточного в рутинный режим», – заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин сразу после пуска, даже не дожидаясь вывода спутников на орбиту. Что ж, под его кураторством подобные ЧП и впрямь превращаются в рутину.
Между тем следующий запуск с космодрома Восточный, который был запланирован на 22 декабря, скорее всего, перенесут на следующий год. Ракета «Союз-2.1а» должна доставить на орбиту спутники дистанционного зондирования Земли и мониторинга ЧС «Канопус-В» №3 и №4. Контейнеры с «Фрегатом» и головным обтекателем уже находятся на космодроме. Вероятно, «Фрегат» вернут на завод-изготовитель – НПО Лавочкина, чтобы провести тестирование и устранить возможные недостатки.
* * *
Из почты
И Господь не помогает
...Как же так? 26 ноября епископ Лукиан по приглашению руководства космодрома Восточный и представителей Роскосмоса – т.е. самого что ни на есть технического мира – совершил, по установившейся моде, молебен «на начало благого дела» на территории стратегического объекта и «преподал благословение специалистам, участвующим в историческом событии». Владыка окро-
пил приготовленную к старту ракету «Союз-2.1б», метеорологический спутник «Мете-
ор-М» с 18 микроспутниками в нем, а также персонал космодрома святой водой, напутствовав их добрыми пожеланиями.
И вот… Неудача. Спутник из-за проблем на разгонном блоке не вышел на орбиту, был потерян. Как и все его 18 микроспутников. И тогда получается, что боженька не помог? Или священник чем-то не тем окропил, или благословение произнес неподходящее, или вообще этот акт неуместен. Ответ пусть даст для себя каждый. Священник Благовещенской епархии Святослав Шевченко рассудил так: «Обращение к Богу с молитвой не отменяет вероятность ошибок людей и технических проблем, как крещение и венчание не гарантируют, что люди непременно попадут в рай или проживут вместе всю жизнь». Протодиакон же Кураев усматривает иную проблему: «Очень странно, что Церковь вроде предоставляет услуги, но никогда не отвечает за качество этих услуг». И то верно.
Геннадий ТУРЕЦКИЙ
Санкт-Петербург
Источник: "Советская Россия"