Протесты ученых против развала системы фундаментальной науки продолжаются и приобретают новые формы. Таким образом, с подписанием так называемого Закона о реформе Российской академии наук, в противостоянии власти и науки "точку" ставить рано. Ученые не считаю борьбу законченной. Общее настроение ученых ёмко выражено в последней фразе открытого письма академика Александра Кулешова, отправленного коллегам по электронной почте: «Хрен они нас сожрут, подавятся!”.
Власть явно не ожидала от ученых столь массового сопротивления: "Да кто там? Профессора в халатах, ботаники в очках. И не такие реформы проходили: с социалкой, с ЖКХ, пенсиями, Минобороны …" .
Однако расчет на блицкриг не оправдался. Первоначальный проект закона, внесенный в июне в Госдуму за подписью премьера Дмитрия Медведева, был возвращен к процедуре второго чтения для доработки. Не помогла и проведенная массированная информподготовка из крупного, среднего и мелочного "калибров» в лице вице-премьера Ольги Голодец, министра образования Дмитрия Ливанова, Сергея Белановского с его оценками, канала РЕН-ТВ с «Диагностикой РАН», и иже с ними.
Причиной неудачи блицкрига стали мощные и беспрецедентные в российской истории совместные действия ученых, стремившихся донести правду до общества и власти.
Хронология протеста (кратко, по первоисточнику - сайта РАН)
Массовые протестные гулянья – новая форма работы творческих научных коллективов – проходили по всей стране: у стен Госдумы и Совета Федерации в Москве, на Университетской набережной в Санкт-Петербурге. Были и задержания, с доставкой в ОВД «Тверской»: поднявших плакаты биолога Александра Осипова из Пущина и геолога Бронислава Гонгальского.
Сотрудники Новосибирского научного центра протестовали на проспекте имени основателя Академгородка Михаила Лаврентьева. Ученые Казанского научного центра прошли по центральной Кремлевской улице города. У памятника национальному герою, поэту Мусе Джалилю к ним присоединились участники Международной конференции по магнитному резонансу им. Е.К. Завойского.
В поддержку российских ученых поступили также обращения ученых из государств ближнего (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Украина) и дальнего зарубежья (Великобритания, Китай, США, Франция, Италия).
В результате таких коллективных действий в законопроект о РАН, по настоянию ученых, было внесено более 30 существенных поправок. Это, кстати, лишний раз характеризует качество документа, подготовленного кулуарно Минобрнауки. Ведь закон, коренным образом изменяющий систему организации науки в России, не обсуждался ни с научным сообществом страны, ни даже с Советом по науке при Минобре.
Поправки, однако, лишь отчасти выправили продукт чиновничьей мысли. Поэтому, после некоторых надежд на Госдуму, и почти никаких - на Совет Федерации, главные надежды ученых были связаны с президентом страны, который всенародно пообещал поддержать ключевые предложения академического сообщества при корректировке законопроекта.
Отдельные ученые и целые научные коллективы накануне окончательного утверждения закона обратились напрямую к главе государства. Профсоюз работников РАН передал в приемную администрации Президента РФ обращение с требованием остановить развал РАН, под которым подписались более 120 тысяч (!) человек из академических институтов в регионах.
С открытым воззванием к Владимиру Путину выступили академики - секретари отделений РАН по областям науки. Они заявили, что в результате принятия закона наша страна останется без собственной фундаментальной науки, что, в свою очередь, приведет к значительному увеличению техногенных, экологических, экономических и социальных рисков, угрозам национальной безопасности страны, ее обороноспособности, к падению уровня образования и культуры в России (подчеркнуто нами. - А.Ж.). Послание не подписали только главы трех отделений: Евгений Велихов, Андрей Кокошин, Александр Дынкин.
"Владимир Владимирович, невозможно поверить, что Вы хотите войти в историю страны как разрушитель одной из основ нашей государственности Российской академии наук. Услышьте наш голос: этот позорный закон катастрофическая ошибка, которая дорого обойдется многим поколениям россиян. Остановите его!”, - такими словами заканчивается коллективное письмо Путину, подписанное коллективами 35 институтов РАН.
Ответ не задержался. В черный день для российской науки и РАН, 27 сентября, Владимир Путин подписал закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также указ об образовании Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Этот орган будет напрямую подчиняться Правительству РФ, его руководитель назначаться на должность правительством по согласованию с президентом страны, управлять академической собственностью РАН, региональными академическими институтами. По сути, в науке создается второй «Оборонсервис» с широкими полномочиями.
Уже на следующий день, 28 сентября, в Новопушкинском сквере Москвы состоялся митинг протеста ученых, в котором приняли участие более тысячи человек. В адрес партии власти и руководства страны было сказано много нелицеприятного.
Настроения людей передают следующие выступления.
"Сегодня нам важно сохранить единство, достигнутое в ходе борьбы за РАН, чтобы нас не растащили по углам и не прикончили поодиночке”, - заявил один из основателей клуба "1 июля” Валерий Рубаков. Он предложил создать комиссию по общественному контролю за работой ФАНО. "Мы должны противостоять разрушительным действиям и помогать коллективам и отдельным ученым, если они пострадают в результате непродуманных реформ”, - пояснил академик.
Директор Института элементоорганических соединений РАН академик Азиз Музафаров призвал коллег переводить борьбу за науку в политическое русло: создавать свое общественное движение и рука об руку с другими здоровыми силами отстаивать свои интересы. "После того что произошло, мы уже не можем доверять власти, но и уезжать не должны! Это наша страна, пусть уезжают те, кому безразлична ее судьба”, - заявил ученый.
Его поддержала молодая сотрудница Института философии РАН Надежда Волкова: "Маски сброшены, теперь мы знаем, с кем имеем дело, и уже не будем начинать свои обращения к руководству страны со слов "глубокоуважаемый”.
Итогом встречи стала резолюция, в которой содержится призыв сражаться за каждый институт, каждую лабораторию, каждого человека.
Уже в ближайшие дни октября в Москве пройдет Народное собрание в защиту российской науки. Организаторы акции - общественные движения «Суть времени», «Родительское всероссийское сопротивление», а также Профсоюз работников РАН проведут его в формате флэшмоба.
Итак, "кому польза - кому вред" от реформы РАН.
Возможный вред рассмотрим в двух основных вариантах - минимальный и максимальный ущерб.
Ущерб минимальный, в лучшем случае, будет исчисляться от рыночной стоимости академической собственности. Это 70 тысяч объектов имущества, в том числе огромные земельные участки. Стоимость этого государственного добра - сотни и сотни миллиардов рублей. Реформа делается, естественно, во имя благих целей – оптимизации и повышения эффективности использования имущества. И хотя министр образования и науки Дмитрий Ливанов заверяет, что « … будет полный контроль … /Имущество/ будет гарантировано от разбазаривания, будет гарантировано стопроцентное целевое использование», однако берут какие-то сомнения ... .
Точно так же рвался оптимизировать экономику Вооруженных Сил сердюковский «Оборонсервис». От этого увлекательного дела боевых налоговых подруг Сердюкова с трудом оторвали следователи Главной военной прокуратуры.
Расследования, допросы и подсчет ущерба государству продолжаются до сих пор.
Максимально возможный ущерб от реформы РАН в денежном выражении подсчитать будет сложнее.
Уже сейчас в сфере науки и образования - полная катастрофа.
Де-факто, с 1 сентября введено платное образование в школах за дополнительные занятия. При этом, упало качество образования, школьников, вместо учебы, натаскивают на сдачу ЕГЭ.
Высшее образование стало платным и труднодоступным из-за сокращения бюджетных мест. Перед молодыми людьми, желающими учиться в вузе, воздвигнуты денежные барьеры: стоимость обучения в крепких вузах в Москве начинается от 130 тыс. руб. Двухуровневая система образования (бакалавр, магистр) заставит заплатить за обучение дважды. Подавляющему большинству населения это не по карману.
О положении российской науки очень точно сказал лауреат Нобелевской премии по физике, академик РАН Жорес Алфёров в книге «Власть без мозгов: отделение науки от государства». По его мнению, наука оказалась не востребована государством. Тысячи и тысячи российских талантливых ученых вынуждены покидать страну, а те кто остается, работают в тяжелейших условиях. Конкурсы, лоты по научным исследованиям проводят не компетентные научные организации, а те же чиновники Минобрнауки. Академическую науку (исследования) хотят вообще передать в вузы, хотя основная задача последних - обучение и подготовка специалистов. На словах власть заботится о научном потенциале государство, но на самом деле положение такового, что наукой могут заниматься только несгибаемые оптимисты. Многие негативные прогнозы из книги, к сожалению, продолжают сбываться.
Но Ливанов продолжает вести политику в сфере образования и науки тем же курсом, что и его предшественник Фурсенко.
В этих условиях, максимально возможный ущерб от реформы РАН грозит утратой фундаментальной науки с запуском механизма всех вытекающие негативных последствий. В конечно итоге проиграют все - государство, российская наука и образование, простые граждане.
Кому польза? Наивный вопрос. Как всегда, нечистым на руку чиновникам, и тем, кто далек от интересов страны.
Для недопущения негативных вариантов событий необходимо, срочно :
- вносить изменения в закон о реформе РАН с учетом мнения научного сообщества.
- менять политику в сфере образования и науки, разработать новую концепцию их развития с участием общественности, экспертов, в первую очередь, РАН.
Начинать менять политику надо с кадров, ответственных за эти сферы. Пора давно уже спросить их: "А что это вы тут делаете?".
|