Для начала администрация Петербурга согласилась передать собор РПЦ в безвозмездное пользование на сорок девять лет. Были планы оформить передачу к декабрю 2017-го, но, скорее всего, реальный срок – 2019 год. При этом мнения граждан никто не спрашивал, и недовольным волюнтаристским решением было сказано, что атеистам храмы ни к чему. А тем, кто вышел на улицу с протестом, священник Дмитрий Смирнов пообещал вывести в ответ миллионы верующих. Спасибо, что войной не грозил. И все бы ничего, но внятного ответа на вопрос, зачем это было сделано, так никто и не дал.
* * *
Не успели утихнуть страсти вокруг Исаакиевского собора, как страна узнала о мироточении бюста императора Николая II в Симферополе. Депутат Государственной думы объявила во всеуслышание, что в столетнюю годовщину отречения от престола последнего императора бюст «Николая II, государя нашего» замироточил. И что к бюсту приходят люди с заболевшими детьми, «чтобы приложить их, чтобы исцелились». Скандал вышел на славу, страна разделилась и схлестнулась не на шутку, посыпались остроты, оскорбления, угрозы. Соседи только смотрели на нас и посмеивались. И даже когда церковная комиссия не подтвердила факт мироточения, желавших верить в чудо меньше не стало. Зато депутат Поклонская недолго оставалась без дела и очень скоро всю свою неукротимую энергию направила на борьбу с фильмом А. Учителя «Матильда». Вообще-то выяснять отношения вокруг будущей киноленты начали еще в конце 2016 года. Но в 2017-м скандал разразился с новой силой. Сначала вокруг никем не виданного, а впоследствии показанного и оказавшегося весьма посредственным фильма. Да еще и вытащившего наружу всеми забытые факты – например, не просто о связи М. Кшесинской с цесаревичем, но и о естественном следствии этой связи. И опять вместо попечения о народном благе депутаты парламента занялись непонятно чем.
Однако когда в конце года случился очередной скандал и в Петербурге, а затем и в Москве показали пробандеровскую ленту «Полет пули», восхваляющую украинский батальон «Айдар», тот самый, что снискал дурную славу за преступления и зверства, скромно промолчали. Подтвердив тем самым, что воюют не за правду, а, используя служебное положение, отстаивают личные пристрастия.
* * *
Активность экс-прокурора Крыма оказалась поистине заразительной и потянула за собой новые скандалы, начиная от поджогов кинотеатров, где планируют показывать «неправильные» фильмы, и заканчивая выступлениями деятелей искусства в защиту режиссера Учителя от нападок депутата Поклонской. Более пятидесяти отечественных кинематографистов подписали открытое письмо с требованием остановить цензуру: «Мы, кинематографисты, особенно старшего поколения, хорошо знаем, что такое цензура, в течение нескольких десятилетий советского времени калечившая судьбы художников и препятствовавшая развитию искусства. Мы не хотим, чтобы наша культура попала под пресс новой цензуры, какие бы влиятельные силы ее ни инициировали. Мы хотим жить в светской демократической стране, где не только согласно Конституции, но и на деле цензура запрещена».
Под «развитием искусства» понимался, в частности, скандальный балет «Нуреев», о котором очень много писали и говорили, и показ которого сначала откладывался, но потом все-таки состоялся на сцене Большого театра 9 декабря, то есть в День героев Отечества. Скандальности добавило и какое-то демонстративное усердие российской «элиты», явившейся на премьеру как взвод солдат в культпоход. Поговаривают, что Большой почтили своим присутствием: Сурков, Абрамович, Песков, Чемезов, Эрнст, Ургант, Познер, Собчак, Кудрин, Ремчуков, Юмашева, Литвинова, Улицкая и пр. На поклон артисты вышли в футболках с изображением Серебренникова и надписью «Свободу режиссеру». А пресс-секретарь президента господин Песков заявил, что «балет с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии – это событие, мировое событие». Однако те, кто, смеем думать, чуть больше господина Пескова понимает в искусстве, высказались об этой феерии как об откровенно слабой постановке. В частности, критик Д. Лекух, побывавший в Большом, рассказал, что «это такой балетный капустник уровня театрального кружка Дворца пионеров – аляповатый и в общем-то достаточно пошлый». Но если для господина Пескова «Нуреев» – событие, то, возможно, для него и Серебренников – герой Отечества, а вовсе не оскандалившийся театральный деятель, близкий к ЛГБТ и задержанный в августе по подозрению в мошенничестве.
* * *
Впрочем, представитель президента не впервые демонстрирует откровенно либеральные и едва ли не антигосударственные воззрения. Чего стоит хотя бы его эмоциональная поддержка выступления российских школьников в бундестаге. Ведь пресс-секретарь как лицо официальное вполне мог бы отозваться об уренгойском скандале нейтрально. Однако он предпочел высказаться определенно, назвав негодование соотечественников «экзальтированной травлей» и тем самым обозначив свое отношение к происходящему. А ведь скандал с выступлением в бундестаге стал, пожалуй, самым громким за прошедший год. Совершенно случайно граждане России узнали, что, оказывается, российские дети тайком от всей страны ездят в Германию и выражают сожаление о сгинувших на Восточном фронте немецких карателях. И что, скорее всего, государство таким, мягко говоря, неправедным способом старается заполучить благосклонность «партнеров», которых, однако, умасливать становится все труднее.
И подтверждением тому стал еще один грандиозный скандал года – отстранение олимпийской сборной России от участия в Играх и лишение медалей за сочинскую Олимпиаду. Уж как ни извинялись российские чиновники, как ни каялись, а «партнеры» остались непреклонны и дело свое довели до конца. Наивно объяснив через The Washington Post, что «российским гражданам следует перестать видеть в этом печальном исходе вину иностранцев и начать привлекать к ответственности собственное правительство». Никто не станет утверждать, что российское правительство ни в чем не виновато, но когда заморские дядюшки с помощью шантажа и подтасовок подсказывают, за кого голосовать и кого привлекать к ответственности, дела приобретают совсем другой оборот.
И вот, казалось бы, чего проще – повернуться да и уйти, не иметь больше дел с такими «партнерами». Только ведь давно известно: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21), а где сокровища российских чиновников и толстосумов, тоже давно известно. Вот и приходится народу российскому терпеть выходки «партнеров» и утираться от «партнерских» плевков.
* * *
А ведь у «партнеров» в рукаве еще парочка козырей, которые неизвестно когда лягут на стол. Например, американские спецслужбы обещали обнародовать данные о счетах российской «элиты». И тут же, 4 декабря, прокурор Международного уголовного суда опубликовал отчет за 2017 г. о действиях по предварительному расследованию событий на Украине. В отчете говорится, что «канцелярия прокурора также привела дополнительные сведения, указывающие на факт существования прямого военного противостояния между Вооруженными силами Российской Федерации и Украины, из чего вытекает, что самое позднее с 14 июля 2014 года, параллельно с немеждународным вооруженным конфликтом, на востоке Украины имел место международный вооруженный конфликт». То есть отчет с иезуитской простотой живописует «оккупацию» Россией Крыма и участие России в военном противостоянии в Донбассе. Оказывается, недовольные Януковичем потребовали на майдане его отставки, и парламент Украины за отставку проголосовал, после чего Янукович уехал в Россию, а Россия «оккупировала» Крым и начала войну на востоке Украины. Другими словами, все идет к тому, чтобы выдвинуть против России обвинение почти по югославскому сценарию. Конечно, НАТО вряд ли начнет бомбардировки. Но устроить какой-нибудь дворцовый переворот, вытащить на улицы людей – на этом «партнеры» съели не одну собаку. Так не для того ли наша «элита» явилась в Большой, чтобы продемонстрировать «партнерам» свою лояльность, готовность откликнуться и приверженность западным ценностям? Ходасевич говорил, что придет время, и мы будем аукаться именем Пушкина. Видимо, пришло время, чтобы российская «элита» аукалась с «партнерами» именами Нуреева или Серебренникова.
* * *
Любопытная деталь: в уходящем году в центре скандалов чаще всего оказывались артисты, политики и духовенство. Взять хотя бы свадьбу в семье краснодарской судьи Хахалевой, куда слетелся весь столичный бомонд. Или разговоры о памятниках российским патриархам возле храма Христа Спасителя, среди которых будет и прижизненный памятник патриарху Кириллу. Или недавнюю историю в Суздале, где два храма сначала судились, а потом едва не подрались из-за мощей святого угодника. Со скандала началась и «президентская гонка», поучаствовать в которой собралось рекордное число скандальных и сомнительных личностей – тут и Ксения Собчак, и Сергей Полонский, и Алексей Навальный, и даже руководитель российской Ассоциации стриптиз-клубов Лаки Ли.
Словом, общественная жизнь в России превратилась к 2017 году в один сплошной карамболь. А разве не скандал, что в год столетия ВЧК в Петербурге происходит кровавый теракт с погибшими и ранеными? Или в год столетия Октября, нацеленного на уничтожение бедности и неравенства, в России насчитывается, по признанию президента, до двадцати миллионов малоимущих. И хоть президент пообещал «продолжить работу по снижению количества людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, снизить бедность, уровень и массовость, масштаб которой представляет угрозу для стабильности и единства нашего общества», как именно и с опорой на что это будет сделано, он не сказал.
Так что рядовым гражданам России, наблюдающим, как резвится «элита», остается только слепо надеяться, что год столетия начала Гражданской войны не будет ознаменован какими-нибудь символически скандальными событиями и происшествиями. И что наконец на смену Году скандалов придет Год прозрения и созидания.