Кадр из сериала "Королева красоты"
|
|
Вот и ещё одно 4 ноября отмечено. В связи с катастрофой российского самолёта гораздо скромнее, чем можно было бы ожидать. Сплочение народа в горе сильнее, чем в празднованиях. По всем основным каналам говорили и продолжают говорить о преодолении смуты, о народном единстве, о патриотизме и его воспитании в молодом поколении. Телеперсоны обращают к молодёжи правильные прочувствованные слова о любви к Родине, к ближнему. Хочется им беспрекословно верить, но...
|
Патриоты России или кошелька?
...подрастающее поколение телевизор смотрит мало – оно давно уже запуталось в социальных сетях. Одновременно с антикоммунистической революцией (общенародная собственность чудесным образом перешла в частные руки) произошла не менее значимая, коммуникационная гаджет-революция, которая решила много технических проблем, но породила ещё больше: в социализации детей, их развитии, просто в человеческом общении. О его роскоши теперь говорить уже не приходится. В мире стало меньше любви – обыкновенной, человеческой. И к близким, и к Родине. А жестокости – гораздо больше. И сериальной, и особенно страшной – документальной: с казнями в прямом эфире, отрезанием голов и сжиганием заживо. В повседневной жизни катастрофически возросла проблема одиночества, появилось новое заболевание – сетевая зависимость, когда в гаджетах прячутся от жизни. К тому же увеличились возможности манипулирования сетевым сообществом (особенно юным). Тут бы со всей своей мощью и всеохватностью телевидению включиться в борьбу за юный народ, но дети ему нужны только для рейтинга – о воспитании и речи нет.
А в ящик по привычке утыкаются те, кто вырос в советское время, кого воспитывать в духе патриотизма не надо или поздно. Они смотрят политические программы, ток-шоу, где патриоты России всегда побивают антипатриотов – и это большой прогресс в сравнении со смутными 90-ми, но тем не менее какой-то осадок недоверия остаётся. Особенно если вспомнить недавний колоссальный подъём, настоящее народное единство во время украинских событий, завершившихся возвращением Крыма. Справедливость восторжествовала. Но только на этом «отдельном участке фронта». Многие важные внутрироссийские проблемы, в отличие от международных, на экран не пробиваются. Мы видим высокооплачиваемых солидных господ, обсуждающих социальные темы, которые лично их никак не задевают. А тех, кого задевают, в такие ток-шоу не зовут. Когда выступает какой-то чиновник из экономического блока, не оставляет мысль: он счастлив, что когда-то в этом блоке оказался, и сейчас отстаивает интересы только таких же, как он, счастливцев. Кто они? Патриоты России или патриоты кошелька? У денег ни национальности, ни гражданства нет. Что-то никто за время экономического кризиса не жертвует, подобно гражданину Минину, своё состояние на армию, образование и медицину (или об этом не говорят, так как дурной пример заразителен?). Бояр у нас много, князья Пожарские тоже вроде есть, Мининых не видно. О гигантском социальном расслоении ящик тоже помалкивает: ведущий развлекательных шоу где-нибудь на ТНТ получает в десятки-сотни раз больше, чем выдающийся учёный или инженер оборонки. А что происходит с социальной справедливостью, с правосудием, с неотвратимостью наказания?
Судя по последним разоблачениям и арестам, коррупцией пронизаны все звенья российской экономики. «Воруют все, – говорила Ольга Скабеева в выпуске программы «Вести.doc», посвящённой фильму Аркадия Мамонтова «Золотой телец», – только ленивый не ворует». Из фильма явствует, что губернские бояре ведут себя со своими избирателями, как иностранные завоеватели, – натурально грабят. И отнюдь не ленятся. И ничего не боятся.
Добавим, что некоторые уже готовы убивать. Не только за деньги, но и совершенно бескорыстно. Чтобы восстановить попранную справедливость. Когда «красногорский стрелок», ставший героем многих телерепортажей, расправился со своими бизнес-партнёрами из администрации города, о нём говорили почти как о Робин Гуде, отдавшем свою жизнь борьбе с коррупцией. Ещё один пример из многих. Девушка из очень обеспеченной семьи, студентка МГУ, стала убеждённой поклонницей головорезов-исламистов и готова воевать за их идеалы. Обсуждая её, в одном из эфиров канала «Спас» пришли к выводу, что не всё покупается и продаётся. Оказывается, ещё жива в народе тяга к бескорыстию, справедливости, подвигу, но целое поколение воспитано на том, что в рамках закона ничего героического совершить невозможно. Если только не на войне. Обстановка в мире тревожная, и возможно, героизм будет востребован, причём массовый.
Воспитание врага
Основное телевремя отдано антигероическим «мыльным операм» – сериалам, паразитирующим на ностальгии по советскому прошлому. Их стало так много и они настолько однотипно антисоветские, что наводит на мысли о политическом заказе. Старожилы смотрят их, плачут, вспоминая времена, когда счастье было так близко, и оно было не в деньгах, когда работали социальные лифты, когда наше образование было самым лучшим в мире, а здравоохранение не было платным, когда справедливости тоже не хватало, но к ней стремились. Но как же в этих ретросериалах всё переврано! Намеренно и мерзко. «Метят в коммунизм, а попадают в Россию» теперь не диссиденты, не западные спецслужбы, а отечественные телепроизводители. В сериалах аскетичная героическая эпоха насыщается пороками, интригами и сленгом нашего жирного времени. Даже те, кто относился к советской власти крайне критично, подтвердят, что происходящее в сериале, скажем, «Королева красоты» (режиссёр Карен Оганесян, сценаристы Ганна Слуцки и Андрей Курс) не имеет никакого отношения ни к началу 60-х, ни к Дому моды, ни к советской печати, ни к спецслужбам. Здесь, как и почти во всех ретросериалах, тотально фальсифицируется история страны и история человеческих отношений. Почти все герои таких сериалов либо дураки, либо подлецы и мерзавцы, либо пьяницы и несчастные, замученные советской властью люди. Все руководители государства, начиная с Ленина, представлены издевательски: либо идиотами, либо сексуальными маньяками, либо параноиками-палачами; спецслужбы творят такие ужасы, что меркнет запрещённое в России ИГИЛ.
Какие ключевые события происходят в «Королеве красоты», продемонстрированной в канун праздника народного единства на канале «Россия 1»? Сотрудник КГБ устраивает встречу топ-модели с другом СССР, немецким антифашистом (?!), подпаивает, провоцирует антифашиста на сексуальные домогательства (якобы модель не против) и успевает сделать скабрёзные фото до того, как она ударила друга СССР бутылкой по голове. Генерал КГБ показывает эти снимки мужу модели, журналисту-международнику, который так расстраивается, что напивается и изменяет Родине, за что кровавая гэбня его в Лондоне и убивает. Зачем всё это нужно генералу? Зачем ему нужно лично избивать и уродовать красавицу-модель, а потом засаживать её в психушку, подвергать карательной медицине и насильственному аборту? Зачем генеральская любовница зарабатывает себе «вышку», картинно расстреливая его? Зачем одна из героинь душит воспитавшую её старую большевичку? Почему КГБ занимается не поиском бандеровцев, власовцев и шпионов, как было на самом деле (к сожалению, не всех выявили), а якобы засевшими в доме моды диссидентами, коих в начале 60-х ещё и не было?
Если такие, как показано в этом и многих других подобных сериалах, безмозглые садисты правили в стране, то как в ней были созданы такие мощные экономика и оборона, которые, несмотря ни на что, до сих пор не дают сломить Россию? Настоящими героями тогда были модельеры и «королевы красоты»? А учёные, космонавты, физики, геологи, инженеры и рабочие, построившие великую державу – пособники «кровавого режима»? Нетрудно представить, какие кошмарные выводы проецируются на будущее страны, в которой, судя по ретросериалам, ничего светлого и чистого никогда не было, — «героиня» в сериале обретает счастье, только когда вырывается из проклятого «совка» в Париж.
Мы уже писали о том, к чему приводит подобный «ленинопад». В 90-е годы ставилась задача за счёт очернения советского времени обелить «отдельные недостатки» эпохи большого хапка. Но когда российское ТВ врёт, представляя нашу историю сплошным преступным кошмаром, то какое же отношение к России будет у её юных граждан? Лучше уж пусть сидят в интернете и дуреют от компьютерных игр – ведь в ящике им покажут, какими негодяями были их отцы и деды, и они, пожалуй, подадутся в запрещённые в России «Правый сектор» или ИГИЛ, что уже и происходит.
Вот такое патриотическое воспитание даже на государственных каналах, на которых в информационно-аналитеческих программах пробуждают «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», а потом в художественных фильмах, обладающих куда большей силой эмоционального воздействия, в них плюют.
Не забыть ту ненависть, с которой Владимир Машков смотрит на Красную площадь, а играет он главного героя, которому положено сочувствовать, – предателя, врага, перешедшего на сторону террористов, чуть не взорвавшего Мавзолей с Кремлём. В сериале под названием... «Родина». Какое-то, право, форменное издевательство! Такое же, как с возведением в Екатеринбурге за миллиарды рублей мемориального центра, посвящённого «великому патриоту», которого большинство граждан СССР ненавидит, считая предателем родины.
Да, ящику хочется верить, но что-то мешает. Смута в мозгах.
Александр КОНДРАШОВ
Источник: Литературная газета
|