Российский ВПК заработал на полную мощность — спрос на рабочие специальности растёт. Общество начало движение от потребления к труду?
В связи с событиями в Сирии на предприятиях ВПК РФ массово открываются новые вакансии по рабочим специальностям. Например, ОАО «Корпорация тактическое ракетное вооружение», бомбы и ракеты которой мы чаще других видим по телевизору, срочно ищет свыше 300 инженеров и рабочих — обещает всяческие льготы и долговременное взаимовыгодное сотрудничество. Предприятия тяжелого машиностроения, производители грузовиков, тягачей, кранов также поправили свое положение за счет военных и смежных с ними заказов. Некоторые даже перешли на шестидневную рабочую неделю.
Другими словами, справедливость тезиса о том, что одно рабочее место в ВПК обеспечивает до 5−8 вакансий «на гражданке», мы можем наблюдать воочию на отдельно взятых заводах. Предупреждения об опасности гонки вооружений пока относятся к будущему (хотя и не столь отдаленному).
Более насущный вопрос несколько иной: как сильно выражена данная тенденция в масштабах страны? Носит ли долговременный или конъюнктурный характер? Хватит ли инженеров и рабочих?
Так как во время Всероссийской переписи населения народ спрашивали о национальности, но забыли поинтересоваться профессией, обратимся к сайтам вакансий.
Если судить по соотношению вакансий и резюме, то рынок труда действительно испытывает дефицит рабочих специальностей:
Однако даже в условиях кризиса российский рынок гораздо острее нуждается в менеджерах по продажам, в программистах и системных администраторах, в финансистах и маркетологах.
Судя по количеству резюме, рабочих в РФ в пять раз меньше, чем продавцов. Да, их не хватает. Но продавцов не хватает в девять раз больше, чем рабочих. Инженеров, судя по графе «производство», в стране почти раза в два больше, чем «пролетариев». И не все из них востребованы.
Другими словами, на данном этапе дефицит в рабочих специальностях не особенно острый. Но в случае возникновения удовлетворить его оперативно будет не столь просто.
Во-первых, по данным Всероссийской переписи населения, россияне не горят желанием что-либо делать руками: если в 2002 году только 16% граждан имели высшее образование, то в 2010 г. — уже 23%.
Это свидетельствует совсем не о повышении уровня образованности, который, согласно множеству различных исследований и личным наблюдениям, упал катастрофически. Просто диплом превратился в признак статуса, «успешный» человек обязан закончить ВУЗ, хотя бы для галочки. Поступить в ПТУ считается чем-то зазорным, непрестижным и отчасти ущербным.
Во-вторых, из всех регионов РФ только в Ленинградской области рабочие специальности пользуются ярко выраженной популярностью:
В остальных областях и республиках предпочитают сидеть в офисе или добывать углеводороды.
В-третьих, небезынтересно посмотреть на статистику зарплатных ожиданий, с распределением по возрасту:
Наивысший уровень желаемого дохода — у 19-летних, почти все хотят больше 100 тыс. рублей (sic!). Уже через год ожидания снижаются в несколько раз, так как безработица среди молодежи достигает 20%, но о подрастающем поколении это говорит достаточно красноречиво. Подрастающее поколение далеко от производственной романтики и хочет жить красиво, прямо сейчас, ничего не зная и не умея.
В-четвертых, самое время сказать пару добрых слов о немногих оставшихся работягах, еще советской закалки, на которых всё и держится. Но автор три года проработал в производственной компании, поэтому добрых слов не будет.
Более ленивых, некомпетентных, недобросовестных, работников, полностью утративших культуру производства, рабочую честь и совесть, сложно найти во всём мире. Исключения редки. Большинство работает по правилу «за такую зарплату я должен не работать, а немного вредить». Чем самозабвенно и занимается. Конечно, это не обвинение конкретных людей, множество из которых достойны уважения, не желание даже невольно кого-то обидеть, это разговор о явлениях, даже знамениях времени. О тех приоритетах либеральной страны в образовании, культуре, пропаганде, СМИ, которые и натворили подобные явления и продолжают их плодить.
На чём и на ком держатся остатки российских производственных мощностей, понять довольно сложно. Скорее всего, на отдельных энтузиастах и огромной силе инерции.
Зато довольно точно можно определить суть проблемы, с которой столкнутся российские власти, если всё-таки решат развивать производство. Не только на словах, но и на деле. Хотя бы танков и самолетов. Хотя бы и в собственных мелкоимпериалистических интересах.
Они столкнутся с полным отсутствием престижа рабочих специальностей. С отсутствием привычки к добросовестной работе. С нежеланием и неумением добросовестно работать даже за адекватную зарплату.
В результате дальнейшего обнищания желание у населения может появиться. Как известно, зарплата мотивирует только на 30%, оставшиеся 70% — это боязнь её потерять и умереть с голоду. Хотя некоторые в таких случаях берутся за вилы или отмычку — не угадаешь.
С умением сложнее. Привычку к труду одной лишь пропагандой или репрессивными мерами не возродить. Необходима традиция, которая начинается с семьи, со школы.
Да, власть поставила задачу развить производство и выпускать 100000 интересных изделий в год, которые нужны в Сирии. Казалось бы, впечатляет. Однако, по воспоминаниям еще живого директора подобного предприятия, только на одном его заводе в месяц раньше выпускали 50000 таких изделий.
Хочешь новый танк? Привей уважение к человеку труда, верни качество образования, создай механизмы трудоустройства. Пока страна движется в совершенно противоположном направлении.
Максим ВОЛКОВ
Источник: rusrand.ru
|