В успешном решении задач, стоявших перед Советским Союзом в период Великой Отечественной войны, важную роль сыграла финансово-кредитная система страны. Государство использовало их для мобилизации колоссальных денежных ресурсов, их перераспределения в целях перестройки народного хозяйства на военные рельсы и непрерывного обеспечения нужд войны. Они служили эффективным инструментом контроля за распределением и перераспределением общественного продукта и национального дохода, их рационального, экономного использования в интересах победы над врагом.
Значение финансовой и денежно-кредитной системы в годы войны проявилось также в том, что они обеспечили рост доходов государственного бюджета и бесперебойное финансирование всех отраслей народного хозяйства; дали возможность сосредоточить и направить необходимую часть денежных доходов и средств государства на финансирование и кредитование тяжелой промышленности и, в первую очередь, ее оборонных отраслей; способствовали эвакуации из угрожаемых районов предприятий и населения, восстановлению разрушенного хозяйства освобождаемых от оккупации районов; обеспечивали валютные потребности Красной Армии в период ведения боевых действий на иностранной территории.
Не вызывает сомнения, что основным методом мобилизации средств и финансирования потребностей экономики страны был бюджет. Он позволил привлечь значительную часть средств предприятий, организаций и населения. Если в 1942 году доходы государственного бюджета составляли 165 млрд руб., то в 1944 году они достигли 268,7 млрд руб., а в 1945-м – 302 млрд руб., т. е. к концу войны до- ходы в 1,7 раза превысили уровень довоенного 1940 года. В целом за годы войны государственный бюджет мобилизовал 1117 млрд руб., из которых 582 млрд руб. пошли на военные нужды. Кроме этого государство дополнительно привлекало временно свободные средства через денежно-кредитную систему и использовало их для форсированного развития, перестройки и восстановления промышленности, транспорта и сельского хозяйства.
Важную роль в выполнении задач, стоящих в годы войны перед советским народом, сыграл Государственный банк – главное звено денежно-кредитной системы, орган управления экономикой страны. Влияние Государственного банка СССР на укрепление оборонной мощи государства, его роль в достижении победы в годы Великой Отечественной войны проявилась двояко: во-первых, в воздействии на развитие всех отраслей экономики страны в результате выполнения функций по ее банковскому обслуживанию; во-вторых, в со- действии повышению боеспособности Вооруженных Сил путем их банковского обслуживания стационарными и полевыми учреждениями Госбанка СССР.
Основным при этом являлось влияние денежно-кредитной системы на развитие экономики государства. Так, в годы предвоенных пятилеток, в условиях надвигавшейся войны важно было сосредоточить основные денежные ресурсы там, где создавалась основа нашего оборонного могущества. Денежно-кредитный механизм способствовал выполнению планов развития народного хозяйства и в первую очередь тех его отраслей, которые имели оборонное значение. За 1938-1941 годы кредитные вложения в народное хозяйство возросли на 35,2%. На 1 января 1941 г. их размер составил 5,8 млрд руб., в том числе 300 млн руб. долгосрочных вложений. За этот же период кредитные вложения в тяжелую промышленность возросли на 75,9% и их доля в общей сумме кредитных вложений в 1941 году составила 24,3% против 18,6% в 1938 году. Следовательно, Государственный банк СССР способствовал мобилизации временно свободных средств и их перераспределению в пользу отраслей, непосредственно влияющих на укрепление оборонной мощи государства.
В годы Великой Отечественной войны перед Государственным банком страны встали важнейшие задачи по максимальной мобилизации и использованию денежных ресурсов на военные нужды, обеспечению бес- перебойного кредитования и расчетов в народном хозяйстве, планомерном регулировании денежного обращения в условиях военного времени.
Выполнение Госбанком его функций в начале войны сильно усложнялось необходимостью эвакуации производительных сил с запада на восток страны. Во втором полугодии 1941 года в восточные районы страны было эвакуировано свыше 10 млн человек, перебазировано 1523 промышленных предприятия, в том числе 1360 военных заводов. Одновременно на востоке страны стремительно развертывалось строительство новых предприятий. С 1 июля 1941 г. по 1945 год включительно было построено, восстановлено и введено в действие 11 тыс. крупных промышленных предприятий. За четыре года войны промышленное производство на Урале увеличилось в 3,6 раза, в Сибири – в 2,3 раза, в Поволжье – в 3,4 раза [1, с.20]. Все это требовало огромных расходов. Государственный банк как центр кредитования народного хозяйства изыскивал ресурсы для расширения кредитования военной промышленности, оказания кредитной помощи предприятиям, перебазированным в тыл страны и организующим работу на новом месте; стимулировал кредитом выпуск товаров народного потребления и заготовок продовольствия, а также оказывал широкую кредитную помощь восстанавливающемуся хозяйству районов, освобождаемых от фашистских захватчиков.
В связи с перестройкой народного хозяйства в первые годы войны, выпадением из промышленного комплекса части предприятий, оказавшихся на оккупированной территории, произошло некоторое сокращение кредитных ресурсов, вследствие чего кредитные вложения в 1943 году уменьшились по сравнению с 1941 годом на 0,7 млрд руб. Однако и в этих условиях доля кредитных вложений в промышленность увеличилась с 64,4% в 1941 году до 72% в 1943 году, большая часть из них – от 26% в 1941 году до 32,7% в 1943 году – направлялась в тяжелую промышленность, то есть отрасль наиболее важную для военной экономики.
В целях скорейшего развертывания производства на эвакуированных предприятиях им предоставлялись специальные кредиты на льготных условиях на затраты, связанные с эвакуацией, им выдавались кредиты на кратковременные потребности, возникавшие в тогдашней неблагоприятной хозяйственной ситуации. Были значительно увеличены кредиты под сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей, образование которых также объяснялось условиями военного времени. В то же время кредит активно использовался для мобилизации материальных ресурсов для нужд фронта. К предприятиям, сохраняющим ненужные запасы товаров, применялись кредитные санкции.
По мере развития военной экономики и увеличения объема производства продукции, кредитные вложения Государственного банка продолжали расти. Общая сумма кредитных вложений в народное хозяйство к началу 1945 года составила 6,1 млрд руб., превысив довоенный уровень на 11%. Доля банковского кредита в оборотных средствах тяжелой промышленности в 1941-1945 гг. возросла с 20 до 38% [2].
Наряду с кредитованием народного хозяйства важное значение в годы Великой Отечественной войны имели организация и осуществление Государственным банком безналичных расчетов, которые были в значительной мере затруднены в связи с эвакуацией предприятий, неоднократной переадресацией промышленных грузов, массовыми перемещениями поставщиков из одних районов страны в другие. В ряде случаев отгруженная продукция не доходила до места на- значения, а платежные документы не находили плательщиков. Во многих случаях в период эвакуации ценностей их отгрузка производилась без оформления расчетных и платежных документов, что увеличило количество отказов от акцепта документов по мотиву «товар не заказан». Если в 1940 году сумма отказов от акцепта платежных требований по отношению ко всей сумме предъявленных требований составила 2,1%, то в 1942 году – 4,3%.
В результате на предприятиях происходил рост дебиторской и кредиторской задолженности, замедлялась оборачиваемость денежных средств, ухудшалось финансовое положение. В этих условиях Госбанк стал осуществлять жесткий контроль за состоянием расчетов, широко развивать систему взаимных расчетов. Работники Госбанка на местах по балансам предприятий проводили проверки состояния дебиторской и кредиторской задолженности, задолженности по неотфактурованным поставкам и добивались ее погашения; участвовали в определении качества и цены «бесхозных» материальных ценностей, выгруженных на станциях и пристанях и в их распределении. Все счета-фактуры предприятиям оборонной промышленности и военным грузополучателям направлялись только через учреждения Госбанка. С целью развития системы взаимных расчетов вводились новые формы расчетов. Были введены расчеты путем зачета взаимных требований как внутри наркоматов, так и между наркоматами.
Если к концу 1941 года в системе Госбанка действовали 46 бюро взаимных расчетов, то на начало 1946 года их было уже 153 [3]. В результате проводимой Государственным банком работы по совершенствованию безналичных расчетов укреплялась платежная дисциплина, улучшалось финансовое состояние предприятий, ускорялась оборачиваемость денежных средств, происходило их более эффективное использование в целях своевременного обеспечения потребностей фронта и тыла.
Осуществляя кассовое исполнение Государственного бюджета, учреждения Госбанка зачисляли средства, поступающие в доход соответствующих бюджетов, обеспечивали своевременное доведение ассигнований и выдач бюджетных средств на предусмотренные планами цели. В то же время они осуществляли жесткий контроль за целевым расходованием бюджетных средств и содействовали полному и своевременному поступлению доходов от социалистического хозяйства и населения.
За время войны взносы населения в фонд обороны СССР и в фонд Красной Армии только деньгами составили 16 млрд руб., не считая взносов в виде золота, платины, серебра, драгоценных камней и т. д. За годы войны от населения поступило свыше 76 млрд руб. по займам, 12,5 млрд руб. в порядке реализации четырех денежно-вещевых лотерей и еще свыше 10 млрд руб. по особому займу в виде свидетельств на компенсации за неиспользованные отпуска [4].
Госбанк совместно с финансовыми органами Наркомфина проводил большую работу, разъясняя порядок взносов. К приему платежей от населения привлекались сберегательные кассы. В Госбанке открывались специальные счета «Фонд обороны СССР», «Народный учитель», «Связист» и другие, счета на строительство танковых колонн, эскадрилий самолетов и т. п. Копии из этих счетов высылались отдельным предприятиям, организациям, что имело большое мобилизующее значение.
В органической связи с кредитованием народного хозяйства и организацией расчетов в ходы войны находилась деятельность Государственного банка по регулированию денежного обращения и кассовому обслуживанию народного хозяйства. Состояние денежного обращения, устойчивость денежной единицы, ее покупательная способность имеют переходящее значение в экономике любого государства.
Расстройство денежного обращения, его неустойчивость могут вызвать тяжелые последствия в экономике, нестабильность в росте производства и даже его сокращение. Поэтому в годы Великой Отечественной войны Государственным банком проводилась большая работа по стабилизации денежного обращения.
Мобилизация и развертывание армии, военная перестройка народного хозяйства и эвакуация промышленных предприятий на восток страны уже III квартале 1941 года потребовала огромных расходов. Материальный ущерб, нанесенный нашей стране в годы войны, не имеет себе равных во всей истории войн. Прямые военные расходы и дополнительные расходы, вызванные войной, а также потери доходов предприятий от прекращения производства в оккупированных районах составили астрономическую сумму – 1890 млрд руб. в довоенных ценах или в 10 раз больше, чем весь государственный бюджет СССР в 1940 году. Многие предприятия легкой и пищевой промышленности на территории, подвергшейся оккупации, были разрушены. В результате объем розничного товарооборота сократился в 1942-1943 гг. по сравнению с 1940 годом в три раза. Такие потери и огромный рост военных расходов привели к дефициту государственного бюджета, который за годы войны составил 29,8 млрд руб.
В этих условиях перед Госбанком СССР стояла сложная задача: бесперебойно удовлетворять потребности народного хозяйства и Вооруженных Сил в наличных деньгах и в то же время максимально ограничить эмиссию, обеспечивая рациональное и эффективное регулирование денежного обращения. Созданный перед войной эмиссионный резерв был быстро исчерпан и Госбанк вынужден был прибегнуть к дополнительной сверх необходимой для сферы обращения эмиссии денег. Это вызывалось в основном необходимостью покрыть дефицит государственного бюджета, имевший место в первые три года войны и кредитованием работ по восстановлению народного хозяйства в освобожденных районах. В результате денежная масса в обращении за три года войны увеличилась в 2,4 раза, а к концу войны – в 3,8 раза [5], тогда как объем розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли уменьшился. Происходил рост количества денег на руках у населения. Кроме того, на оккупированной территории фашисты в большом количестве выпускали фальшивые денежные знаки в рублях, что также увеличивало количество денег в обращении.
С целью сохранить относительную устойчивость денежного обращения, избежать еще большего разбухания его каналов Госбанк провел огромную работу по увеличению притока наличных денег в свои кассы и жесткой экономии в их расходовании. Были резко сокращены выплаты наличных денег. Сберегательные кассы выплачивали вкладчикам не более 200 руб. в месяц, была прекращена выдача ссуд под залог облигаций и покупка облигаций внутреннего выигрышного займа 1938 года.
Учреждения Госбанка осуществляли всеохватывающий контроль за расходованием денег на заработную плату, был усилен контроль за соблюдением кассовой дисциплины в народном хозяйстве, пересмотрены размеры лимитов оборотных касс учреждений Госбанка. Через свои полевые учреждения Госбанк провел огромную работу среди личного состава действующей армии по зачислению денежного содержания во вклады, что дало возможность значительно сократить количество денег в обращении. Укреплению денежного обращения также способствовало широкое представление Госбанком кредитов на расширение производства товаров народного потребления местной промышленностью из сырья и отходов, улучшение системы инкассации наличных денег в банк.
Совокупность проведенных мероприятий, жесткая эмиссионная политика дали свои плоды. Размеры эмиссии в 1943-1945 годы были втрое меньше чем в первый год войны. Этому в значительной мере способствовали стабилизация и рост производства, особенно в отраслях, производящих товары широкого потребления. За 1943 год объем промышленной продукции увеличился на 17% и национальный доход – на 13%. В 1944 году выпуск промышленной продукции был выше уровня 1940 года, а производство военной продукции превысило его более чем в два раза.
В 1943 году значительно сократился бюджетный дефицит (до 2,7% к сумме расходов бюджета), а в 1944 и 1945 годах суммы доходов бюджета превышали его расходы, что способствовало оздоровлению денежного обращения и вызвало повышение покупательской способности рубля еще до окончания войны.
Если в 1941 году эмиссия наличных денег составила 19,8% кассового расхода, то в последующие годы войны она постоянно снижалась и в 1944 году составила 4,3% кассового расхода [6].
Относительная устойчивость денежного обращения в годы Великой Отечественной войны выразилась в сохранении твердых розничных цен на предметы первой необходимости, устойчивых отпускных цен на военную и другую технику, твердых заготовительных цен на сельскохозяйственную продукцию. Все мирное население в конце войны снабжалось по карточкам по низким ценам.
Устойчивое денежное обращение являлось важным условием дальнейшего развития экономики страны, реализации преимуществ социалистической системы хозяйства. Оно было результатом большой работы, проведенной в области производства и товарооборота, а также правильной финансовой и кредитной политики, проводимой нашим государством в годы войны. Государственный банк СССР был важнейшим органом, реализующим эту политику, проводившим жесткий контроль за поступлением и выдачей наличных денег, планомерно регулирующим денежное обращение
Относительно устойчивое денежное обращение обеспечивало реальность денежных доходов населения, что влияло на укрепление морально-политического состояния общества. История знает немало примеров, когда приведенное в результате огромных непроизводительных расходов в состояние хаоса денежное обращение экономически развитых государств, разрушающе действовало на производство и приводило страну на грань экономического банкротства. Так, количество денег в обращении в фашистской Германии с 1939 года по май 1945 года выросло в 6 раз, в Италии с декабря 1939 по декабрь 1944 года – в 10 раз, в Японии с декабря 1939 по август 1945 года – в 11 раз [7].
Стабильное денежное обращение непосредственно сказывалось на товарно-денежных связях Вооруженных Сил с экономикой страны, так как высокая покупательная способность денежной единицы при неизменном уровне ассигнований из государственного бюджета позволяла производить необходимое количество вооружений, техники и материальных средств.
Выполняя присущие ему функции по обслуживанию экономики страны в годы войны, Государственный банк осуществлял действенный контроль за выполнением планов производства и товарооборота, соблюдением плановой, финансовой, кредитной и расчетной дисциплины, соблюдением предприятиями принципов хозрасчета. В процессе осуществления контроля выявлялись внутрихозяйственные резервы роста производства продукции, улучшения ее качества, снижения трудовых и материальных затрат. Широко используя такие экономические рычаги как деньги и кредит, Государственный банк способствовал выполнению обслуживаемыми предприятиями и организациями плановых заданий, соблюдению принципов хозрасчета, ускорению оборачиваемости оборотных средств их эффективному использованию в интересах победы над врагом.
Наряду с воздействием Государственного банка СССР на развитие экономики важное значение в годы войны имело непосредственное обслуживание учреждениями Госбанка Вооруженных Сил, чему способствовало создание системы полевых учреждений. Исходя из специфики деятельности Вооруженных Сил, сфера воздействия учреждений Госбанка на них ограничена. Но, тем не менее, она способствовала повышению их боеспособности и, следовательно, достижению победы над врагом. Это обеспечивалось централизацией банковской системы и эмиссионного дела в стране.
Централизация банковской системы позволила в ходе войны во всех случаях беспрепятственно обеспечивать воинские части наличными деньгами. Воинские части использовали наличные деньги на выплату денежного довольствия и заработной платы личному составу, а также на оплату услуг и приобретение имущества, которое не поставлялось в натуре и не оплачивалось в безналичном порядке. Поэтому своевременное обеспечение воинских частей наличными деньгами способствовало выполнению мероприятий командования по поддержанию высокой боеспособности воинских частей и высокое политико-моральное состояние воинов Вооруженных Сил СССР.
Расчеты Вооруженных Сил с народным хозяйством в годы войны в основном осуществлялись в безналичном порядке. Контроль Госбанка за соблюдением платежной дисциплины в Вооруженных Силах и в различных отраслях народного хозяйства способствовал ускорению оборачиваемости оборотных средств, позволял финансовой службе Вооруженных Сил более четко организовать расчеты за поставки вооружения, техники и другого имущества. Этот контроль, кроме того, обеспечивал соблюдение договорной дисциплины и способствовал ускорению продвижения необходимых материальных ценностей от предприятий промышленности и сельского хозяйства в Вооруженные Силы.
Краткосрочный кредит, представляемый учреждениями Госбанка производственным предприятиям и хозрасчетным организациям Вооруженных Сил, сокращал их потребности в собственных оборотных средствах и позволял использовать высвобождающиеся ресурсы на другие нужды Вооруженных Сил. Кредиты банка дают возможность не отвлекать на нужды обороны излишних средств из государственного бюджета. Банковский контроль, осуществляемый в процессе кредитования, способствовал улучшению деятельности предприятий и организаций, повышению эффективности и качества их работы.
В годы Великой Отечественной войны, осуществляя кассовое исполнение бюджета, Государственный Банк СССР обеспечил рост его доходов, что позволило сосредоточить и направить необходимую часть денежных средств государства на финансирование и кредитование тяжелой промышленности и, в первую очередь, ее оборонных отраслей. Стационарные учреждения Госбанка СССР, организуя безналичные расчеты, способствовали эвакуации из угрожаемых районов предприятий и населения, восстановлению разрушенного хозяйства освобождаемых от оккупации районов. Полевые учреждения Госбанка, осуществляя расчетно-кассовое обслуживание Красной Армии, обеспечили потребности военнослужащих действующей армии во вкладных операциях, банковских переводах, иностранной валюте.
Таким образом, Государственный Банк СССР и его учреждения внесли весомый вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.
Список использованных источников
- Финансовая служба Вооруженных Сил СССР в период войны. – М., Воениздат, 1967.
- Атлас М.С. Роль Государственного банка в экономической победе СССР над фашизмом // Деньги и кредит. – 1975. – № 6.
- Государственный банк СССР. Краткий очерк к сорокалетию Октября. – М.: Госфиниздат, 1957.
- Аброскин А.А. Финансы СССР в период Великой Отечественной войны / Научные записки МФИ. – М.: Госфиниздат, 1955.
- История Великой Отечественной войны СССР 1941-1945 годов. Т. 6. – М., 1965.
- Геращенко В.С. Госбанк в годы Великой Отечественной войны // Вестник Банка России. – 2000. – № 23 (451).
- Козлов Г.А. Теория денег и денежного обращения. – М., 1946.
О.А. Антонюк
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой финансов и управления банковской деятельностью в ВC
Военного университета
А.Ю. Побединский
кандидат экономических наук,
заместитель начальника Департамента полевых учреждений Банка России
Источник: "Вооружение и экономика", 2015, № 2 (31)
|