|
|
Виктор Петрович Рачинский
Кандидат технических наук, профессор.
Полковник в отставке.
Начальник кафедры «Экономика производства и ремонта вооружения и военной техники» Военного финансово-экономического факультета при МФИ в 1982-1992 гг.
Награждён орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и медалями.
|
В июне 1982 г. я был назначен на должность начальника кафедры экономики производства и ремонта вооружения и военной техники Военного финансово-экономического факультета при Московском финансовом институте.
Несколько ранее в должности начальника кафедры был утверждён доктор технических наук, профессор полковник Василий Иванович Жихарев. Удивительный человек, сочетавший в себе талант учёного с исключительной скромностью и коммуникабельностью. К сожалению, в марте 1981 г. профессор В.И. Жихарев ушёл из жизни и я получил приглашение занять указанную должность.
Непросто далось мне принятие этого решения. К счастью, могу сказать, что все мои сомнения были напрасными. Благодаря мудрости руководства факультета и при поддержке личного состава кафедры моё вхождение в должность прошло безболезненно, в коллективе была сохранена атмосфера товарищества и взаимопонимания.
Кафедра являлась передовым и авторитетным подразделением факультета, но этот статус необходимо было поддерживать и повышать в соответствии с новыми формами обучения. Так, с моим приходом на кафедру, возник вопрос применения в образовательном процессе ЭВМ и активных методов обучения.
Для внедрения ЭВМ в учебный процесс пришлось привести некоторые задачи планирования и ценообразования к виду, удобному для использования ЭВМ. Для решения указанных задач, начальником родственной кафедры полковником Г.П. Жуковым нам был предоставлен компьютерный класс.
Здесь следует отметить, что основными особенностями учебного процесса на офицерских курсах переподготовки и повышения квалификации являются:
- кратчайший срок освоения материалов;
- значительный перерыв в обучении;
- наличие сложившихся установок на каждый изучаемый предмет;
- всё возрастающая активная роль слушателя в учебном процессе.
Перечисленные особенности заставили искать такие методы обучения, формы передачи знаний и способы организации познавательной деятельности слушателей, которые позволили бы, по возможности, индивидуализировать учебный процесс и повысить его эффективность.
Пятилетие кафедры. 1979 г. Личный состав кафедры в полном сборе во главе с
начальником кафедры В. И. Жихаревым (в центре) и представителями ЦФУ МО
СССР А. В. Микрюковым (в первом ряду крайний справа) и И. М. Самсоновым
(в первом ряду крайний слева) |
С точки зрения названных особенностей, наиболее приемлемыми методами обучения на офицерских курсах были признаны активные методы обучения, и прежде всего деловые игры. Для разработки деловой игры, а вернее, на её основе военно-специальной игры (ВСИ), был организован авторский коллектив в составе старших преподавателей кафедры полковников Г.А. Бахарева, С.П. Волкова и И.А. Федотова, под моим руководством. И уже в 1983 г. была создана ВСИ «Цена» для офицеров заказывающих управлений и военных представительств на предприятиях и в организациях оборонного комплекса страны. Удачный опыт проведения игры «Цена» потребовал введения аналогичного вида занятий и на офицерских курсах руководящего состава, плановиков и бухгалтеров промышленных предприятий Министерства обороны. В связи с этим в 1986 г. была разработана ВСИ «План», авторами которой были полковники В.П. Рачинский и С.П. Волков.
Основной сценарий названных игр сохраняется вот уж около 30 лет, хотя в них ежегодно вносятся коррективы, учитывающие изменения, происходящие в Вооруженных Силах и оборонном комплексе страны. Так, в прошлом году в игровой комплекс «Цена» были внесены изменения, связанные с появлением службы уполномоченного Начальника вооружения Вооруженных Сил РФ.
ВСИ «План» была преобразована в деловую игру «План» и теперь предназначена для слушателей, обучающихся по дополнительной образовательной программе профессиональной переподготовки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и увольняемых с военной службы для выполнения нового вида профессиональной деятельности по экономике и управлению на предприятии (в промышленности). В прошлом году ВСИ «Цена» была внедрена также в учебный процесс Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В целом, в период 1982-1992 гг., коллективом кафедры были получены следующие результаты:
- внедрены в учебный процесс ЭВМ и активные методы обучения, в том числе деловые игры и созданные на их основе военно специальные игры;
- защищено 10 диссертаций на соискание учёной степени кандидата экономических наук;
- присвоено учёное звание «доцент» четырём преподавателям;
- присвоено учёное звание «профессор» трём преподавателям;
-разработаны программы, тематические планы и учебно-методические материалы для пяти новых курсов офицерского состава военных представительств и промышленных предприятий МО;
- изданы первый учебник кафедры «Цены и ценообразование на оборонную продукцию», более пятнадцати учебных пособий и разработан учебник «Экономика производства оборонной продукции»;
- оборудован автоматизированный класс для текущего контроля знаний слушателей.
Полковник В.П. Рачинский (в центре) с членами своей кафедры
На протяжении почти четырёх десятков лет кафедра остаётся дружным, трудолюбивым коллективом, способным решать самые сложные учебно-воспитательные задачи. Так было до 1998 г. - в составе Военного и Военного финансово-экономического факультета при Московском финансовом институте, в 1998-2006 гг. - в составе Военного финансово-экономического университета, а с 2006 г. по настоящее время - в рамках Военного университета МО РФ.
Сегодня на кафедре делается всё возможное для организации качественного учебного процесса, ориентированного на требования практики и на перспективы развития Вооруженных Сил РФ и оборонно-промышленного комплекса страны.
Источник: Военный финансово-экономический факультет глазами выпускников (к 65-летию со дня основания).-М: Галея-Принт.-2012.-303 с.
|