Такой категоричный вывод можно сделать по многим основаниям. Но, полагаю, и одного достаточно, зато очень и очень весомого – того, что происходит с размером и динамикой дефицита бюджета Пенсионного фонда России.
В проекте бюджета Пенсионного фонда России на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов предусмотрено, что трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду составит в 2021 году более 3,5 трлн рублей (38% всех доходов Фонда). Трансферт – это перечисление бюджетных средств, потому что собственных доходов Пенсионному фонду не хватает.
Ну, большой дефицит, и что? А то, что это будет не просто большой, а фактически рекордный за последние годы дефицит бюджета Пенсионного фонда. Констатируя этот факт, как-то сразу вспоминается, пожалуй, главный аргумент в защиту решения о повышении пенсионного возраста – повышать, типа, необходимо, чтобы было из чего платить пенсии, чтобы дефицит бюджета Пенсионного фонда не возрастал. На деле получилось следующее: решение о повышении пенсионного возраста было принято в 2018 году, а в 2021 году дефицит бюджета Пенсионного фонда не только не уменьшился, а остался на очень высоком уровне.
Понимаю, что объяснений по поводу данного факта может быть достаточно. К примеру, что никто не думал, что коронавирусный кризис случится. В результате доходы ПФР не только снизились в результате падения доходов экономики, но и в результате предпринятых правительством мер для поддержки бизнеса. Прежде всего, следует выделить в этом плане снижение совокупной ставки страховых взносов с 30% до 15% с соответствующим уменьшением перечислений в Пенсионный фонд. Предусмотрено это было для организаций и ИП, включенных в Единый реестр малых и средних предприятий.
Безусловно, малый и средний бизнес только спасибо скажет за снижение страховых взносов, однако может статься, что расплачиваться за эту меру в скором времени придется будущим пенсионерам. Это сегодня пришлось увеличить перечисления из федерального бюджета Пенсионному фонду, а завтра нам вполне могут сказать, что дефицит у ПФР огромный, а потому надо снова повышать пенсионный возраст. Скажете, что такое не может быть? – Может, у нас все теперь может быть.
Именно поэтому вот так лихо снижать совокупную ставку страховых взносов с 30% до 15% — это было недальновидное и безответственное решение. Государство вполне могло и должно было найти другие соразмерные меры поддержки бизнеса и не создавать ситуацию, когда, решая одну проблему, порождают другую.
Пока же элементарная логика заставляет сделать вывод о том, что пенсионный возраст повышали зря.
Игорь Алексеевич Николаев,
доктор экономических наук