13 лет назад – 12-го августа 2000 года – в Баренцевом море на глубине 108 метров затонула атомная подводная лодка К-141 «Курск». Все 118 членов экипажа погибли.
Гибель «Курска» - одна из крупнейших катастроф военно-морского подводного флота. И одна из наиболее загадочных, поскольку и сегодня названные официальными причины катастрофы не объясняют всех обстоятельств и фактов, связанных с гибелью «Курска» и его моряков.
Напомним, что, согласно официальному отчету, подготовленному в 2002 году комиссией под руководством генерального прокурора В. Устинова, причиной гибели «Курска» стали утечка перекиси водорода из торпеды, последовавших пожара и взрыва торпеды, и детонации остальных торпед первого отсека.
В то же время, с самого начала гибели подлодки существуют и другие версии:
1. Торпедирование иностранной подводной лодкой.
2. Столкновение с иностранной подводной лодкой.
3. Диверсия.
4. Подрыв на мине Второй Мировой войны.
Отметим, что две последние версии – диверсия и подрыв на мине – сразу воспринимались, как маловероятные и всерьез не рассматривались. Диверсия, по твердому убеждению спецслужб, была исключена. А взрыв мины Второй Мировой для лодки с такими уникальными характеристиками прочности, какими обладал «Курск», никак не мог нанести столь сокрушительные разрушения.
Итак, остаются версии атаки иностранной подводной лодки или столкновения с ней, т.е. причастности к гибели «Курска» иностранной лодки, воздействие внешнего фактора. Именно эти версии рассматриваются всерьез. Причем, не только нашими специалистами, но и иностранными. Не случайно на эту тему было много сообщений в иностранных СМИ. Одним из наиболее известных является фильм французского режиссера Жан-Мишель Карре «Курск»: подводная лодка в мутной воде» (год выпуска 2004). Фильм был показан на французском телевидении France2. Карре считает, что «Курск» был торпедирован американской лодкой «Мемфис», но высшее руководство России скрыло правду, чтобы не ухудшить отношения с Америкой.
Фильм Карре не был показан на российском телевидении, однако он доступен для просмотра в Интернете.
В чем же сила этих двух версий (атака и/или столкновение), почему они так жизнеспособны сегодня?
(Предположительно, к гибели «Курска» причастны американские лодки «Мемфис» и «Толедо». Кроме того, к столкновению возможно причастна британская лодка «Сплендид»).
Их сила в том, что в рамки официальной точки зрения никак не укладываются, а попросту – замалчиваются, целый ряд фактов, свидетельств и обстоятельств, так или иначе связанных с гибелью «Курска», противоречащих официальному мнению. Безусловно, новые подробности этой катастрофы будут только усиливать это противоречие. Свидетельством этому является, например, последняя публикация в газете «Военно-промышленный курьер» от 14-20 августа 2013 г. № 31 – «Курск»: версии гибели». Автор статьи – контр-адмирал В. Коржавин – зам. начальника отдела подготовки УБП Северного флота – входил в состав походного штаба и являлся непосредственным участником этих событий.
Итак, какие же такие факты и другие аргументы обосновывают версии атаки и/или столкновения, с учетом последних публикаций?
Они таковы. Установлено, что в районе учений и гибели «Курска» находились иностранные подлодки (минимум две). Сразу после катастрофы одна иностранная подлодка была обнаружена лежащей на грунте рядом с погибающим «Курском». (Впоследствии иностранная лодка ушла.) Также были обнаружены иностранные (американские и английские) аварийно-спасательные буи с радиопередатчиками. Имеются записанные на наши магнитные носители их аварийные сигналы. Все вмятины и разрывы первого (торпедного) отсека «Курска», круглое отверстие по правому борту, края которого вогнуты вовнутрь лодки свидетельствуют о воздействии внешнего фактора.
Конечно, причины такой крупной катастрофы специалистам совсем не трудно установить по повреждениям первого отсека. Но именно этот отсек, хранящий ответы на все вопросы о причинах катастрофы, был отрезан и не был поднят со дна. Более того, его разбомбили и подорвали, с повторным спуском необитаемых аппаратов. Уничтожали тщательно, несколько недель.
Как было объявлено госкомиссией "чтобы открыть район для судоходства". И для возобновления добычи в районе гибели "Курска" рыбаками камбалы, иначе многие предприятия несли серьезные убытки.
Конечно, когда-нибудь правда о гибели "Курска" будет известна. Но лучше бы пораньше. Чтобы наши корабли и моряки не гибли ни за что.
Будем помнить!
|