В подтверждение тому напомним некоторые показатели, характеризующие глубину социально-экономического спада в РФ за прошедшие годы.
Так, численность коренного населения в Российской Федерации снизилась за эти годы более чем на 13 млн человек. Объемы производства промышленной и сельхозпродукции сократились практически по всем показателям, за исключением нефти и газа. Да и как могло быть иначе, если до начала приватизации только крупных предприятий в РСФСР было около 34 тыс., а к 2016 г., после так называемой приватизации, осталось менее 5 тысяч. В том числе самых крупных было около 4,5 тыс., а сегодня насчитывается лишь несколько сотен таких предприятий.
В РСФСР в 1990 г. производили зерноуборочных комбайнов в 10 раз больше, чем в РФ в настоящее время, металлообрабатывающих станков в 20 раз больше, тракторов и экскаваторов – в 33 раза, самолетов – в 35 раз и т.д. По неофициальным данным, 30 тыс. только крупных и средних предприятий были уничтожены после приватизации.
В сельском хозяйстве такая же ситуация. Миллионы гектаров сельхозугодий заброшены. По крупному рогатому скоту произошло сокращение на 66,5 млн голов. Примерно такая же картина по мелкому скоту и птице.
На наш взгляд, еще более трагичная ситуация в социальной сфере. По доле расходов ВВП на образование Россия занимает 47-е место в мире, на здравоохранение – 91-е место. Как о великом достижении власть отчитывается о росте продолжительности жизни населения за прошедшее время немного более чем на 1 год. Но при этом умалчивает, что продолжительность жизни в мире в то же время увеличивается значительно более высокими темпами и по этому показателю мы опустились с 82-го места на 137-е. Россия тратит на науку в 10 раз меньше, чем США и Китай. Убеждены, что, исходя из внешнеполитической ситуации, недостаточно выделяются средства и на национальную оборону.
За последние годы стабильно снижаются реальные доходы населения. Но вот доходы богатейшей прослойки так же стабильно растут, даже в условиях жесточайшего кризиса.
Так, за 2016 г. состояние двухсот богатейших людей России выросло на 100 млрд долларов США и достигло 460 млрд, что более 35% ВВП страны. Все это привело к преступному расслоению населения на крайне бедных и беспредельно богатых.
Особенно трагично положение пенсионеров, у которых средний размер пенсии ниже, чем у сверстников в развитых странах примерно в 10 раз. Даже так называемые майские указы президента, направленные в первую очередь на повышение благосостояния населения и которые находятся или, вернее, должны находиться под постоянным контролем правительства, оказались проваленными. Так, размер реальной заработной платы к 2018 г. должен быть увеличен в полтора раза по сравнению с 2011-м. Фактически за пять лет составил только 5%, а реальные доходы населения за этот период вообще снизились почти на 2% и «достигли» уровня 2009 года.
Согласно указу президента объем инвестиций должен был к 2015 г. составить 25% ВВП, при 18,5% в 2011 г., реально произошло снижение до 16,7%. Производительность труда согласно тем же указам должна была вырасти в 1,5 раза, фактически она замерла на показателях 2011 г.
Убеждены, что такие плачевные результаты выполнения даже президентских указов объясняются не только несостоятельностью правительства, но и несостоятельностью системы госуправления и экономической модели в целом. Нарастающая в обществе бедность, социальная и правовая несправедливость вызывают протестные акции и, что тревожнее всего, участие в них все большего числа молодежи и даже подростков. Трудно понять молодому человеку, почему в его семье считают копейки, чтобы как-то прожить, а его сверстники на украденные папашами у народа деньги приобретают и затем гоняют на сверхдорогих автомобилях на запредельных скоростях, не считаясь ни с правилами движения, ни с другими автомобилистами, ни с пешеходами. Совершая аварии, наезды, в том числе со смертельными исходами, отделываются «уколочными» штрафами, нагло ведут себя в судах, зная, что они неподсудны и откупятся.
Масла в огонь подливают и телепрограммы, на которых «светские львицы» стонут, что им мешают наслаждаться жизнью всякие нищеброды, но наслаждаются они опять-таки на ворованные у народа их отцами и покровителями деньги. Молодежь имеет обостренное чувство справедливости и поэтому ее легко поднять на протестные акции, в том числе антикоррупционные, хотя те, кто провоцирует их на эти акции, сами далеко не чистоплотны.
В этой ситуации у власти есть два варианта снижения накала социальных протестов. Первый вариант: продолжить политику дальнейшего закручивания гаек. Но он малопродуктивен, так как трудно запугать молодежь разгонами и задержаниями, если многие из них в доказательство своего «героизма» ездят на крышах электричек, делают селфи, стоя на краю небоскреба и прочие смертельно опасные трюки. Они зачастую принимают и протесты как один из видов опасных игр. Кроме того, закручивая гайки, можно сорвать резьбу!
Второй вариант: немедленно и реально начать борьбу с бедностью, с социальной и правовой несправедливостью. Но следует признать, что в рамках существующей социально-экономической и политической модели решить эти проблемы невозможно. А не меняя систему, можно потерять Россию!
* * *
Эта четверть века смены социализма на капитализм лишний раз подтвердила, что капитализм по своей природе подвержен циклам взлета и падения в экономике, но при этом неравенство между богатыми и бедными возрастает независимо от циклов, так как базовый принцип капитализма – личное обогащение и самосохранение превыше всего. В России сложилась жесткая классовая иерархия. С одной стороны, правящая элита в лице чиновников высшего уровня и крупных собственников-олигархов, в чьих интересах работает экономика, с другой – народ. Вот почему ВВП России за 25 лет увеличился на 11% или 0,4% в год, что на уровне погрешности, а ВВП Китая за это же время увеличился в 13,5 раза.
Инвестиции в РФ составляют примерно 16–18%, в Индии – 40%, в Китае – 48%, при этом у нас инвестиции каждый год снижаются на 8–10 процентных пункта, а это свидетельствует о мрачной перспективе. Перед распадом экономика Советского Союза занимала 12% удельного веса в мировой экономике, Россия же в настоящее время занимает чуть более 1,5%. Не будь у нас нефти и газа, мы бы и 1% не достигли.
Во времена первого президентства В. Путин поставил задачу о вхождении России к 2020 г. в пятерку крупнейших экономик мира. В те времена Россия занимала 7–8 место. К 2015 г. наша экономика скатилась на 15-е место. Учитывая темпы роста ВВП, по которым Россия занимает 180-е место из 190 стран мира, вероятнее всего, к 2020 г. наша страна вообще вылетит из двадцатки наиболее развитых стран.
Подводя итог, можно с уверенностью констатировать, что постсоветская социально-экономическая политика в России, да и в других государствах бывших республик СССР – это стратегический провал. Не случайно в общество пришло понимание необходимости срочных и кардинальных реформ. Только вот в экспертном сообществе и у правящей элиты разное понимание реформ. Элита хочет что-то менять, ничего не меняя, а общество ждет коренных структурных реформ.
* * *
Обсуждение трех программ (правительства, о которой мало что известно, лишь немного со слов министра экономики; Центра стратегических разработок – только по выступлениям Кудрина; «Столыпинского клуба» – со слов Титова) показывает, что ожидать реальных успехов от этих программ не приходится.
Как сказал по этому поводу бывший замминистра финансов США Пол Крейг Робертс: «Неужели Путину непонятно, что люди, которые завели Россию в тупик, не в состоянии вывести ее из тупика?».
Для всех трех программ нынешняя социально-экономическая модель – это священная корова, которая должна быть неприкосновенной, а при этих условиях надеяться на развитие России не приходится и прогноз на безнадежное отставание от наших партнеров по БРИКС, Индии и Китая очевиден. Более того, даже весьма скромный рост экономики в программах правительства и Кудрина предусмотрен за счет дальнейшего снижения роста реальных доходов населения.
Авторами данной статьи на протяжении нескольких лет направлялись предложения по эволюционной, без потрясений, смене существующей порочной социально-экономической модели на эффективную планово-рыночную экономику. В основе предлагаемой модели лежит стратегическое планирование и частичная централизация всех видов ресурсов, с использованием разработанного механизма в виде обязательного Государственного заказа (ОГЗ).
Предлагаемая нами модель представляет собой социалистическую экономику при одновременном развитии мелкого и среднего предпринимательства и увеличении личной свободы. Целью данной системы является стабильный рост экономики и благосостояния населения, а не отдельных персон. Лучший способ сократить имущественное неравенство и обеспечить достойный уровень жизни всего народа – плановость. Наши оппоненты-либералы обвиняют нас в том, что это возврат во вчерашний день. Мы же убеждены, что вчерашний день – это капитализм, а демократический социализм – это будущее всего человечества.
Предложения по смене социально-экономической парадигмы направлялись нами в различные властные инстанции, в том числе на имя президента страны. Как правило, поступали ответы из Минэкономики, подписанные почему-то замруководителя департамента по кадрам. На шести страницах ответа на наше последнее письмо – ни слова по существу наших предложений.
К сожалению, пришлось в очередной раз убедиться, что правящему классу никакие реальные реформы не нужны. Невольно вспоминается позиция замечательного мыслителя нашего времени, философа, социолога и писателя Александра Александровича Зиновьева, для которого революция была наивысшей формой созидания. В революции он видел творческое начало, несущее миру обновление и процветание. Человек, который за якобы антисоветскую деятельность был выслан за пределы СССР, лишен гражданства и всех заслуг, тем не менее считал Ленина и Сталина величайшими политиками, а социализм – вершиной общественного устройства. В то же время Горбачева и Ельцина считал предателями и ничтожествами. Возлагая надежды на Путина, ожидал, что он отменит результаты хищнической приватизации, особенно в энергетике и базовых отраслях, возьмет все лучшее из социалистической системы. Но увы… Путин, со слов А. Зиновьева, не только не изменил порочную, навязанную Западом модель, но предпринял все меры для ее легитимизации.
Вот почему сегодня все актуальнее становится позиция А.А. Зиновьева, считающего революционные преобразования единственным и реальным способом установления в наших условиях справедливой социально-экономической системы, которая будет служить интересам государства и всего народа, а не кучки избранных. Если власть не пойдет на смену порочной либерально-олигархической модели на демократический социализм либо на любую другую модель, работающую в интересах всего народа и государства, то народные массы, как свидетельствует исторический опыт, будут вынуждены перейти к революционным методам борьбы.
Разделяя в основном принципы А.А. Зиновьева, в то же время убеждены, что стране не нужен бунт, а нужны революционные преобразования, которые должны быть ненасильственными, без баррикад, майданов и кровопролития, без противостояния режиму. Они должны проходить, по нашему мнению, по примеру Ганди, когда революционный путь определяется преобразованиями, не наносящими вреда благополучию России и всему нашему народу. Ни при каких условиях, ни в каком виде такие преобразования не должны финансироваться, поддерживаться и координироваться Западом. В противном случае, результатом станет та же антинародная система, с полной потерей национального суверенитета. Наглядный пример тому – Украина.
Если идеей ненасильственных революционных преобразований проникнется большая часть общества, оно обречено на победу, если же нет, то значит, народ России все еще не заслуживает лучшей доли.
О.А. КОТОЛУПОВ, П.А. ХРИЕНКО
(Фрагменты научного исследования получены от фонда «Москва–Крым», г. Симферополь)
Источник: "Советская Россия"