Ответ командующего РВСН генерал-полковника С. Каракаева на вопрос по поводу перемещения Военной академии РВСН имени Петра Великого из Москвы в Балашиху удивил многих ракетчиков, действующих и находящихся в запасе и отставке. Вряд ли можно найти офицеров – выпускников ВА, кто бы одобрил этот шаг.
Вопрос удаления из Москвы Военной академии РВСН муссировался не менее десяти лет. Такую кампанию начал еще бывший мэр Москвы Ю. Лужков, снятый со своего поста как «утративший доверие». Всем понятно, что никакой целесообразностью удаление из Москвы высших военно-учебных заведений не обосновывается. Все дело в дорогостоящих фондах и участках земли в столице. Тут диктуют свою волю толстосумы и послушные им члены правительства.
Так было с академиями ВВС, инженерных и химических войск, другими ввузами и НИУ Москвы. По существу это означало ликвидацию веками сложившейся системы высшего военного образования и военной науки в ходе затеянной прежним министром обороны разрушительной реформы. С назначением на должность Сергея Шойгу появилась надежда, что ситуация с военным образованием и военной наукой будет существенно поправлена или по крайней мере прекратится их деградация. Оправдается ли она?
С. Каракаев ссылается на приказ министра обороны от 1 сентября 2015 года, поставивший точку в вопросе о передислокации академии. Но решение об этом принято намного раньше на основе телефонных звонков и устных указаний второстепенных лиц. Академия к дате приказа уже была в Балашихе. К тому же министр обороны не имеет полномочий для решения подобных вопросов по отношению к военным академиям. Это прерогатива президента или как минимум правительства страны. Кстати, до сих пор неизвестно, кто же будет владельцем исторических зданий бывшей академии, сами фонды так и не переданы.
Понимая абсурдность перемещения академии в Балашиху (рассматривались и другие города), командующий РВСН не только не препятствовал этому, но неодобрительно относился ко всем, кто пытался выходить на различные военные и государственные инстанции (до президента РФ включительно) с просьбой сохранить ее на прежнем месте. Об этом аргументированно писали ученые и ветераны (генерал-лейтенант Р. Маркитан и другие). Но никакой реакции не последовало. Получается, интересы имущества, приглянувшегося олигархам, дороже оборонного могущества страны.
На новом месте дислокации ВА РВСН в ближайшие годы едва ли будут реализованы «принципиально иные подходы к подготовке высококвалифицированных офицерских кадров». Там еще требуется создать соответствующую материальную базу и инфраструктуру, без чего невозможна «глубокая модернизация академии». Да и ученые, большинство из которых гражданский персонал, не хотели ехать из Москвы в Балашиху.
Уместно напомнить, что академия РВСН, как и ликвидированная Военно-инженерная, являются старейшими в стране. Они положили основу высшего военно-специального образования в России. Офицерские классы созданных в 1819 и 1820-м Николаевского Инженерного и Михайловского Артиллерийского училищ по решению Александра II Указом Правительствующему Сенату были преобразованы в Николаевскую Инженерную и Михайловскую Артиллерийскую академии соответственно 30 августа 1855 года. В дореволюционные времена их шефами были члены императорской фамилии, некоторые из них затем становились монархами.
В современной же России вопросы о ликвидации высших военных учебных заведений и научно-исследовательских организаций принимаются далеко не первыми лицами страны, в крайнем случае с их молчаливого согласия. Так, например, здание Военно-инженерной академии на Покровском бульваре было передано или продано Высшей школе экономики по договоренности руководства МО РФ и Г. Грефа, а сама академия ликвидирована.
Многие из «военных реформаторов» не служили в армии, однако оказываются в руководстве, решают вопросы реформирования Вооруженных Сил. Чего стоят меры по перекраиванию исторически проверенной структуры, ликвидации полкового, дивизионного и армейского звена с тем, чтобы сейчас опять возвращаться к нему. Расходуются огромные финансовые и материальные средства, которые в условиях организационной неразберихи разворовываются чиновниками и бизнесменами.
Неужели перемещение Военной академии РВСН в Балашиху действительно являлось благом для ракетно-ядерного щита и меча России? Почему не было учтено мнение по этому вопросу большинства стратегических ракетчиков?
Может быть, потому, что еще свеж в памяти «опыт» предшественников – генерал-полковника Н. Соловцева и генерал-лейтенанта А. Швайченко, которые за сомнения в правильности действий А. Сердюкова были сняты с должностей и уволены в запас без соблюдения обычной в таких случаях процедуры.