Новые хозяйственные и военно-политические условия в 1960-х годах сделали БАМ важнейшей целью СССР. Половина прироста грузооборота – на Дальнем Востоке страны. Мировое экономическое лидерство переходит к странам Тихоокеанского побережья, выход к которому (главное наше историческое достижение) держался на одной нитке Транссиба, проходящей порой в километре от границы. Геологическая разведка доносит об уникальных даже для Сибири богатствах края. БАМ объявляется «стройкой века».
Экстремальные условия трассы продиктовали революционные научно-технические решения в тоннелестроении, технологиях отсыпки земляного полотна и буровзрывных работ в условиях вечной мерзлоты. Была разработана принципиально новая конструкция фундаментов опор мостов. В сентябре 1974-го создан научный совет Академии наук СССР по проблемам БАМа.
Новый старт и завершение БАМа – заслуга комсомола и военных строителей. Трассу поделили от Тынды примерно поровну: с запада, от Байкала, идут комсомольцы, с востока, от Амура, – военные железнодорожники. Прямо с 17-го съезда ВЛКСМ отряды добровольцев уезжают на БАМ. Ударные вахты, соревнования за право подписать рапорт ЦК ВЛКСМ, сфотографироваться у Знамени Победы к её 30-летию, много ещё было «починов», на которыми сегодня можно улыбнуться, но… за ними стоят сотни километров дорог, туннели, мосты.
24 января 1974 г. На комсомольском собрании член ВЛКСМ ефрейтор А. Сычёв поддержал инициативу работать «за себя и за того парня». В состав его автоколонны включён Герой Советского Союза В.П. Мирошниченко.
5 февраля 1975 г. Право забить «серебряный костыль» завоевал комсомолец, рядовой Леонид Смирнов.
9 сентября 1976 г. для начинающих литераторов БАМа открыта студия «Багульник».
На байкальский, «комсомольский» фланг пришлось две трети длины тоннелей, в том числе 15-километровый Северо-Муйский. На 600 км только бурятского участка пришлось 262 моста.
На амурском фланге военным строителям геология диктовала другой способ преодоления горных цепей: не туннели, а открытая проходка. Похоже на проломы крепостных стен, боевую аналогию довершала главная ударная сила – взрывотехники. Операции планировали как военные: сразу после взрыва в атаку бросали бульдозеры – успеть сгрести скально-глино-водное месиво.
Историческая встреча 29 сентября 1984-го на разъезде Балбухта шедших с востока и запада бригад А. Бондаря и И. Варшавского напоминала долгожданную встречу двух фронтов, завершивших окружение противника. То и другое было Победой и Подвигом. Именно так, с большой буквы.
27 октября 1984-го было уложено знаменитое «Золотое звено» главного хода. Постоянная эксплуатация началась 1 ноября 1989-го, хотя достраивалось ещё 400 объектов.
На БАМе, несколько раз торжественно открывавшегося, но «простаивающего», отточило критические перья уже целое поколение публицистов. Особенно в последние годы. Вот как критиковал стройку Е. Гайдар: «Проект строительства Байкало-Амурской магистрали – характерный пример социалистической «стройки века». Дорогой, масштабный, романтический – красивые места, Сибирь. Подкреплённый всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный». В общем – «ошибка века»...
Но время доказало, что ошибка – так относиться к БАМу. Например, накануне 40-летия БАМа пришла весть большой важности: завершена 321-километровая дорога до Эльгинского месторождения. Только за восемь месяцев 2013 г. было отгружено 92,7 тысячи тонн угля! И сколько ещё таких доказательств необходимости и важности БАМа. Он выполнил несколько разноплановых задач: освоение новых областей, улучшение транзита грузов на восток... И напомним ещё раз: Транссиб проходит порою в километрах от границы. И главное – наш Дальний Восток действительно надёжно связан теперь со всей Россией.
Источник: Литературная газета 2-8 апреля 2014 г. №13