... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2017 » Январь » 31 » В. Неклюдов, Р. Колесов. Оптимизация финансово-экономического обеспечения коллективной безопасности: институциональный аспект
19:51
В. Неклюдов, Р. Колесов. Оптимизация финансово-экономического обеспечения коллективной безопасности: институциональный аспект
            Аннотация. В статье рассматривается возможность и целесообразность укрепления военно-экономической мощи Союзного государства России и Белоруссии путем формирования и развития системы согласованного и рационального планированием военного строительства, построение единой, неделимой и в перспективе открытой для наших союзников системы финансово-экономического обеспечения коллективной безопасности. Сформулированы ключевые требования, которым должна отвечать система финансово-экономического обеспечения коллективной военной безопасности и наиболее актуальные задачи, для решения которых целесообразно создать Научно-исследовательский центр военных финансово-экономических обоснований и экспертиз Союзного государства России и Белоруссии (НИЦ ВФЭОиЭ).

Ключевые слова. Россия, Беларусь, Союзное государство, Научно-исследовательский центр военных финансово-экономических обоснований и экспертиз, НИЦ ВФЭОиЭ, безопасность, финансово-экономическое обеспечение, обоснование, анализ, военные расходы, военное строительство, экспертиза.

 

Введение. После распада СССР с 1992 года шел процесс укрепления двухсторонних связей России и Белоруссии. 8 декабря 1999 года в Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, который 26 января 2000 года, после ратификации парламентами двух стран, вступил в силу.

В настоящее время Россия и Республика Беларусь обладают значительным экономическим потенциалом для совместного противодействия современным внешним вызовам и угрозам. Сложность задач, которые предстоит решать для поддержания необходимого и достаточного могущества военных организаций двух братских государств, требуют политической воли и внимательного, основанного на объективном научном подходе, отношения к вопросам финансово-экономического обоснования и экспертизы, принимаемых в сфере обеспечения обороны и безопасности мер.

Основной раздел. Главным сегодня становится, наряду с согласованным и рациональным планированием военного строительства в рамках Союзного государства России и Белоруссии, построение единой, неделимой и в перспективе открытой для наших союзников системы финансово-экономическое обеспечение коллективной безопасности на основе как минимум двух требований.

Во-первых, совместное финансово-экономическое обеспечение коллективной военной безопасности должно быть сбалансировано с различными составляющими, характеризующими достигнутый экономический потенциал, чтобы не нанести ущерба поступательному развитию национальных экономик Российской Федерации и Республики Беларусь, не стать причиной, негативно влияющей на рост благосостояния граждан.

Во-вторых, распределение финансовых ресурсов, предназначенных для реализации согласованных планов и программ военного строительства и финансово-бюджетная политика государств должны быть максимально эффективными в целях успешного выполнения совокупности задач, стоящих перед Союзным государством и его военными организациями.

На основе этих требований необходимо решить как минимум три важнейшие взаимосвязанные военно-экономические задачи:

  1. Обосновать рациональный уровень военных расходов. При этом следует исключить возможность определения и утверждения военных расходов на основе интуитивных и волюнтаристских методов формирования и исполнения военного бюджета.
  2. Обосновать и согласовать рациональную единую военно-техническую политику Российской Федерации и Республики Беларусь, а также объем потребности в ресурсах на ее практическую реализацию. При этом конечным результатом должно стать адресное распределение денежных средств – в четкой, понятной и прозрачной привязке к государственным оборонным заказам и планам проведения совместных мероприятий.
  3. Разработать финансово-экономический механизм оптимизации расходов на оборону, рационального планирования и распределения ресурсов, повышения эффективности их использования.

Представляется, что структурой, которая позволила бы объективно и системно, на высоком научном и методическом уровне решать сформулированные задачи может стать Научно-исследовательский центр военных финансово-экономических обоснований и экспертиз Союзного государства России и Белоруссии (далее – НИЦ ВФЭОиЭ).

Задачами Центра должны стать:

  1. Возрождение и развитие научно-исследовательской работы в области экономики и финансов коллективной военной безопасности, методологии комплексного военно-экономического анализа и экспертиз, а также механизмов и принципов научного сопровождения ресурсного обеспечения текущих и перспективных мероприятий органов военного управления.
  2. Исследование и обоснование на основе методического аппарата комплексного военно-экономического анализа состояния и перспектив развития экономики мероприятий, обеспечивающих надежное финансово-экономическое обеспечение обороны и безопасности России, Белоруссии и их союзников.
  3. Оценка положения дел с содержанием, преобразованием и развитием Вооруженных Сил России и Республики Беларусь через призму военно-экономической эффективности использования выделяемого на эти цели ресурсного потенциала.
  4. Анализ состояния и перспектив развития экономики России и Белоруссии как фундамента обеспечения коллективной безопасности.
  5. Обоснование путей развития на основе унификации и стандартизации бюджетного механизма государств, отвечающего потребностями обеспечения обороны и безопасности России, Белоруссии и их союзников.
  6. Обоснование методологического аппарата формирования и контроля исполнения государственного оборонного заказа, как фундаментальной основы эффективного военного строительства.
  7. Обоснование направлений унификации, стандартизации и оптимизации военных финансово-экономических структур, систем социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей.
  8. Финансово-экономическая экспертиза положений основополагающих документов, регламентирующих развитие и совершенствование боевой мощи Вооруженных Сил России и Белоруссии с учетом специфики современных войн и вооруженных конфликтов, способствующих совершенствованию материального стимулирования воинского труда и качественному решению проблемы обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем.
  9. Разработка и внедрение инновационной, основанной на системе единых стандартов, модели финансово-экономического обеспечения военных организаций России и Белоруссии, предполагающей, в том числе, повышение действенности и профилактической роли финансового и хозяйственного контроля.
  10. 10.Научно-методическое обеспечение проведения актуальных научно-исследовательских работ по военной финансово-экономической проблематике, разработки учебно-методических комплексов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников финансово-экономических органов силовых структур Российской Федерации и Республики Беларусь, а также специалистов финансово-экономических органов силовых структур дружественных государств в рамках системы международного военного сотрудничества.
  11. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и аттестация должностных лиц финансово-экономических органов силовых структур России и Белоруссии.
  12. Повышение научного потенциал кадрового состава финансово-экономических органов силовых структур России и Белоруссии.
  13. Организация общественного обсуждения и экспертизы (с учетом требований по обеспечению сохранности государственной тайны) мероприятий финансово-экономического обеспечения планов и программ военного строительства, в том числе путем регулярного выпуска электронного научно-практического журнала.
  14. Проведение независимого контроля качества финансово-экономических обоснований планов и программ военного строительства, участие в мероприятиях предварительного, текущего и последующего финансового контроля в процессе формирования и использования бюджетных средств, предназначенных для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации и Республики Беларусь.
  15. Изучение и адаптация к практике финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил России и Белоруссии передового опыта финансово-экономического обеспечения военных организаций иностранных государств.
  16. Проведение НИОКР по заказам органов государственной власти и военного управления по проблемам финансово-экономического обеспечения обороны и безопасности России и Белоруссии.
  17. Оценка и прогнозирование развития социально-экономической ситуации на территории Союзного государства и за рубежом с точки зрения обеспечения военной безопасности России и Белоруссии.
  18. Подготовка и экономическое обоснование предложений военно-политическому руководству Российской Федерации и Республики Беларусь по разработке проектов законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение военной безопасности и совершенствование мобилизационной подготовки.
  19. Проведение по поручению военно-политического руководства Российской Федерации и Республики Беларусь экспертизы проектов решений органов власти различного уровня по вопросам, касающимся военной безопасности Союзного государства.
  20. Разработка, обоснование и апробация следующих, наиболее важных в сложившейся ситуации научных тем, с оформлением результатов исследования в виде системы взаимосвязанных и взаимообусловленных документов концептуального характера:

Концепции стратегического планирования модернизации и развития военно-экономического потенциала и военно-экономической мощи Российской Федерации и Республики Беларусь на период до 2030 года;

Методологии межгосударственного стратегического планирования развития военной экономики и военных финансов в виде системы единых стандартов и соответствующих практических рекомендаций;

Методического аппарата оптимизации процессов взаимодействия военных заказчиков с предприятиями, организациями и учреждениями в ходе подготовки и исполнения Государственного оборонного заказа;

Методологии финансово-экономического обеспечения этапов жизненного цикла вооружения и военной техники;

Методологии комплексной взаимоувязки планов развития оборонно-промышленного комплекса и целевых программ, ориентированных на обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации и Республики Беларусь и др.

В настоящее время в Ярославле еще имеется уникальный, даже по мировым стандартам, кадровый потенциал, насчитывающий десятки специалистов военного финансово-экономического профиля, включая докторов и кандидатов наук, имеющих богатейший опыт практической работы на различных руководящих должностях в финансово-экономических органах Вооруженных Сил и других силовых структур, занимающихся длительное время научно-исследовательской и преподавательской работой, в том числе осуществлявших подготовку кадрового состава, проходящего в настоящее время службу в финансово-экономических органах силовых структур Белоруссии, посвятивших всю свою сознательную жизнь делу защиты Отечества. Учитывая это, а также современную военно-политическую и экономическую ситуацию, представляется обоснованным рассмотрение военно-политическим руководством России и Белоруссии вопроса создания НИЦ ВФЭОиЭ в этом городе.

Сделать это возможно на материально-технической базе расформированной Военной финансово-экономической академии или Ярославского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университета при правительстве Российской Федерации», учитывая длительное, начиная с 1946 года, плодотворное сотрудничество данного учебного заведения с финансово-экономическими органами силовых структур.

Заключение. Формирование Центра станет фундаментом создания и развития методологии формирования единых механизмов и стандартов обеспечения коллективной безопасности России и Белоруссии. В перспективе на его базе целесообразна организация международного сотрудничества и координации взаимодействия финансово-экономических органов силовых структур государств – участников ОДКБ, в том числе по вопросам разработки единых стандартов финансово-экономического обеспечения процесса военного строительства в этих государствах.

Подводя итог, нельзя не отметить, что крайне актуальны в данном конкретном случае, пусть и несколько изъятые из контекста, в котором они были произнесены, стратегические установки нашего Верховного Главнокомандующего: «Когда мы были едины, мы всегда добивались ярких побед» и «… идти вместе уверенно и только вперед».

 

Библиографический список

  1. Неклюдов В.А. Экономическая составляющая в структуре национальной безопасности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2005. – Т. 11. - № 11. – С. 87 – 92.
  2. Неклюдов В.А. Институциональная специфика управления безопасностью финансовой системы региона // Сборник научных трудов «Вызовы современности и их научная рефлексия». – Ярославль: МУБиНТ, 2008. – С. 131 – 135.
  3. Колесов Р.В. Надежность финансово-экономического обеспечения военных поставок в системе экономической безопасности службы горючего ВС РФ // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ярославль, 2006.
  4. Колесов Р.В. Надежность финансово-экономического обеспечения военных поставок в системе экономической безопасности службы горючего ВС РФ // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ярославль, 2006.

 

НЕКЛЮДОВ Виталий Анатольевич, 
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономика и финансы». 
 vaneklyudov@fa.ru

КОЛЕСОВ Роман Владимирович, 
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и финансы». 
kolesov.rv@mail.ru

Ярославский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации 

 

Источник: "Управление экономическими системами: электронный научный журнал"

 

 

Просмотров: 620 | Добавил: avladr43 | Теги: Союзное государство, НИЦ ВФЭОиЭ, Научно-исследовательский центр воен, россия, беларусь | Рейтинг: 5.0/5

Поиск

Календарь

«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz