Маковский В.Е. "9 Января 1905 года на Васильевском острове". 1905 г.
Владимиров И.А. "Кровавое воскресенье".
Репин И.Е. «Бурлаки на Волге». 1870—1873 гг.
Репин И.Е. "Крестный ход в Курской губернии". 1883 г.
Описание картины. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. За ними - толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство.
А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой.
Картина произвела на современников небывалое впечатление. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. Но все друзья художника, передовая молодежь, студенты, интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом.
Серов В.А. "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?" 1905 г.
Перов В.Г. "Проводы покойника". 1865 г.
Описание картины. Небольшая семья везёт на кладбище усопшего. Нет широкой процессии, голосящих старух, взволнованного многолюдья, стенаний и слёз, наоборот, нищая крестьянская семья провожает своего родного человека в последний путь, тихо, отрешённо и смиренно.
Для воплощения сюжета автор выбрал диагональную композицию – она позволяет рассмотреть всех участников и лишает полотно статичности. Кульминационным центром работы можно назвать погонщика со сгорбленной спиной, который вяло подгоняет лошадь. Худая лошадка из последних сил тянет сани в гору.
Взгляд перемещается на сани, где выхватывает часть простого деревянного гроба, который обнимает ребёнок, чтобы его поддержать. Вдова покойного сидит рядом с закрытым гробом, и просто убита горем, вся её фигура выражает бессилие и скорбь. Холодный, даже ледяной пейзаж с низкими тёмными тучами довершает ощущение глубокого одиночества и безысходности.
Перов В.Г. «Проповедь в селе». 1861 г.
Описание картины. «Проповедь в селе» появилась в том самом 1861 году, когда было отменено крепостное право. Композиция картины многофигурная и сложная. Зритель как будто наблюдает её втихаря, из какого-то укрытия – такое впечатление создаёт арка вверху картины.
Перед нами открывается часть церкви, где сельский поп ведёт свою проповедь. Одна рука его поднята вверх, вторая указывает на спящего барина. Несмотря на громкие речи, нетрудно заметить, что они мало волнуют присутствующих. Парочка на переднем плане занята собой – юноша напропалую кокетничает со своей протеже, держащей в руке крошечный молитвенник. За спиной у влюблённых торговец пытается сбыть ковёр, обсуждая его со старухой в платке. Слева от проповедника крестьяне: один из них почесывает голову, другой смотрит вперёд невидящим взглядом – их мысли далеко отсюда. Сложно представить, о чём они думают – может о нелёгкой доле, а может о том, как распределить работу, в любом случае, проповедь их интересует мало.
Среди всего этого многолюдья лишь один человек внимательно слушает попа – маленькая девочка в грязно-голубом платье. Её белое лицо повёрнуто к проповедующему, а глаза широко открыты – она ловит каждое слово. Среди всей пёстрой толпы у священника нашёлся лишь один слушатель.
Картину Василия Перова можно считать красноречивой иллюстрацией человеческого неверия и невежества, а может и усталости от несправедливости и тяжёлой жизни.
Перов В.Г. «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». 1866 г.
Описание картины. На картине изображены трое ребятишек, тянущих бочку с водой по обледенелой дороге. Их поза, усталый изможденный вид – все напоминает тройку лошадей, тянущих груз.
Холодный пронизывающий ветер дует прямо в лицо детям, ветхая одежонка не спасает от холода. Одинокий прохожий, такой же несчастный и изможденный, пытается помочь ребятам, подталкивая бочку сзади.
Лица детей совсем недетские, их глаза устремлены к единственной цели – дому, куда требуется доставить воду. Сосредоточенность, подчинение собственной доле лежит на их лицах. Ребята словно идут навстречу зрителю, что позволяет лучше разглядеть их. Средний мальчик целеустремлен, шагает увереннее, в то время как его товарищ совсем выбился из сил. Нежные черты лица девчушки также исказило напряжение, ее взгляд опущен вниз, подавлен.
Безысходность и мрачность картины подчеркивает сплошная городская стена, расположенная на заднем плане. Композиция выполнена в серо-белых, грязных оттенках, что усиливает ощущение бездомности, безысходности и отчаяния.
В свое время картина вызвала мощный резонанс. Ведь В. Г. Перову удалось реалистично изобразить быт эпохи. Он правдиво возвестил мир о том, что дети, отдаваемые в подмастерья, по сути, попадали в рабство своих хозяев, вынося непосильные условия, тяжелый труд и побои.
Перов В.Г. «Дети-сироты на кладбище» 1864 г.
Перов В.Г. "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" 1862 г.
Описание картины. Перед зрителем предстает обычная, тривиальная летняя подмосковная сцена. Монах, в нашем случае, вероятно, настоятель, пьет чай в тени подмосковного сада. Перед ним внезапно появилась пара нищенствующих: старый слепой солдат-инвалид и мальчик-поводырь. Служанка, обеспокоенная появлением попрошаек, пытается их прогнать. Главный же герой делает вид, что происходящее к нему вовсе не относится.
О многом могут рассказать ордена на изношенной шинели солдата, оборванная рубашка мальчика, красное лоснящееся лицо монаха, торопливая и суетливая фигура монастырского послушника на заднем плане, раскрытый саквояж важного гостя, готовый принять гостинцы, и многое другое.
Картина явно сатирического плана, хотя писалась она по заказу Мытищинской городской управы. Впрочем, заказчик столь откровенно антиклерикальную работу так и не принял.
Работа выдержана в невыразительных тонах. Здесь Перов отказывается от богатой палитры. Серо-зеленоватые тона призваны показать обычность ситуации, ее жизненность. Интересна композиция картины. Мастер привлекает внимание зрителя к противопоставленным элементам: сытость монаха и истощенность инвалида, зеркальная чистота дорогих сапог и ободранная рубашка. Наконец, рука, протянутая за подаянием, оказывается протянутой в пустоту.
Обличая ханжество, обжорство, духовную пустоту церковников, автор целиком на стороне несчастных и обиженных. В этой работе художнику отлично удалось передать атмосферу неловкости, возникшей в этой ситуации. Отлично видно, что служанка, обслуживающая гостя, старается смотреть в сторону, испытывает неловкость и просто стыдится.
Композиционно художник создает некое подобие народного лубка, композиция списана в круг, образуемый деревьями сада. В ракурсах фигур, в манере письма есть ощущение злой иронии автора, сарказма и сатиры. Совсем не случайно в этот творческий период у автора было множество неприятностей, связанных с реакцией Священного синода на целый ряд работ антиклерикальной направленности. Но прогрессивно настроенная общественность так дружно встала на защиту художника, что претензии Церкви прекратились.
Перов В.Г. "Сельский крестный ход на Пасхе". 1861 г.
Описание картины. Как только эта работа стала доступна публике, вокруг нее не утихают споры. Одни считают, что автор гениально показал реальную жизнь церкви в русском селе, другие обвиняли художника в предвзятости и попытке унизить Православие. Равнодушными эта работа художника не оставила никого.
Перед нами "пьяный" крестный ход, проходящий в завершение пасхальной службы. Участники, судя по всему, заходят уже не в первый дом и успели хорошо "угоститься".
Под стать своему "пастырю" и сама паства. Молодая крестьянка, громко запевшая молитву, словно собралась идти в противоположную сторону. Оборванный старик рядом с ней держит икону ликом вниз, не обращая на это никакого внимания.
На крыльце дома хозяйка пытается привести в чувство уснувшего мужа. Под крыльцом кто-то уснул. В центре картины трое крестьян в праздничной одежде. Двое из них пьяны, третий, который виден только со спины, трезв. Удивительно, как удалось художнику, показав спину своего персонажа, сделать так, что всякий зритель уверен в негативном отношении этого персонажа к происходящему.
Действие происходит на фоне раннего весеннего утра. Под ногами участников мартовская грязь и лужи, над ними облачное, желтоватое и такое же грязное небо. Путь до церкви, виднеющейся вдали, очень долог. Нетрудно представить во что превратится процессия у церковных ворот.
С другой стороны, автор старательно упрощает все детали, связанные с культом. Не все разглядят крест в руках у священника, образа примитизированы, они не отображают ликов. Художник рассказывает о людях, он никак не стремится высмеять само Православие. Целью его сатиры является непорядочное священство, а не вера.
Касаткин Н.А. "Сбор угля бедными на выработанной шахте". 1894 г.
Чистяков П.П. «Нищие дети». 1861 г.
Творожников И.И. "Нищие около церкви. 1889 г.