Как и у вас, мысль все время ищет ответы на какие-то очень острые, возбуждающие вопросы. Почему наша страна в таком провале? Почему наша страна в мире — не страна уважения, любви, почета и устремленности, а страна издевок, презрений, унижения, ненависти и нелюбви? Вы сомневаетесь в этих словах, но зайдите в мировую прессу. Посмотрите особенно ярко говорящую об этом политическую карикатуру. Отчего все это? Отчего мы такие лузеры? Мы что, вдруг в истории стали какими-то недоумками и неумехами? Страна — это сложная конструкция. И ответ на мои вопросы на самом деле существует.
Есть такой очень известный рекламный гений Дэвид Огилви. Очень известная корпорация, мировая рекламная фирма Ogilvy & Mather. Так вот он каждому новому начальнику отдела своей организации дарил матрешку, нашу русскую матрешку с вложенными туда уменьшающимися куколками, а последняя — самая маленькая. И смысл его обращения к новым директорам компании заключался в этом контрасте — первая матрешка и последняя малюсенькая матрешка. Вот, что он говорил: «Если мы нанимаем людей, которые обладают меньшим потенциалом, чем мы, то становимся организацией карликов. Но если каждый из нас будет нанимать людей с большим, чем собственный, потенциалом, то тогда мы станем организацией гигантов».
Русско-российская традиция патерналистского пирамидального устроительства государства, корпорации и кадрового корпуса играет с нами злую шутку. Бог с ним с этим Дэвидом! У русских есть собственная мудрость. А говорит она о чем? А говорит она о том, что каков поп, таков и приход. Говорит она о том, что рыба начинает гнить с головы, а чубы трещат у холопов. Посмотрим на реалии на самом высшем уровне.
По нашим вычислениям, не по вкусовым ощущениям, а по математическим моделям коэффициент дееспособности или профессиональности управления в самом высшем кабинете, в самом высшем кресле самый низкий, по крайне мере из исследованных стран — Белоруссии, Америки, Германии, Казахстана, Украины и России. Самый низкий коэффициент дееспособности управления — у России. Наш поп — самый непрофессиональный (конечно, это не имеет отношения к священнослужителям). А дальше что? Дальше то, что я называю кадровым рекрутингом «от плеча». Каждый начальник подбирает себе заместителей, а те себе, еще ниже потенциалом, чем сам. Почему? Я, например, ищу людей в нашу небольшую интеллектуальную команду, которые были бы сильнее, чем я сам, которые бы укрепляли меня, которые бы наращивали квалификацию, умственный, моральный и энергетический потенциал в нашей компании.
А почему в России это делается прямо противоположным образом? Вот классический, прямо для учебников политологии, пример. Президент Путин, уходя после второго срока на отстой, фактически назначает местоблюстителем Дмитрия Анатольевича Медведева. Ну, абсолютно неприемлемый вариант! Человек, которого я бы не взял к себе в помощники даже в нашей команде. Человек совершенно непригодный для этого поста. Сколько позора Россия обрела с его президентством, начиная от гадкого предательства Ливии и Муаммара Каддафи до заклинаний «Мы — Европа! Мы — Европа! Наши ценности не отличаются от европейских»! Инновации, инновации, модернизации, модернизации. И куда мы приехали с этими заклинаниями? Куда делись медведевские национальные проекты высшего образования, села, доступного жилья? Все это обратилось в гудок, болтовню, немощь и недееспособность.
Почему они так делают? Да потому что они думают не о деле, не о целях, не о достижении, не о публичных обещаниях перед всей страной, а о своей собственной политической карьере. Потому что они боятся дворцовой интриги: как бы заместитель не подсидел начальника, как бы личная безопасность не пострадала от нелояльных соратников. И вот выбор, дилемма между профессионалом, человеком, служением своей стране и обществу, и человеком лично преданным, хотя и абсолютно недееспособным. Вся кадровая механика в России в приходе у того самого попа развернулась за 15 лет именно в эту сторону. Отсюда неумехи, сердюковы и коррупционеры. Отсюда общее снижение профессионального уровня государственного управления в нашей стране. Поэтому наша страна сейчас как приход попа, как рыба, сгнивающая с головы, в мире, конечно, лузер, и не только в мире, но и в истории.
Но это понимание, которое, в общем, совпадает с известным опытом, совершенно известными рациональными соображениями, помогает увидеть иное будущее нашей страны. Когда поменяется картина, когда Россия станет постпутинской и постлиберальной, когда заработает наша Конституция, новая Конституция, закон о политической ответственности, закон о политической соревновательности, политической оппозиционности, о диспуте, поиске лучших решений, отборе наиболее сильных управленцев, — тогда выздоровеем, тогда будем гордиться страной, тогда и в мире нас будут и уважать, и любить, и почитать, и сотрудничать.
На самом деле подобных вспышек и откровений мысли очень много. Я считаю, что для каждого сейчас важно, чтобы сознание как можно чаще озарялось такими вспышками понимания реалий, а не тонуло в той пропагандистской мути, которую нам в мозги со всех каналов пытаются запустить, чтобы законсервировать сложившуюся недееспособную систему «попа» и его прихода.
Степан Степанович СУЛАКШИН,
генеральный директор Центра научной
политической мысли и идеологии,
д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор
Источник: rusrand.ru
|