... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2014 » Март » 13 » ОБОРОНА И БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОРА БЫ НАЧАТЬ ДУМАТЬ!
13:10
ОБОРОНА И БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОРА БЫ НАЧАТЬ ДУМАТЬ!
О целесообразности формирования в Ярославле Инновационного научно-исследовательского центра военных финансово-экономических обоснований и экспертиз
 
  

Роман Владимирович Колесов

 

доцент кафедры «Экономика и финансы» Ярославского филиала Финуниверситета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, доцент.

Полковник запаса.

Заместитель начальника кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Военной финансово-экономической академии (ВФЭА) в 2007–2010 гг. Начальник кафедры управления учетно-аналитической деятельностью в ВС ВФЭА (2010 г.)

Россия, несмотря на то, что огромное число государственных активов, использовавшихся для обеспечения безопасности разграблено, пока продолжает обладать, хотя и существенно сократившимся, но все же значительным экономическим потенциалом для противодействия современным вызовам и угрозам. Однако имеющийся потенциал в настоящее время используется неэффективно.

Сложность и многообразие задач, которые предстоит решать для возрождения необходимого и достаточного могущества России, требуют политической воли и внимательного отношения к вопросам финансово-экономического обеспечения не только со стороны всех ветвей власти, но и со стороны бизнес сообщества и гражданского общества.

Учитывая улучшившуюся благоприятную конъюнктуру на мировом рынке энергоносителей, состояние дел с финансированием национальной обороны в 2000-е годы улучшилось. Однако возросшие расходы на все виды обеспечения в подавляющем большинстве случаев не обеспечивают достижения заданного результата. При освоении бюджетных средств процветает посредничество. Остается нерешенной проблема обеспечения рационального, экономного и прозрачного использования денежных средств. Количество фактов злоупотребления резко возросло во всех сферах финансовой и хозяйственной деятельности, сопряженных с военной организацией.

В настоящее время уже очевидна абсолютная неподготовленность, непоследовательность и необоснованная сверхзатратность относительно ожидаемых результатов, проведенных в ходе реформы мероприятий по всем направлениям деятельности Вооруженных Сил. Продекларированные в 2008 г. цели к 2013 г. не достигнуты. Не выполняется в полном объеме государственный оборонный заказ, неконтролируемо растут цены на продукцию оборонного назначения. Многие плановые документы по подготовке и применению Вооруженных Сил не отвечают современным требованиям или попросту отсутствуют. Повсеместно, несмотря на колоссальные денежные вливания, дает сбои построенная на аутсорсинге система материально-технического и финансового обеспечения войск (сил), провалено решение жилищной проблемы, резко снизился потенциал военной науки. Негативные факторы не анализируются и мероприятия, направленные на их устранение и недопущение впредь, не прорабатываются.

Отсутствие адекватных понесенным затратам результатов реформы объясняется, в первую очередь, тем, что к ее проведению допущены совершенно неподготовленные люди, не понимающие сути преобразований и, в большинстве случаев, не несущие никакой ответственности за свою деятельность.

В 2008 – 2012 гг. взамен стройной и исправно выполняющей стоящие задачи финансово-экономической службы и финансовой инспекции, построенных на принципах единоначалия, подотчетности и подконтрольности, созданы практически недееспособные структуры. В результате перманентных преобразований эти структуры постоянно трансформируются. В войсках они выведены из подчинения военного командования и выполняют функции по финансовому обеспечению военных структур на основании двусторонних договоров с соответствующими командирами и начальниками. Практически все структуры, вместо высококачественно подготовленных офицеров, принявших решение всю свою жизнь посвятить делу защиты Отечества, возглавили гражданские лица, не знающие не только особенностей, но и основ функционирования, строительства, применения и приведения в различные степени готовности объединений, соединений, частей и подразделений Вооруженных Сил.

Для начисления и выплаты денежного довольствия военнослужащим в 2012 г. создан Единый расчетный центр, который после неоднократного перенесения сроков все же начал действовать. Однако уже длительное время не прекращается поток жалоб на его работу, в т.ч. и в судебно-следственные органы. И это при полном и своевременном выделении бюджетных средств. При таких условиях военно-финансовые органы, возглавляемые офицерами-финансистами, выплату всех видов довольствия личному составу проводили в точноустановленные сроки – день в день, независимо от места дислокации войск.

Размещение заказов происходит с нарушением установленных сроков, согласование цен затягивается. Оплата продукции происходит, как правило, в III и IV кварталах. Бюджетные средства перечисляются исполнителям работ в конце года в качестве авансов, т.е. без реальной поставки вооружения и техники. Ответственность исполнителей задач по техническому оснащению и перевооружению Вооруженных Сил не обосновано принижена.

Активно внедряемый без надлежащих обоснований и апробации аутсорсинг стал весьма сомнительным способом предоставления услуг Вооруженным Силам. Основной специализированной организацией для материально-технического обеспечения является холдинг ОАО «Оборонсервис», включающий девять субхолдингов. Эти структуры занимают значительную долю аутсорсинговых услуг по обслуживанию, текущему ремонту зданий, питанию военнослужащих, пошиву обмундирования, обслуживанию линий электропередачи, сервису и ремонтным работам по вооружению и военной технике. Какая-либо реальная и эффективная конкуренция при этом отсутствует со всеми вытекающими из этого последствиями. Жизнедеятельность и жизнеобеспечение армии и флота сотрясают повторяющиеся выходы из строя систем жизнеобеспечения, пищевые отравления, дороговизна услуг военторга, заболевания от переохлаждения, низкое качество услуг санаторного обслуживания и др. Внедрение аутсорсинга вызывает резкий экономически неоправданный рост бюджетных расходов при низком качестве услуг. Последние известные события, связанные с реформаторской деятельностью руководства холдинга ОАО «Оборонсервис» и Департамента имущественных отношений Минобороны России в конце 2012 г. – начале 2013 г. во многом объясняют причины происходящего.

Поручения Президента РФ – решить проблему обеспечения военнослужащих постоянным жильем к 2010 г., а служебным – к 2012 г., не выполнены. Причина не в недостаточности ассигнований из федерального бюджета (средств выделено более чем достаточно), а в некомпетентности людей, которым эту программу поручено было обосновывать и реализовать. Недостатки в планировании инвестиций и осуществлении капитального строительства, отсутствие учета очередников, искусственные барьеры при распределении квартир привели к тому, что тысячи военнослужащих, подлежащих увольнению, и члены их семей годами ждут квартир, продолжая получать денежное довольствие и не исполняя обязанности военной службы.

Вопросы существенного повышения денежного довольствия и пенсионного обеспечения были широко проанонсированы. Военнослужащие, военные пенсионеры, члены их семей с нетерпением ждали принятия такого судьбоносного решения. Что получилось? Оклады по воинским званиям и воинским должностям возросли. В то же время военнослужащие лишены практически всех льгот, денежная компенсация которых, как показывает наша история, хуже самих льгот, поскольку компенсацию быстро съедает инфляция, реальная, а не официальная величина которой в России исчисляется двузначными числами и предпосылок к снижению не наблюдается. Наряду с безусловно позитивными мерами, способствующими улучшению социального положения названных категорий, многие принятые решения их социальной защищенности не повышали, а только декларировали заботу государства.

Негативно на моральное состояние личного состава повлияли непродуманные, а часто и просто дилетантские решения по введению нерациональных норм выплат, отмене льгот, установлению несправедливого порядка премирования, повышающих уровень материального обеспечения одних военнослужащих в ущерб другим, не менее достойным.

Это привело к резкому оттоку высоко профессионально подготовленных офицеров и других категорий военнослужащих, созданию не только в войсковых коллективах, а и в целых военных городках нездорового морального климата, иных опасных для армии и флота явлений. Даже попытки создать реальную и комплексную систему социальной защиты военнослужащих и членов их семей, включающей встроенные и законодательно закрепленные регуляторы, гарантирующие не снижение достигнутого уровня социальной защищенности защитников Отечества, не предпринято.

Состояние военной финансово-экономической науки и подготовки специалистов в области военной экономики и финансов в настоящее время удручающее. Ликвидация единой, на фундаментальном уровне научно-обоснованной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, реализующих мероприятия по финансово-экономическому обеспечению обороны и безопасности России, является грубой ошибкой. В перспективе, по мере выбытия ранее профессионально подготовленных специалистов, наступит непредсказуемая ситуация с кадровым обеспечением в данной сфере. Уже сейчас приходят люди с улицы, на их подготовку затрачивается значительное время и средства, а задачи финансово-экономического обеспечения военного строительства решаются с поражающими своими масштабами издержками, в т.ч. коррупционно-преступного характера.

Во все времена отечественной истории система финансового и хозяйственного контроля в армии и на флоте являлась наиболее эффективной в сравнении с аналогичными системами в других министерствах и ведомствах. В 2008–2012 гг. органы ведомственного финансового контроля неоднократно изменяли состав и структуру. Работа ведомственных контролеров в том виде, как это было заложено в документах, основанных на более чем 70-ти летнем опыте контрольно-ревизионных органов Минобороны, была абсолютно не нужна новому руководству ведомства. Как следствие в 2011 г. финансовая инспекция Министерства обороны РФ и финансовые инспекции на местах были расформированы.

Таким образом, большинство задач военной реформы не выполнены. Проведенные мероприятия по основным направлениям реформирования носили исключительно затратный характер, сопровождались неэффективным использованием финансовых средств, фактами бесхозяйственности, злоупотреблений и расточительства, чем причинен значительный ущерб государству. Из-за дилетантства, возможно просто нежелания, либо иных сознательно сформированных обстоятельств субъективного характера не решена фундаментальная задача исключительной важности – не сформирована, взамен безосновательно, но успешно разрушенной псевдореформаторами, научно-обоснованная система обоснования рациональной организации финансово-экономического обеспечения обороны и безопасности государства, учитывающая существующие и потенциальные вызовы и угрозы, адекватная возможностям экономики и обеспечивающая определение оптимального объема военных расходов и их распределения между компонентами военной организации и видами расходов.

Вооруженные Силы России, в силу системных недостатков при определении бюджетных затрат на основе интуитивных и волюнтаристских методов формирования и исполнения военного бюджета, в настоящее время не в полной мере готовы к выполнению поставленных задач.

В этой связи, главным сегодня становится не столько рациональное планирование военного строительства, сколько финансово-экономическое обеспечение военной безопасности на основе как минимум двух основных требований.

Во-первых, финансово-экономическое обеспечение военной безопасности должно быть четко сбалансировано с другими экономическими составляющими, чтобы не нанести ущерба дальнейшему развитию России в целом и благосостоянию граждан в частности.

Во-вторых, распределение финансовых ресурсов для военной организации и финансово-бюджетная политика государства должны быть максимально эффективными в целях успешного выполнения совокупности задач, стоящих перед страной и самой военной организацией.

На основе этих требований необходимо решить как минимум три важнейшие военно-экономические задачи:

1.Обосновать рациональный уровень военных расходов. При этом следует прекратить порочную практику определения и утверждения военных расходов на основе невнятных оборонных задач, интуитивных и волюнтаристских методов формирования и исполнения военного бюджета.

2. Обосновать рациональную военно-техническую политику России и объем потребности в ресурсах на ее практическую реализацию. При этом конечным результатом должно стать не безадресное распределение финансовых средств «по видам деятельности», а конкретное – в четкой, понятной и прозрачной привязке к государственному оборонному заказу, другим видам работ, услуг и мероприятий.

Исходить следует из основного положения военной политики, отраженного в Военной доктрине России, – «недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации…».

3. Необходима разработка финансово-экономического механизма оптимизации расходов на оборону, рационального планирования и распределения ресурсов, повышения эффективности их использования.

Решение этих задач позволит ликвидировать существующий стереотип – руководство силовых ведомств на основе келейного обоснования заявляет, сколько финансовых средств необходимо для надежного обеспечения обороны и безопасности, а Правительство РФ безоговорочно их финансирует.

Структурой, которая позволит не предвзято, а на научном и методическом уровне решать данные задачи, может стать Инновационный научно-исследовательский центр военных финансово-экономических обоснований и экспертиз (ИНИЦ ВФЭОиЭ).

Важнейшими задачами Центра должны стать:

1. Возрождение и развитие научно-исследовательской работы в области экономики и финансов Вооруженных Сил РФ, военно-экономического анализа и экспертиз, а также научного сопровождения текущих и перспективных мероприятий органов военного управления.

2. На основе применения методического аппарата военно-экономического анализа обоснование мероприятий, обеспечивающих надежное финансово-экономическое обеспечение обороны и безопасности России.

3. Оценка положения дел с содержанием, преобразованием и развитием Вооруженных Сил России через призму военно-экономической эффективности использования выделяемых на эти цели ресурсов.

4. Анализ состояния и перспектив развития экономики России как фундамента обеспечения обороноспособности страны.

5. Обоснование путей развития бюджетного механизма, отвечающего потребностями обеспечения обороны и безопасности государства.

6. Обоснование методологического аппарата формирования и контроля исполнения государственного оборонного заказа, как фундаментальной основы эффективного военного строительства.

7. Обоснование направлений трансформации военных финансово-экономических структур, систем социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей.

8. Экономически обоснованная экспертиза положений основополагающих документов, регламентирующих развитие и совершенствование боевой мощи Вооруженных Сил с учетом специфики современных войн и вооруженных конфликтов, повышение материального стимулирования воинского труда и решение жилищной проблемы.

9. Внедрение инновационной модели совершенствования финансово-экономического обеспечения армии и флота, повышения действенности финансового и хозяйственного контроля.

10. Научно-методическое обеспечение проведения актуальных научно-исследовательских работ по военной финансово-экономической проблематике, разработки прикладных программных комплексов в данной предметной области, а также учебно-методических комплексов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров финансово-экономических органов Минобороны России, других силовых структур Российской Федерации, а также специалистов финансово-экономических органов дружественных государств в рамках системы международного военного сотрудничества.

11. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и аттестация должностных лиц финансово-экономических органов военной организации государства.

12. Повышение научного потенциала кадрового состава финансово-экономических органов военной организации государства.

13. Организация широкого общественного обсуждения и экспертизы (с учетом требований по обеспечению сохранности государственной тайны) мероприятий финансово-экономического обеспечения планов и программ военного строительства, в т.ч. путем использования сети интернет.

14. Проведение независимого контроля качества финансово-экономических обоснований планов и программ военного строительства, участие в мероприятиях предварительного, текущего и последующего финансового контроля в процессе формирования и использования бюджетных средств, предназначенных для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации и ее военно-политических союзников.

15. Изучение и адаптация к практике финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил РФ опыта финансово-экономического обеспечения военных организаций иностранных государств.

16. Проведение НИОКР по заказам органов государственной власти и военного управления по проблемам финансово-экономического обеспечения обороны и безопасности.

17. Подготовка и экономическое обоснование предложений военно-политическому руководству страны по разработке проектов законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение военной безопасности России и совершенствование мобилизационной подготовки.

18. Подготовка и экономическое обоснование предложений военно-политическому руководству страны по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

19. Проведение по поручению военно-политического руководства страны экспертиз проектов решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по вопросам, касающимся военной безопасности государства.

Учитывая, что в настоящее время в Ярославле пока еще имеется уникальный, даже по мировым стандартам, кадровый потенциал, насчитывающий десятки специалистов военного финансово-экономического профиля, в т.ч. докторов и кандидатов наук, имеющих богатейший опыт практической работы на различных руководящих должностях в финансово-экономических органах Вооруженных Сил РФ, других силовых структур, занимавшихся длительное время научно-исследовательской и преподавательской работой, посвятивших всю свою сознательную жизнь делу защиты Отечества, предлагается рассмотреть вопрос создания ИНИЦ ВФЭОиЭ на материально-технической базе безосновательно расформированной в 2010 г. Военной финансово-экономической академии (г. Ярославль).

В виду специфики характера задач, решение которых предлагается возложить на ИНИЦ ВФЭОиЭ, целесообразно подчинить его по всем вопросам Заместителю Председателя Правительства РФ Рогозину Д.О., являющемуся Председателем Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ.

Формирование в Ярославле подобного Центра, по нашему мнению, будет способствовать развитию методологии и совершенствованию практики финансово-экономического обеспечения потребностей Вооруженных Сил, обоснованию порядка взаимодействия силовых структур и органов власти регионального и муниципального уровня при реализации планов боевой подготовки и решении задач в соответствии с их непосредственным предназначением.

 

 

 

Источник:  Научная школа военных экономистов и финансистов: исследования, факты и проблемы развития: монография. Москва – Ярославль: Изд-во Канцлер,  2013. – С.168.

Просмотров: 1052 | Добавил: avladr43 | Теги: Колесов Р.В., финансово-экономические исследовани, военная экономика и фи | Рейтинг: 5.0/8

Поиск

Календарь

«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz