В нашей стране, формально объявленной вне идеологии, неформально идеология, конечно, есть. Поскольку без нее нельзя – как без фамилии и отчества или как без определения добра и зла.
И дабы оттенить добро и святость нынешнего строя, власть вовсю дискредитирует советский. В эту топку идет все – включая не так давно возникший культ святого императора Николая Второго, антипода Ленина и Сталина. Дескать при Николае Святом Россия жила почти так же хорошо, как сегодня – а то и еще лучше: крестьяне тогда никаких других булок кроме французских и не едали, слегка трудились на досуге и кормили пол-Европы.
А в самое последнее время появилась и еще одна тема: при оном Николае было построено и сделано так много, что даже дикие большевики всего разрушить не смогли. И именно благодаря Ему мы победили во Второй Мировой – естественно, вопреки Сталину и красным комиссарам, которые безжалостно швыряли народ под вражеские пулеметы.
Если вы думаете, что это моя злопыхательская выдумка, черный гротеск – ничего подобного. В этом году в гимназии ДВФУ Владивостока прошли «Уроки Памяти» ко Дню Победы в 8, 9 и 11 классах. Эти видео-уроки длились по 45 минут в каждом классе. Тема: «Вклад Николая II в победу в Великой Отечественной войне».
Подборка материалов к этому мероприятию составлена Г. Павловой из Новосибирска. В агитационном ролике чередуются отрывки из документальных и художественных фильмов, интервью, вставлены фотографии Николая и его семьи, звучат песни военных лет и песни о войне. Факты, представленные там, прекрасно аргументированы и подкреплены комментариями специалистов исторических и военных наук.
Одна из множеств заслуг царя, согласно этому ролику – строительство Транссибирской магистрали, осуществленное при нем – и чуть ли не его белыми ручками. Ведь именно благодаря воинам-дальневосточникам, прибывшим по Транссибу в западную часть России, враг был отброшен от Москвы.
Хотя согласно историческим данным участие Николая в Транссибе было, мягко сказать, весьма условным. Началось это строительство еще при Александре Третьем, в 1891 году, завершилось вчерне в 1903-м, а достаивалась дорога аж до конца советской власти. Решающий вклад в эту стройку внес министр финансов Сергей Витте, отправленный царем в отставку в 1903-м «без объяснения причин». Впрочем весь двор знал, за что: популярность этого великого строителя выросла до того, что стали поговаривать: «У нас царь – Витте, а Николай при нем – второй».
То есть единственная бесспорная правда в том, что дорога строилась «при Николае».
Но тогда в актив царя можно записать вообще очень многое. Скажем, космические успехи СССР – это разве не он? А при ком вырос Циолковский!
Радио, телевидение, советская наука, литература и все остальное разве могло бы быть без их творцов, родившихся при том же Николае? Больше того: и сама Великая Октябрьская Социалистическая революция – его персональная заслуга: ведь именно он сделал все возможное, включая разгром страны в Первой мировой, чтобы эта революция произошла!
Но есть тут и подводные камни. Ели согласиться с тем, что победа в Великой отечественной – дело Николая, получится, что этот святой отвечает также и за оккупацию Прибалтики, раздел Польши и войну с финнами. Да и сталинские репрессии следует тогда переименовать в «николаевские.
Впрочем во всей это истории, надо понимать, не личность Николая – главное. А именно «перераспределение» заслуг большевиков. И тогда напрашивается более безупречный исторически ход. Транссиб действительно сыграл выдающуюся роль в нашей Победе: по нему шла эвакуация промышленность с западных регионов и снабжался фронт, он стал могучим тыловым хребтом, на котором во многом держалась передовая.
Но тогда надо поклониться в ножки Ивану Грозному! Ведь не присоедини в его правление Ермак Сибирь – не было бы потом ни сибирских дивизий, ни Уралмаша с Магнитогорском, ни российского Дальнего Востока, ни тем более Транссибирской магистрали…
А вообще все началось с того, что Ева уговорила Адама съесть яблоко с древа познания добра и зла, без чего не было бы не только этого Транссиба, но и тех, кто ездил по нему. Так что, может, стоит возвести ей самый большой монумент, возложить к нему огромный букет роз – и на этом успокоиться?
Борис ГРИГОРЬЕВ
Источник: "Публицист"