Ранее чиновники предлагали пустить пенсионные миллиарды на слежку за гражданами, поднять НДФЛ для тех, кто мало платит в ПФР, и замораживали средства, предназначенные для НПФ.
Министерство экономического развития России не планирует повышения реального размера пенсий в ближайшие 20 лет. Об этом говорится в целевом варианте макроэкономического прогноза, подготовленного ведомством.
В документе поясняется, что власти предполагают повысить темпы экономического развития за счет увеличения числа работающих граждан. Из прогноза следует, что одним из способов повышения доли работающих граждан должно стать повышение пенсионного возраста. Для мужчин он может быть поднят до 65 лет, а для женщин до 63-х. В этом случае к 2035 году количество пенсионеров в стране сократится на 7 миллионов человек (23% от их числа в 2017 году).
Люди в роли экономического топлива
Повышение пенсионного возраста будет сопровождаться резким падением размеров пенсий. По данным ведомства, коэффициент замещения пенсией зарплаты сократится на 13%. «От реализации плана повышения темпов экономического роста как минимум пятая часть населения не только ничего не выигрывает, но, наоборот, проигрывает: их доходы в сравнении с другими сильно сокращаются», – отметили по этому поводу обозреватели «Ведомостей».
Снижение коэффициента замещения зарплаты пенсией снизит объем пенсионных выплат к фонду оплаты с нынешних 28% до 15%. Пойдет ли экономия на пожилых людях на пользу экономике – вопрос отдельный. Расчеты показывают, что при таком сценарии инвестиции будут расти в полтора-два раза быстрее экономики в целом. Это означает, что высвобождающиеся средства устремятся преимущественно в финансовый сектор.
Правительственные экономисты ожидают, что максимум экономического развития будет достигнут в 2026 году. По их мнению, в этот год ВВП увеличится на 3,5%, а затем экономический рост начнет снижаться. Их же расчеты показывают, что реальные доходы населения вернутся на уровень 2013 года не раньше, чем через пять лет, ориентировочно в 2022-м.
При этом в номинальном выражении пенсии будут расти на 2,5% в год. При этом с настоящего времени до 2022-го в реальном выражении они будут сокращаться из-за инфляции. Рост возобновится лишь в 2024 году. Но и в 2035-м пенсии по реальной покупательной способности будут на 4% ниже уровня 2013 года. В пересчете на нынешние деньги в 2035-м средняя страховая пенсия составит 13 тысяч рублей, а неработающий пенсионер, также в среднем, будет получать 15,5 тысяч.
Украденная старость
В марте текущего года стало известно, что Минэкономразвития обсуждает возможность повысить налог на доходы физических лиц с тем, чтобы заставить россиян более активно делать отчисления в Пенсионный фонд. Подготовленная чиновниками схема предполагала увеличение ставки НДФЛ до 15% для тех, кто платит в ПФР менее 4% своих доходов, и наоборот – тем, кто готов вкладывать в свою пенсию 10% дохода, НДФЛ предлагали сократить с нынешних 13% до 10%.
Изучение программы независимыми экономистами показало, что ее реализация ударит по доходам россиян, получающих менее 50 тысяч рублей в месяц, ничего не дав им взамен. В выигрыше окажутся лишь самые обеспеченные круги.
Отсутствие денег на будущие пенсии – вопрос интересный, отмечают комментаторы, и задавать его надо отнюдь не рядовым гражданам. Во-первых, в России искусственно поддерживаются на очень низком уровне доходы населения. Так, в начале 2016 года средняя российская зарплата в долларовом выражении оказалась почти в два раза меньше китайской. Россияне за свою работу получали примерно столько же, сколько жители Египта, Марокко и Туниса.
Во-вторых, власти произвольно тратят пенсионные отчисления, не спрашивая граждан: в сентябре 2016 года стало известно, что государство может вложить до 105 пенсионных миллиардов в реализацию «закона Ирины Яровой» – создание системы тотальной слежки за интернет-общением россиян. Идею лоббировали Минпромторг и госкорпорация «Ростех». Критики проекта отмечали, что это – просто разграбление пенсионных отчислений, так как аппаратура для записей телефонных разговоров и хранения SMS-сообщений никогда не сможет произвести прибавочного продукта и не будет кормить состарившихся россиян, на чьи деньги предполагается ее закупить.
Впрочем, и без откровенно грабительских прожектов российское правительство неоднократно обманывало граждан, меняя «генеральную линию». Так, с 2007 года власти начали загонять будущих пенсионеров в систему негосударственного пенсионного страхования. Чиновники всех уровней убеждали граждан, что частные конторы сумеют лучше приумножить их пенсионные отчисления. По стране рассылались сотни тысяч «писем счастья», в которых россиянам навязчиво предлагали доверить свои деньги тем или иным НПФ.
Для тех, кто не поверил затее, правительственные чиновники придумали унизительное прозвище – «молчуны». В 2013 году дело дошло до угроз списать с их счетов накопительную часть отчислений – то есть деньги, которые чиновники хотели бы отдать НПФ, но не могли этого сделать из-за отсутствия «выбора» со стороны граждан. «Да, у «молчунов» будет ноль — это решение правительства, – заявлял тогда замглавы Минфина Алексей Моисеев. – Если человек не хочет иметь накопительную часть, то тогда нечего ему оставлять два процента, надо ему оставить ноль».
Ситуация принципиально изменилась после того, как экономика РФ вползла в кризис. Первая «заморозка» накопительной части пенсий была произведена еще в 2013 году, до событий на Украине. В 2014-м, 2015-м и 2016-м годах власти также «замораживали» отчисления в НПФ, пуская деньги на затыкание бюджетных дыр, финансирование ВПК и другие важные для себя проекты. Мнения 25 миллионов граждан, доверивших к этому моменту свои деньги НПФ – никто не спрашивал. Людей просто поставили перед фактом.
Вслед за пенсионной политикой изменилась и риторика власть имущих: в марте 2016 года вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила, что только в 2015-м из-за неэффективного управления средствами вкладчиков НПФ потеряли 200 миллиардов рублей. «Вот какая пенсия ожидает людей, которые когда-то выбрали накопительную», – констатировала вице-премьер.
Виктория ФОМЕНКО, "ТРУД"