Дм. Медведев признался: мы можем себя прокормить и без нефти. Не сомневаюсь. А как быть россиянам?
Судя по активности СМИ, политические партии начали предвыборную гонку. Новые идеи и открытия сыпятся со всех сторон и нет им числа. Идеи в основном касаются того, как нам в очередной раз обустроить Россию. В исполнении людей, которые четверть века находятся у кормила государства, подобные планы звучат особенно трогательно. Как в анекдоте. Куры все сдохли? Очень жаль. Ведь у меня еще столько великолепных инноваций припасено.
Открытия тоже впечатляют. На очередной встрече с кандидатами председатель «Единой России» Дмитрий Медведев заявил: благодаря ударной работе правительства России всё-таки удалось дифференцировать доходы бюджета. Это говорит о начале изменения структуры экономики и снижении нефтяной зависимости. В подтверждение своих слов премьер-министр привёл статистику Минфина РФ:
Раньше 70% бюджета составляли доходы от экспорта углеводородов, а сейчас 45%, значит, мы можем без этого себя кормить. Надо меняться и пользоваться этой ситуацией.
Слова Медведева были активно растиражированы журналистами и блогерами в контексте «план работает — Россия поднимается с колен». Чтобы в полной мере насладиться воодушевляющим зрелищем, давайте посмотрим на структуру доходов бюджета чуть более пристально (см. рис.).
Рис. Структура доходов консолидированного бюджета РФ. Рассчитано автором на основании ежегодной
информации об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации, данные Минфина РФ.
Во-первых, «сокращение нефтегазовой зависимости» произошло в основном из-за резкого падения нефтегазовых доходов.
То есть не структура экономики изменилась, а цены на нефть упали. Выдавать подобное за успехи мудрого руководства по меньшей мере странно.
Во-вторых, НЕнефтегазовые доходы, действительно, в 2015 году выросли по сравнению с 2014 годом. Но их рост произошёл за счёт увеличения собираемости страховых взносов на обязательное социальное страхование (с 5 млрд р. в 2014 г. до 5,7 млрд р. в 2015 г.), НДС (с 3,9 млрд руб. до 4,2 млрд), налога на доходы физических лиц (с 2,7 млрд р. до 2,8 млрд р.), налога на прибыль (с 2,4 млрд р. до 2,6 млрд р.).
Другими словами, рост доходов бюджета был напрямую оплачен из карманов граждан, а также малого и среднего бизнеса.
Если ориентироваться не на громкие заявления, а на конкретные поступки, то антикризисный план правительства полностью копирует стратегию Международного валютного фонда. Тотальная приватизация государственной собственности, минимизация расходов на социальные программы, сокращение зарплат, усиление налогового бремени, запрет на поддержку национальной валюты и прочие меры «шоковой терапии». Обычно подобный выход из кризисной ситуации для страны заканчивается потерей суверенитета, деиндустриализацией, резким снижением уровня жизни, иногда гражданской войной (например, в Югославии, Руанде, Боливии, Украине).
Почему МВФ придерживается такой политики в принципе понятно: фонд был создан как эффективный инструмент международного капитала — для демонтажа национальных экономик. А вот когда «стратегию экономической терапии» использует само национальное правительство против собственной страны — появляется ряд вопросов. Самый актуальный: а вы вообще на чьей стороне? Суверенные власти в кризисной ситуации стараются всеми возможными способами снизить налоговую нагрузку и поддержать народ и бизнес. Хотя бы из сугубо прагматических соображений, ради сохранения кормовой базы, так сказать.
Некоторого восхищения правительство всё же заслуживает. Умудриться обобрать население, и без того в кризис стремительно нищающее, выжать последние капли из предпринимателей, которые и так на ладан дышат, и одновременно громогласно заявить об исключительной заботе о людях и бизнесе — это надо уметь, тут нужен определённый злой талант. Выдать грабёж за благотворительность так, чтобы жертва поверила, сможет далеко не каждый аферист.
Максим ВОЛКОВ
Источник
|