В минувшую среду страна отметила День космонавтики. Примечательно, что 12 апреля отмечается еще и Всемирный день авиации и космонавтики – согласно протоколу 61-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации (МАФ) и решению совета Международной авиационной федерации. Кстати, за более чем 100-летнюю историю МАФ лишь однажды ее возглавлял представитель нашей страны – заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Коккинаки.
Сегодня руководство госкорпорации «Роскосмос» пытается вернуть отечественной космонавтике ее былую славу. 6 апреля в ресторане-яхте «Чайка» госкорпорации вручили премию в области медиарекламы за проекты и достижения рекламодателей в печатных медиа – Gold Print Awards – 2017. Премии удостоен проект «Подними голову» в номинации «Лучший кросс-медийный проект». Награду в виде золотого слитка получил первый заместитель гендиректора госкорпорации Александр Иванов.
На топ-менеджеров госкорпорации, имеющих среднемесячную зарплату 1,3–1,5 млн руб., слиток наверняка не произведет впечатления. Иное дело – простой рабочий с окладом в 10–15 тыс. руб. По словам Дмитрия Рогозина, если сотрудники предприятия получают по 10–15 тыс. руб., «то надо ждать беды». «Диверсанты те, кто не платит денег этим людям», – сказал Рогозин. Напомним, речь шла о Воронежском механическом заводе (ВМЗ), где производят двигатели для ракет-носителей «Союз» и «Протон». При производстве двигателей использовали более дорогой и не отвечающий техническим требованиям припой, поэтому «Протоны» не хотели лететь в космос. 28 января Дмитрий Рогозин сообщил, что причиной неполадок при производстве двигателей для ракет «Протон» стала подмена технической документации. В связи с этим три ракеты были разобраны, после чего на них заменили двигатели.
Неприлично заглядывать в чужой кошелек. Но когда речь заходит о «диверсии» и о «беде» – тут уж надо забыть об интеллигентской этике и взглянуть правде в глаза, тем более что и на других предприятиях Роскосмоса зарплаты не намного выше. В том же Воронеже есть Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА), которое так же, как и ВМЗ, входит в состав Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева.
После «грозного» окрика Рогозина в КБХА даже ухом не повели, здесь по-прежнему требуются слесари, инженеры и комплектовщики на оклад 10–14 тыс. руб. 15 марта работники испытательного комплекса обратились к исполнительному директору КБХА Алексею Камышеву с вопросом о зарплатах. Согласно п. 3.5.3 отраслевого тарифного соглашения, ее размер у высококвалифицированных работников должен быть не ниже четырехкратного прожиточного минимума в регионе. В Воронеже – это 8808 руб., однако на предприятии зарплата ниже 35 232 руб.
Исполнительный директор не задержался с ответом. 20 марта он подписал приказ № 158. Нет, не о повышении окладов, а об утверждении… корпоративных ценностей. Приложение 1 к приказу называется «Общий перечень ценностей корпоративной философии КБХА». Не будем тратить время на анализ этого «шедевра», он вызывает смех сквозь слезы и дает представление об уровне руководства ракетно-космической промышленностью, которая не может своевременно поставить Минобороны ракеты, срывает выполнение гособоронзаказа, наносит удар по престижу России.
Придя в КБХА с должности финансового директора ЦентрТелекома, господин Камышев вознамерился строить ракетные двигатели «без подготовки производства, оснастки, без отработки трудоемких технологий», как он сам сказал в одном интервью. Впрочем, требовать с него много нельзя, ведь он не генеральный, а исполнительный директор, то есть исполнитель чужой воли.
Когда в Федеральное космическое агентство в качестве руководителя пришел Владимир Поповкин, ветераны сказали: отечественной космонавтике приходит конец. Что мы и наблюдаем на протяжении шести лет. Надежность российских носителей находится на низком уровне, составляет 93%. Предприятия загружены на 35–40%, максимум 45%. «Протон-М» не летает, в 2016 году было только три старта, а раньше – до 12 стартов в год. Сверхтяжелой ракеты нет. Она нужна для выведения в космос аппаратов, способных решать задачи в области радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки, а также работать как на орбите, так и в атмосфере. Стоимость создания сверхтяжелой ракеты-носителя оценивается в 1,5 трлн руб. Роскосмос предлагает отказаться от присутствия на МКС постоянного российского экипажа – прощай, пилотируемая космонавтика. По данным Роскосмоса, в 2015 году российская доля мирового космического рынка составляла 7,2%, в текущем году планируется достичь только 4,8%.
До 28 марта в научно-технический совет Военно-промышленной комиссии должны были поступить экспертные заключения о возможности создания отечественного плазменного двигателя и системы нейтрализации плазмы вокруг космических аппаратов и ракет (сейчас на МКС работает американский нейтрализатор). Кстати, потеря 31 марта управления аппаратом KazSat-2, которая длилась около восьми часов, по мнению специалистов, является следствием негативного воздействия плазмы на чувствительную микроэлектронику, установленную на его борту. Второго такого сбоя он, возможно, не переживет. Эта проблема актуальна для всех российских ракет и аппаратов. Но еще на этапе подготовки заседания была дана негласная команда отказаться от экспертизы ранее поданных предложений, вероятно, в интересах тех, кто уже успешно осваивает бюджетные средства без видимых результатов. Между тем президенту России, судя по словам пресс-секретаря Дмитрия Пескова, докладывают о планах развития технологии плазменных двигателей и готовности конкурировать с американской компанией SpaceX и ее ракетой-носителем Falcon 9.
За саморекламу госкорпорация, действительно, достойна премии Gold Print Awards – 2017 или какой-нибудь награды транснациональной компании PricewaterhouseCoopers (PwC). Но к национальной космонавтике это достижение не имеет никакого отношения.
Источник: "НВО"