... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2014 » Май » 18 » Гламазда С.А. В огне Сталинграда
19:44
Гламазда С.А. В огне Сталинграда

  

 ГЛАМАЗДА Сергей Андреевич, генерал-майор в отставке

Родился 12.04.1917 г. Закончил финансовый факультет Военно-хозяйственной академии РККА в 1940 г.

Участник Великой Отечественной войны с апреля 1942 г. в должности старшего инспектора-ревизора армии (Сталинградский, Западный, 1-й Украинский фронты).

В послевоенное время проходил службу на финансовых должностях в войсках, был старшим преподавателем и начальником заочного отделения на Военном факультете при МФИ, многие годы возглавлял финансовую службу ВВС.

Награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени и многими медалями.

 

 

Война застала меня в должности начальника финансово-планового отделения ВВС Южно-Уральского военного округа. Неудачи наших войск в первые месяцы вызывали у советских граждан тяжелое чувство. Я, как и миллионы соотечественников, стремился встать на защиту Родины. Эти чувства побудили меня обратиться к командованию с рапортом о направлении в действующую армию. Моя просьба была удовлетворена, и, в апреле 1942 года, я был откомандирован в Москву в распоряжение Финансового управления НКО.

В отделе кадров управления я получил предписание о назначении на должность старшего инспектора—ревизора в 62—ю армию, дислоцированную под Сталинградом.

Это назначение меня опечалило. Ведь я настаивал на отправлении в действующую армию, а Сталинград был тогда глубоким тылом страны. Однако частично мои сомнения относительно «прозябания» в тыловых или запасных формированиях развеял комиссар финансового управления генерал-майор Поляков Василий Васильевич. В беседе со мной, словно чувствуя мое настроение, он сказал, что уже в ближайшее время армии, формирующиеся в районе Сталинграда, будут задействованы на самом важном участке фронта.

У меня были все основания серьезно воспринять слова Василия Васильевича, который знал меня с марта 1940 года. Тогда он был председателем государственной комиссии на финансовом факультете Военно—хозяйственной академии, где я учился. Надо отметить, что он, будучи политработником ленинской школы, подробно знакомился с каждым из выпускников, интересуясь всеми вопросами жизни и службы, внимательно и заботливо относился к молодым офицерам, делился с ними своим жизненным опытом. Его советы и рекомендации помогли мне безболезненно переносить тяжести воинской службы в первые годы войны.

Армией командовали генералы В. Я. Колпакчи, а затем Е. И. Лопатин. С сентября 1942 года и до конца войны — генерал В. И. Чуйков. В то время в состав армии, кроме воинских частей армейского подчинения, входили 6 самостоятельных дивизий. Из них 5 дивизий укомплектовывались личным составом и офицерами, призванными из запаса, а одна дивизия, гвардейская, — солдатами и кадровыми офицерами из двух воздушно—десантных бригад. Мне довелось служить под командованием генерала В. И. Чуйкова до июля 1943 го­да, после чего я был переведен в 21—ю армию.

Вспоминается дружный коллектив финансового отдела армии, который возглавлял майор И. Н. Пантелеев. Кроме него в отделе было еще 6 человек: два старших офицера — капитаны Кучер и Гольдинов и четыре инспектора — Гламазда, Чаусов, Лозеов и Серов. Полевое отделение Госбанка было укомплектовано работ­никами отделения Госбанка, начальником отделения которого был назначен старший лейтенант запаса Михаил Куделин.

В мае-июне 1942 года финансовый отдел взял на финансирование все части и соединения армии. На этапе формирования армии и слаживания частей важнейшей задачей финансового отдела было оказание помощи финансовым работникам, призванным из запаса, в вопросах организации финансового хозяйства, в изучении основных руководящих документов по финансовой службе, обеспечении надлежащего порядка в выплате денежного довольствия. В это время практически весь состав инспекции непрерывно находился в соединениях и частях армии.

В начале июля 1942 года дивизии 62—й армии были выдвинуты за Дон, навстречу наступающим на Сталинград немецким войскам, и заняли оборону примерно в 10-15 километрах западнее Дона, в казачьих станицах. К этому времени в финансовом отделе мы осуществляли проверку финансовых документов воздушно—десантных бригад, чтобы в последующем отправить эти документы в архив.

Начальниками финансовых отделений бригад были Щербаков и Яблонский, они же и составили ядро финансового отделения формируемой дивизии. Первый был назначен начальником, а второй — инспектором.

К тому времени, когда мы заканчивали проверку, дивизия уже вступила в бой с передовыми частями немецкой армии Паулюса. Помнится, на нас произвело впечатление появление в штабе дивизии первых пленных немцев. Особенно поразило то, что они вели себя, несмотря на их положение, явно нахально, агрессивно, как победители. Этот факт во многом свидетельствовал о том, что солдаты и офицеры армии Паулюса чувство­вали себя завоевателями в нашей стране.

Настрой и решимость немецких войск мы ощутили на себе уже в ближайшее время. Едва мы с частью офицеров штаба армии выехали из дивизии, немцы при мощной поддержке авиации начали наступление практически по всему фронту обороны армии. Наши дивизии в безлесной и степной местности были почти полностью окружены.

Потери личного состава наших войск были огромными. Тысячи офицеров и солдат погибли или были пленены в окружении. Финансовая служба армии также понесла колоссальные потери. Из, примерно, 70 человек финансовых работников дивизий из окружения вышли 4—5 человек.

Под обстрелами и бомбежками мы доехали до переправы в городе Калач, где попали под сильный налет немецкой авиации, длившийся несколько часов. Все это время нам пришлось лежать в воронке от авиабомбы, надеясь на то, что авиабомба дважды не попадет в одну и ту же воронку.

Немцы подошли к переправе у Калача, где завязались ожесточенные бои с нашими дивизиями, выдвигавшимися к фронту. Неся огромные потери, армия стала отступать к Сталинграду. Вывозя документы финансового отдела армии, наш начальник И. Н. Пантелеев с отделением полевого банка и охраной на машинах прибыл в Сталинград достаточно благополучно и значительно раньше нас переправился на левый берег Волги.

Остальные офицеры отдела под моим руководством вместе с армейским тылом на грузовой машине несколько дней под обстрелом и бомбежками немецкой авиации продвигались к Сталинграду. Однажды, когда мы остановились на ночлег в овраге, работники тыла, не предупредив никого, рано утром уехали без нас. Дальше пришлось продвигаться пешком. К счастью, мы избежали ада окружения и остались живы.

Позже, уже у самого Сталинграда, на одной из высот мы нашли оставшихся офицеров штаба тыла армии под руководством начальника штаба тыла, с которым я был знаком по учебе в академии. Наши группы вновь соединились.

 

Сталинград в огне

 

Обстановка под Сталинградом была трудная, немецкие войска подошли очень близко к городу, а их авиация практически круглосуточно бомбила город и его окрестности. Массовой эвакуации из города Сталинграда не было, поэтому в августе 1942 года Сталинград был обильно усеян трупами погибших стариков, женщин и детей.

В начале августа был получен приказ о перемещении тыловых учреждений на левый берег Волги. В то время переправа осуществлялась в основном на паромах. И хотя они действовали круглосуточно, у пристани были большие очереди транспортных средств, ставших объектом обстрелов и бомбардировок противника.

С большой опасностью и великим трудом мы перебрались на левый берег, в течение нескольких дней разыскивали начальника финансового отдела и работников полевого отделения Госбанка. Финотдел и Госбанк вместе с некоторыми тыловыми учреждениями располагались в овраге в пяти-шести километрах от Волги. Надо отметить, что мы достаточно быстро освоили фортификационную науку, отрыли и оборудовали себе щели для защиты от минометного и артиллерийского огня противника, а впоследствии, с наступлением холодов, вырыли себе землянки, укрепив их подручными средствами.  За нами находились позиции дальнобойной и реактивной артиллерии («катюши»), а еще дальше в тылу — авиация.

Наша армия вела упорные, кровопролитные бои в районах сталинградских заводов и Мамаева кургана (северная часть города). Войска сражались за каждую улицу, каждый дом и этаж дома, за каждую пядь сталинградской земли. Тыловые органы в трудных условиях осуществляли доставку материальных средств через Волгу и бесперебойно обеспечивали войска всем необходимым. Финансовая служба выполняла свои служебные обязанности: производили оформление вкладов, переводов; выписку денежных аттестатов на семьи и другие работы.

На финансовую инспекцию была возложена обязанность проверки правильности получения, учета и расходования материальных ценностей. Особое внимание обращалось на расходование продовольствия, горюче-смазочных материалов, медикаментов, медицинского имущества и других материальных- средств, в которых наше государство ощущало острую потребность, особенно в связи с временной потерей значительной части территории Советского Союза.

 

Переправы в Сталинграде действовали круглосуточно. Идет погрузка боеприпасов.

 

Сегодня трудно себе представить, какими усилиями, какой ценой удалось остановить советским воинам наступающие немецко-фашистские войска, рвавшиеся к Волге. Однако именно здесь, под Сталинградом советские войска положили начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. Всем известно, чем закончилась для фашистов Сталинградская битва, какую роль она сыграла дня последующих побед советских войск и освобождения территории страны от немецко-фашистских захватчиков, какой резонанс она вызвала в мире.

Как участник тех кровавых и напряженных боев, могу заявить, что именно Сталинград стал отправной точкой наших последующих побед. Ведь это была первая успешно проведенная стратегическая наступательная операция за два года войны. Она проводилась в сложной обстановке, когда немцы дошли до Сталинграда, оккупировав значительную часть территории. Наша военная промышленность уже заработала на полную мощность, и армия стала получать все необходимое для наступательных операций.

Сталинград явился символом стойкости, верности, храбрости, мужества и преданности своей Родине. Великая Победа в войне значительно повысила авторитет нашей страны и ее Вооруженных Сил, которые стали самой могучей армией в мире.

К сожалению, в дискриминации нашей страны ее противники преуспели, особенно в последнее время, о чем свидетельствует разрушение великой державы — Советского Союза и его могучих Вооруженных Сил.

Через 25 лет после окончания войны я, будучи начальником финансовой службы ВВС в звании генерал—майора, прибыл в Сталинград (для меня он так и остался Сталинградом)  в служебную командировку в Волгоградское военное училище летчиков. Командование училища, зная, что я участник Сталинградской битвы, приняло меня хорошо и разместило в городской гостинице, в отдельном номере с балконом на 7—м этаже. Глядя с такой высоты на город в утренние часы, на новую планировку улиц, новые мно­гоэтажные дома, краны новостроек вокруг, я не мог поверить, что это тот самый город, не узнавал прежний Сталинград.

Любуясь тишиной спящего города, я вспоминал многих своих боевых друзей, сложивших головы на улицах Сталинграда. Обходя шаг за шагом мемориальный комплекс на Мамаевом кургане, преклонял голову перед теми, кто навеки остался на этой обильно политой кровью земле. Символично, что именно здесь обрел свой последний покой Маршал Советского Союза В. И. Чуйков — великий советский полководец и один из главных героев Сталинграда.

Сегодня мне думается о том, как хорошо, что нет войны, которую мы пережили и чудом уцелели.

После Сталинградской битвы прошло 63 года. К сожалению, время берет свое, и нас, участников войны, осталось уже мало, а участников Сталинградской битвы — еще меньше. Все это уменьшает возможность передачи жизненного опыта и воспоминаний участников войны молодому поколению и наносит ущерб делу его воспитания в духе патриотизма.

Но нам, ветеранам, оставшимся в живых в годы войны и дожившим до 60-летнего юбилея Великой Победы, надо чаще рассказывать о пережитой нами войне нашим детям и внукам, новому поколению россиян, которое, в погоне за хлебом насущным, забывает о той цене, которую заплатило победившее и уходящее поколение.

 

Генерал-майор С.А. Гламазда (в центре) с ветеранами финансовой службы ВВС

участниками Великой Отечественной войны. 1985 г.  

 

 

Источник: Военные финансисты в Великой Отечественной войне. Вклад в победу. - М: 2005. - 414 с.

 

Просмотров: 1578 | Добавил: avladr43 | Теги: финансисты-фронтовики, генерал-майор, Западный, Сталинградский, Гламазда Сергей Андреевич, финансовая служба ВВС, вфэу, 1-й Украинсикй фронт, зачоное | Рейтинг: 5.0/1

Поиск

Календарь

«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz