Реальные результаты плебисцита по Конституции показывают, что праздновать Кремлю особо нечего
На фото: лидер КПРФ Геннадий Зюганов (в центре) общается с журналистами
после голосования по поправкам в Конституцию РФ (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)
3 июля Центризбирком (ЦИК) официально утвердил итоги завершившегося накануне общероссийского голосования по поправкам к Конституции. 77,92% участников голосования поддержали поправки, против высказались 21,27% при явке 67,97%.
Как заявила председатель ЦИК Элла Памфилова, избирательная система продемонстрировала беспрецедентную скорость введения данных и отображения результатов — такого раннего ввода полного объема протоколов до сих пор не было. Именно это помогло провести «беспрецедентную» по сложности кампанию «очень достойно», заявила глава ЦИК.
При этом зафиксированы буквально единичные случаи нарушений, отметила она. На одном участке в московском районе Раменки итоги голосования отменены — там был зафиксирован вброс бюллетеней. Также признаны недействительными бюллетени в переносных ящиках на 23 участках в шести регионах.
В Кремле результаты голосования объявили триумфом. Как сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, «де-факто состоялся триумфальный референдум о доверии президенту Путину». По его словам, «такую высочайшую явку и высочайший уровень поддержки» спрогнозировать было очень сложно.
Теперь у администрации президента появился соблазн распространить «триумфальные» технологии на другие выборы. Например, практику голосования в течение нескольких дней — такую инициативу уже озвучила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
«Нам надо подумать, может, нам тоже и впредь использовать эту возможность. Гражданам удобно прийти в то время, когда они могут себе это позволить», — сказала спикер.
По ее мнению, решение голосовать в течение нескольких дней себя оправдало. Она также заявила, что такая практика используется в целом ряде других государств — как позже уточнили политологи, в Индонезии и Индии.
В ЦИК считают, что это вполне реально, только нужно закрепить такую возможность в законодательстве. «Если это будет элементом избирательного законодательства, ЦИК как правоприменительный орган будет это реализовывать. Я много разговаривал с участниками голосования, практически все из них высказываются положительно о том, что есть возможность выбрать, когда проголосовать», — заявил член ЦИКа Евгений Шевченко.
Аналитики отмечают, что в развитых странах такой практики нет, поскольку многодневное голосование дает простор для фальсификаций. Наблюдатели в этом случае за всем не уследят. Стало быть, возможны вбросы, изъятия бюллетеней, и «правка» бюллетеней тех избирателей, которые проголосовали «неправильно» — в этом случае бюллетень можно сделать недействительным, поставив еще одну галочку в другой графе.
Не менее широкие возможности для фальсификаций дает электронное голосование.
Понятно, что политически-активное население при таком подходе не будет доверять ни озвученным результатам, ни процедуре их получения. Но голосование по Конституции показало: система фактически перестала скрывать манипуляции с голосами, и перестала учитывать мнение политически активных граждан.
Кремлю просто некуда деваться: у электората все меньше симпатий к руководству страны, и с каждыми новыми выборами получать нужные результаты все труднее.
Что нас ждет в сентябре, куда заведут Россию кремлевские игры в наперсток?
— Я в политике больше всего опасаюсь угодливых умников и тупых радикалов, — отмечает лидер КПРФ Геннадий Зюганов. — Угодливые замазывают реальную картину и льют елей в уши, в то время как в кризисных условиях особенно важно видеть реальные проблемы и слышать требования общества. А тупые радикалы — те готовы ломать и разрушать, не задумываясь о последствиях.
Вот и сейчас: состоялось голосование по поправкам к Конституции — и «Единая Россия» начинает праздновать, хотя праздновать, в сущности, нечего. Еще раз повторю: закон о поправках ранее был принят Госдумой, Советом Федерации и подписан президентом, а потому на момент общероссийского голосования де-юре уже вступил в силу. По сути, голосование стало выяснением мнения граждан: поддерживают ли они текущий курс, нынешнюю политику, и что делать дальше.
Это принципиальный момент. Неслучайно мы, коммунисты, сказали: мы будем бороться за советскую Конституцию и за народную власть. Мы приглашаем всех активно участвовать в разъяснительной работе, чтобы люди знали, за что в реальности они будут голосовать.
Целую неделю власти продавливали нужный результат, вещая со всех информационных амвонов. Нас не приглашали — другую точку зрения они даже слушать не захотели. Один этот факт снижает ценность результатов голосования. Но даже эти результаты, если их внимательно проанализировать, должны заставить власть очень хорошо задуматься.
«СП»: — Какие именно результаты вы имеете в виду?
— На мой взгляд, президент, который приложил немало усилий, чтобы оттащить страну от пропасти, хорошо информирован по голосованию спецслужбами по линии Совбеза. Они, надо думать, донесли до него информацию, отражающую реальную картину.
Недаром Путин, поздравив тех, кто поддержал поправки, поблагодарил и тех, кто проголосовал против. Он отметил, что вопросов много, много недовольства, что проблемы нужно решать и добиваться сплочения общества.
Одна «Единая Россия» трезво оценить ситуацию не в состоянии. А ситуация выглядит так.
В Москве — в столице — не пришла голосовать треть избирателей, и треть проголосовала против поправок. Это значит, большинство москвичей — несмотря на официальную пропаганду — считают, что предложенных изменений в Основной закон недостаточно, и нужны более принципиальные решения.
Или взять крупнейшие центры. Нижний Новгород — главная торговая столица царской России, а ныне крупнейший промышленный и культурный центр: поправки, по нашим данным, поддержали 40% жителей. Екатеринбург — 30%.
Или пройти по русскому Северу — от Архангельска до Магадана и Чукотки. Результаты голосования показывают, что эти земли, которые испокон веков формировали нашу державу, и которые живут в неимоверно сложных условиях, требуют более справедливой политики.
Власти говорят об укреплении единства страны. Но для этого нужно высокое качество голосования. Нужна поддержка реального большинства общества. А сейчас получается иначе. На Дальнем Востоке проголосовали всего 42% от общего состава избирателей, в Сибири — 44%, Урал пополам разделился.
Такие результаты любой нормальный политик обязан учитывать.
«СП»: — Кремль будет распространять новые формы голосования на другие выборы?
— Электронное и удаленное голосование, а также голосование в течение недели означают отсутствие контроля. Его просто не может быть при таких способах голосования. На участках в качестве контролеров находятся учителя, служащие — они не могут безвылазно сидеть там неделю. С другой стороны, Общественная палата не в состоянии собрать требуемую армию контролеров, а партии от контроля отстранены — не могут выставлять своих наблюдателей.
Когда говорят, что такой формат годится для будущих выборов — это сомнительное утверждение. Ни удаленка, ни электронное голосование не обеспечат соответствующего доверия к результатам голосования.
Мало того, некоторые политики уже высказались за проведение досрочных выборов в Госдуму — якобы это было бы логичным шагом после принятия поправок к Конституции.
Так и хочется сказать им: какие выборы? Мы из нынешней ямы не вылезли, и ситуация продолжает осложняться! Необходимо принимать срочные меры для спасения экономики, для борьбы со стремительным массовым обнищанием. А вы предлагаете все силы бросить на предвыборную компанию, махнув рукой на проблемы, требующие немедленного решения.
Нам надо думать о сплочении общества на фоне внешних вызовов. Глобализм разваливается — Америка корчится, Европу трясет. А «Единая Россия» кричит о каких-то выдающихся победах, делая вид, что Россия — это тихая, благополучная экономическая и политическая гавань. Да у нас целые отрасли фактически остановились! Каждая семья потеряла из-за кризиса в среднем 40% доходов! Завтра этим людям не на что будет покупать еду.
На днях правительство будет отчитываться в Госдуме. Я встречался с премьером, разговаривал с президентом. Они сознают, что нужны экстренные меры для поддержки ряда отраслей, нужна правильная расстановка приоритетов. Но этого мало — надо еще слышать другое мнение, мнение оппозиции. А этого не происходит.
Скажу еще раз: Конституции живут, когда служат народу и укрепляют государство. Я радовался, когда на всесоюзном референдуме в 1991 году 78% советских граждан проголосовали за сохранение СССР. А буквально через неделю на встречах с Горбачевым, Яковлевым и Ельциным я понял, что они продолжают гнуть свою линию — растаскивают страну, разваливают Компартию, натравливают людей на госаппарат, унижают армию. И плевать они хотели на референдум.
Я написал тогда в газете «Советская Россия» открытое письмо «Архитектор у развалин», в котором содержалась критика перестройки. Меня за него так лупили члены Политбюро, что кости трещали. Но я видел, что ситуация идет к развалу — и это несмотря на то, что воля народа была высказана!
Тогда, летом 1991-го, люди были заняты своими делами: одни грелись на пляже, другие сдавали экзамены, третьи копались в огороде. А когда опомнились — в конце года — страны не стало. Народ потерял и свои права, и свои сбережения. И главное — он потерял Державу, прочность которой еще недавно не вызывала сомнений. Но власть по-прежнему не желает учитывать этот опыт.
Я не могу бить в литавры, видя, что страну обложили со всех сторон, что она корчится в муках. России нужен новый курс, новая политика. Мы должны все сделать, чтобы выйти из тупика — это требует сплоченности и программы развития. КПРФ такую программу предложила, и будет на ней настаивать.
Источник: "Свободная Пресса"
|