Навстречу Дню космонавтики. 108 победных минут над планетой
Беседа со Светланой САВИЦКОЙ
Королёв напутствует Гагарина
Через неделю – 12 апреля – страна будет отмечать знаменательную дату в истории отечественной космонавтики. В этот день 55 лет назад на орбиту Земли поднялся первый человек – гражданин нашей страны Юрий Гагарин. Это был праздник торжества советской науки и техники, обеспечивших прорыв жителя планеты в космос. Вспоминает легендарная женщина-космонавт, дважды Герой Советского Союза Светлана САВИЦКАЯ.
ВОПРОС: Светлана Евгеньевна, какие чувства Вы испытывали в тот день? Что Вам запомнилось больше всего?
Светлана Савицкая: Событие, конечно, незабываемое. Мне было 12 лет, училась в московской средней школе. Она находилась рядом с Садовым кольцом. Наша классная руководительница сообщила нам о том, что первый полет человека в космос, советского летчика Юрия Гагарина, прошел успешно и он благополучно вернулся на Землю. Конечно, чувство радости и гордости переполняло нас всех. За то, что это сделал наш советский человек и что начинается эра освоения человеком космического пространства. Казалось, что в стихийных гуляньях участвовала вся Москва.
Люди несли самодельные плакаты и транспаранты. Всюду слышались музыка и песни. В небе над городом летали вертолеты, разбрасывали листовки с портретом Гагарина в летном шлеме. Это была какая-то всенародная радость и светлый праздник. И правильно, что впоследствии он стал Днем космонавтики.
Сообщение о первом полете человека в космос было для нас неожиданностью. Хотя чего-то такого ждали. Ведь 4 октября 1957 г. запущен первый спутник Земли. Состоялись полеты легендарных Лайки, затем Белки и Стрелки. Но старт первого человека – это, конечно, выдающееся событие. Он проходил на корабле «Восток», весившем 4730 килограммов, длился 108 минут.
В ходе полета были проведены испытания всех систем космического корабля, изучалось воздействие невесомости на организм человека, его психологическое и физиологическое состояние. Как стало потом известно, возникали сложности и неполадки, которые были учтены при подготовке последующих полетов. Удачно прошли катапультирование и приземление. Уже через час поисковые группы прибыли на место, а через день Юрия Гагарина торжественно встречала Москва. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза и летчика-космонавта СССР.
ВОПРОС: Чем Вы объясняете такое внимание к развитию космонавтики в те годы в нашей стране и США? Ведь эта отрасль отнимала немало средств у народного хозяйства. Оправданны ли были такие расходы?
Светлана Савицкая: Если посмотреть историю освоения космического пространства, то интерес к нему появился еще в конце XIX века. У нас это были работы Константина Циолковского, предсказавшего важность и необходимость освоения космического пространства, разработавшего схему полетов в космос с использованием ракет и реактивных двигателей и определившего основные формулы, и сегодня используемые в космонавтике. Параллельно работы в этом направлении проходили в Германии, позже в США. Главными целями космонавтики были изучение околоземного пространства и межпланетные полеты человека. Вспомните фантастические произведения Алексея Толстого, Герберта Уэллса, Жюля Верна, других писателей.
Реализация этих идей в СССР началась в 30-х годах прошлого века в Ленинграде, в газодинамической лаборатории под руководством Валентина Глушко, и в Москве, в Группе изучения реактивного движения под руководством Сергея Королева. Потом эти группы объединились. Вокруг них собрались талантливые ученые, конструкторы и инженеры, заложившие основы советского ракетостроения. Большое влияние на них оказало знакомство с наследием Циолковского.
Во время Великой Отечественной войны и после ее окончания на первое место вышли интересы создания боевых ракет и военных реактивных самолетов. Но и мирное освоение космоса всегда присутствовало в разработках советских ученых и конструкторов. В 1959 году в СССР была утверждена советская межпланетная программа. Поставлены три основные цели: осуществить первые полеты человека в космос, построить ракеты и пилотируемые корабли для полетов в межпланетном пространстве, создать обитаемые станции на планетах. Конечной целью были определены экспедиции на Марс и Венеру.
Вывод на орбиту корабля «Восток» в 1961 году с Юрием Гагариным, а 6 августа того же года Германа Титова (он находился в космосе 25 часов и совершил 17 оборотов вокруг Земли) убедительно показали всему миру превосходство советской науки и техники. В США поняли, что уступают в космическом соревновании своему геополитическому противнику и начали активно стимулировать развитие ракетной техники. Началось длительное и упорное соперничество двух супердержав в космосе.
ВОПРОС: Как осуществлялось международное сотрудничество в освоении космического пространства? Чего в нем было больше – взаимодействия или конкуренции?
– Начало космической эры, первые достижения в исследовании околоземного пространства, Луны и ближайших планет Солнечной системы выпали прежде всего на СССР и США. Именно они имели в то время наиболее развитый экономический и научно-технический потенциал, необходимые финансовые возможности. Ведь освоение космоса требует больших материальных затрат. Тогда политика и приоритеты периода холодной войны и жесткого противостояния двух мировых систем – социалистической и капиталистической – помешали объединению их усилий в решении задач космического сотрудничества. Хотя такие попытки с обеих сторон в различные годы предпринимались.
Началом «космической гонки» двух государств признается запуск первого нашего искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года, затем успешные полеты первых советских космонавтов. На Западе серьезно обеспокоились, что Советский Союз вышел вперед в развитии этой отрасли и стали ее активно финансировать, привлекать разработки лучших ученых, в том числе немецких, которые после II Мировой войны оказались на их территории. В частности, любимца Адольфа Гитлера Вернера Фон Брауна. Во многом благодаря его разработкам США удалось осуществить лунную программу и высадить человека на Луну.
А вот по поводу окончания «космической гонки» мнения расходятся. Одни считают, что это связано с началом осуществления советско-американской программы «Союз-Аполлон» в 1975 году. Тогда очень много говорили о разрядке в международных отношениях, и этот проект был одним из ее проявлений. Как известно, наш «Союз-19» и американский «Аполлон» провели орбитальную стыковку, что дало возможность космонавтам обеих стран посетить корабли друг друга в полете и провести совместные эксперименты. Однако дальнейшего продолжения этот проект не получил и к началу 80-х был свернут.
В известной мере продолжением «космической гонки» можно считать создание в наших странах пилотируемых многоразовых космических систем. В США это «Спейс Шаттл», который был введен в регулярную эксплуатацию с 1981 года. В СССР – очень перспективная система «Энергия-Буран», проведены ее беспилотные испытания, но в 1988 году эта программа была заморожена.
В настоящее время в связи с появлением у ряда стран своих национальных космических программ, можно сказать, что в соперничестве по освоению космического пространства появились новые игроки. Это ряд европейских государств, Китай, Япония и Индия. Одновременно осуществляется и программа международного сотрудничества в космосе – создана и уже много лет действует Международная космическая станция (МКС). В ее работе принимают участие представители различных стран. Доставку туда людей и грузов осуществляют российские космические корабли. Но, на мой взгляд, соперничество в освоении космоса всегда было и будет, ведь конкуренция – это двигатель научно-технического прогресса, хотя определяется она во многом политическими мотивами.
ВОПРОС: Что происходит в отечественной космонавтике последние двадцать пять лет после развала Советского Союза? Как экономические затруднения сказываются на осуществлении российской космической программы 2016–2025?
– После развала Советского Союза правительством Ельцина–Гайдара было закрыто большинство космических проектов, в том числе «Энергия-Буран». Сейчас этот уникальный космический корабль многоразового использования украшает ВДНХ как немой упрек тем, кто разрушал советскую космонавтику. Только с начала нового, двадцать первого века положение стало постепенно меняться. Была принята Федеральная космическая программа России на 2006–2015 годы. Начали разрабатываться и производиться ракеты-носители модульного типа «Ангара» в различных вариантах. Приступили к строительству космодрома Восточный, которое планируется завершить в текущем году. К сожалению, из-за финансовых затруднений от ряда проектов пришлось отказаться или перенести их на более поздний срок.
Как пояснил Дмитрий Рогозин: «Мы сейчас не можем себе позволить ради космических амбиций подорвать бюджет – денег у нас немного, и мы во враждебном окружении». Но в 1945 году денег у СССР было не больше, а бывшие «союзники» бряцали атомным оружием. Но через двенадцать лет после войны был запущен первый спутник, а через шестнадцать полетели в космос Гагарин и Титов. У нас же за последние двадцать лет практически ничего, кроме выполнения международных обязательств по доставке космонавтов на МКС и обещаний повторить спустя полвека после американцев пилотируемый полет на Луну, нет.
Сейчас, после нескольких переносов, доработана и принята Федеральная космическая программа России на 2016–2025 годы (ФКП-25). На заседании правительства были озвучены основные приоритеты развития космической отрасли на десятилетний период. Задержка утверждения документа объясняется тем, что средства на реализацию намеченных проектов были сокращены. Отдельные мероприятия из программы были удалены или перенесены на более отдаленный срок. Но в целом правительству, по его заключению, удалось сохранить основные направления и принять документ с некоторыми коррективами.
Объем бюджетного финансирования ФКП-25 составляет 1 триллион 406 миллиардов рублей. При этом предусмотрено дополнительное финансирование после 2022 года в размере 115 миллиардов рублей. Это меньше, чем планировалось изначально. Что естественно, если учесть сложившиеся экономические условия, изменение курса валют и рост инфляции в стране.
ВОПРОС: Вопрос к Вам, как заместителю председателя комитета по обороне. Что дает создание нового вида Вооруженных сил – Воздушно-космические силы? Какую роль они играют в обеспечении обороноспособности страны?
– В августе прошлого года произошло объединение Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны. По мнению экспертов, оно направлено на совершенствование системы воздушно-космической обороны, позволяет улучшить ее управление и координацию действий, сосредоточить в одних руках всю ответственность за формирование военно-технической политики в сфере воздушно-космической обороны. Прошло еще менее года после этой реорганизации и пока еще трудно судить, насколько она будет эффективной.
Действия авиации ВКС в Сирии свидетельствуют о том, что они удачно решили поставленные перед ними задачи. Основная из них – противодействие террористическим группировкам ИГИЛ, нанесение ударов по военной инфраструктуре этой организации. Впереди доскональный разбор операций, который, надеюсь, поможет устранению недостатков, будет способствовать совершенствованию нового вида Вооруженных сил. Для повышения обороноспособности страны войска должны проверять свои возможности не только на учениях и маневрах, но и в ходе реальных боевых действий. Наши пилоты с этими целями в Сирии успешно справились.
Если помните, в 2008 году вооруженный конфликт в Южной Осетии и Абхазии. Анализ действий нашей авиации в тех условиях был весьма продуктивным. Выводы были не всегда позитивные, но они дали возможность провести «работу над ошибками», исправить допущенные просчеты. С этой точки зрения те события оказали положительное влияние на наше военное строительство и обороноспособность. И в Сирии этот опыт, особенно в части управления и координации действий войск, пригодился. Очень важна также проверка состояния и возможностей нашей авиационной техники в боевых условиях.
ВОПРОС: Встречаетесь ли Вы сегодня с Вашими коллегами из отряда космонавтов? Какие вопросы волнуют сегодня ветеранов покорения космического пространства?
– Конечно, встречаемся, хотя уже и не так часто, как хотелось бы. Нас связывают долгие годы совместной работы, крепкой дружбы и доброго товарищества. Трудно было в первые годы после развала Советского Союза, порой космонавты чувствовали себя невостребованными, зарплаты и пенсии тогда не индексировались. Сейчас материальное положение наших космонавтов в целом нормализовалось.
Что волнует сегодня ветеранов космоса? Наверное, как и всех, бедственное положение подавляющего числа населения, деградация ведущих отраслей промышленности, деиндустриализация страны, сокращение космических программ, отсутствие уверенности в завтрашнем дне.
Хотелось бы отметить как положительный тот факт, что наша пилотируемая космонавтика выведена из-под подчинения различным ведомствам, в том числе и Минобороны. Сегодня ею занимается государственная корпорация Роскосмос. Это гражданская структура, занимающаяся реализацией государственной политики в космической деятельности. В нее входят научные учреждения, проектные институты и конструкторские бюро, работающие в космической сфере, а также наземные объекты инфраструктуры. В частности, эксплуатация космодрома Байконур и строящегося космодрома Восточный. Центр подготовки космонавтов тоже вошел в Роскосмос, и это позволило ликвидировать межведомственную разобщенность, а порой борьбу, которая ранее только мешала делу.
Правда, сейчас предпринимаются некие попытки вернуть центр в структуру Министерства обороны. Но, по мнению большинства ветеранов, да и молодежи, готовящихся к полетам, это будет возвращение вспять, к тому, от чего мы благополучно ушли. И смысла в этом нет.
Беседовал
Александр СУХОПАРОВ
Общественно-патриотическое движение «За Свободную Советскую Социалистическую Россию» («За СССР)», основанное депутатом Государственной думы, членом комитета Госдумы по обороне Александром Тарнаевым и депутатами фракций КПРФ в представительных органах Нижегородской области, проводит цикл бесед под названием «Выдающиеся люди России». В этом цикле и выступает сегодня Светлана Евгеньевна Савицкая.
ДЛЯ СПРАВКИ: Савицкая Светлана Евгеньевна родилась в семье известного советского летчика, участника Великой Отечественной войны, маршала авиации Е.Я. Савицкого. Окончила Московский авиационный институт, Центральную летно-техническую школу ДОСААФ, Школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности. 1969–1977 гг., входила в сборную СССР по высшему пилотажу, абсолютная чемпионка мира 1970 года. На ее счету 3 мировых рекорда по прыжкам с парашютом из стратосферы, 18 летных рекордов на реактивных самолетах. Она заслуженный мастер спорта СССР. С 1976 г. работала летчиком-испытателем, освоила более 20 типов самолетов. В августе 1980 г. включена в отряд летчиков-космонавтов. Дважды, в 1982 и 1984 гг., участвовала в полетах орбитальной станции «Салют-7». Стала второй в мире женщиной-космонавтом и первой совершившей выход в открытый космос. С.Е. Савицкая – единственная в стране женщина – дважды Герой Советского Союза. В 1986 г. защитила диссертацию кандидата технических наук, доцент. Воинское звание – полковник. Ее именем названы две малые планеты: №4118 (Света) и № 4303 (Савицкая).
В 1989 г. она избрана народным депутатом и членом Верховного Совета СССР. Депутат Государственной думы II–VI созывов, член фракции КПРФ, заместитель председателя комитета ГД по обороне.
|