Строительство Красной Армии велось в условиях большой разрухи народного хозяйства, страшной усталости народа от империалистической войны, голода, нехватки вооружения, обмундирования.
В развитии Красной Армии с 1917 по 1940 г. можно выделить четыре основных этапа: 1) во время Октябрьской революции и Гражданской войны; 2) строительство Красной Армии и флота после Гражданской войны; 3) техническая реконструкция армии и флота в ходе первой и второй пятилеток; 4) Красная Армия в условиях осложнения международной обстановки в предвоенные годы.
На первом этапе в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой ВЦИК 3 января 1918 г., провозглашалось создание новой армии. На ее основе был разработан проект организации Красной Армии, и 15 января 1918 г. Совнарком провозгласил декрет о создании Рабоче- крестьянской Красной Армии, а 29 января 1918 г. Декрет об организации Рабоче-крестьянского Красного флота.
Строительство центральных органов военного управления началось с создания Комитета по военным и морским делам, преобразованного впоследствии в Народный комиссариат по военным делам. Верховным руководящим органом Красной Армии являлся Совет народных комиссаров. Учрежденный в феврале 1918 г. Народный комиссариат по морским делам осуществлял руководство Военно-морскими силами. В мае 1918 г. были образованы Всероссийский Главный штаб, который стал высшим исполнительным военным органом, и Главное управление Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота, а также был подписан декрет Совнаркома об учреждении пограничной охраны, по которому определялись порядок охраны государственных границ и основные задачи пограничных войск.
С увеличением размаха вооруженной борьбы с сентября 1918 г. страна была объявлена военным лагерем. В этих условиях для централизации управления был учрежден Революционный военный совет Республики (РВСР) как высший орган управления Красной Армией и флотом. Одновременно была введена должность главнокомандующего всеми вооруженными силами Республики, новым органом руководства военными действиями стал Полевой штаб РВСР. В сентябре 1918 г. были образованы фронты с их штабами. В целях мобилизации и целесообразного использования всех сил и средств страны в интересах обороны 30 ноября 1918 г. был учрежден Совет рабочей и крестьянской обороны под председательством В.И. Ленина.
Комплектование Красной Армии было решено осуществлять на добровольных началах. В январе 1918 г. был сформирован первый корпус Красной Армии из петроградских рабочих и солдат-фронтовиков. Началось формирование частей и на флоте. К началу апреля 1918 г. доброволь
ческая Красная Армия насчитывала 155 тыс. чел., а к лету — 300 тыс.
Строительство Красной Армии было тесно связано с подготовкой командных кадров. Потребность в командном составе к лету 1918 г. составляла более 56 тыс. человек. Подбор и подготовка командных кадров осуществлялись по направлениям: на командные должности выдвигались коммунисты, передовые рабочие, получившие боевой опыт в Красной гвардии, использовались преданные делу революции солдаты, матросы, унтер- офицеры. Одновременно началось развертывание сети командных курсов, военных школ, училищ и военных академий.
Весной 1918 г. международное и внутреннее положение Советской Республики осложнилось. Добровольческий принцип комплектования не мог обеспечить плановое пополнение армии резервами. Поэтому 22 апреля 1918 г. Декретом ВЦИК о принудительном наборе в Красную Армию была введена всеобщая воинская обязанность.
С началом Гражданской войны в Красной Армии и на флоте имелись все виды военной техники, однако ее было недостаточно. В стране почти не производились самолеты, бронемашины, бронепоезда и другие средства борьбы. Но в конце 1920 г. в армии и на флоте имелось 4888 орудий, 539 исправных самолетов, 106 бронепоездов, 94 танка, 214 боевых кораблей и до 2 тыс. судов военного предназначения. Ведущее место в Красной Армии занимали сухопутные войска, которые состояли из пехоты, кавалерии, артиллерии и технических частей. Пехота являлась самым многочисленным родом войск. Основным и высшим тактическим соединением пехоты была стрелковая дивизия. Развитие кавалерии шло по пути создания крупных соединений и объединений. Артиллерия в основном организационно входила в состав стрелковых и кавалерийских соединений. Во второй половине 1918 г. началось формирование артиллерийских частей особого назначения.
Увеличение размаха боевого применения авиации потребовало создания подразделений противовоздушной обороны (ПВО). К весне 1918 г. в Красной Армии имелось 12 авиационных истребительных отрядов и 250 зенитных артиллерийских батарей.
Формирование броневых частей началось с создания в январе 1918 г. первого центрального органа управления броневыми частями — Совета броневых частей. Танки в составе броневых сил Красной Армии появились в 1919 г. Это были трофейные боевые машины, захваченные у белогвардейцев и интервентов. Осенью 1919 г было организовано производство собственных танков, и 31 августа 1920 г. первый советский танк вышел из ворот завода. Так было положено начало отечественному танкостроению.
В период Гражданской войны широко использовались бронепоезда. До середины 1918 г. они создавались кустарным способом. В последующем в основу конструкции советских бронепоездов был положен тип бронепоезда русской армии, созданного в 1915 г.
Военно-морские силы состояли из Балтийского и Черноморского флотов, речных и озерных флотилий. Морская авиация имела несколько гидроотрядов, которые действовали с флотами и флотилиями.
В ходе ожесточенных сражений Гражданской войны, в условиях экономического кризиса руководству страны в короткие сроки удалось создать сильные вооруженные силы с четкой организационной структурой, централизованным руководством и высокой воинской дисциплиной, позволившие разгромить армии Колчака, Деникина, Врангеля, отразить интервенцию стран Антанты.
К концу войны Красная Армия насчитывала 5,5 млн чел., около 15—20 армий, включавших 124 стрелковые дивизии, а также большое число отдельных частей различных родов войск.
Большую роль в истории строительства Красной Армии занимает второй этап — этап начала и середины 1920-х годов. После Гражданской войны перед руководством страны встала проблема, как в условиях весьма ограниченных экономических возможностей сохранить боеспособную армию. В 1921-1923 гг. произошло сокращение войск, произведены преобразования в системах комплектования, снабжения, управления и организационно-штатном устройстве. Важным фактором строительства вооруженных сил явилась разработка советской доктрины — научно обоснованного взгляда на цели, характер и способы ведения возможной войны, подготовку к ней страны и вооруженных сил.
При переводе армии и флота с военного на мирное положение вставал ряд неотложных вопросов военного строительства. Необходимо было провести демобилизацию армии, определить систему ее дальнейшего строительства и организацию военного аппарата, реорганизовать структуру частей и соединений, перестроить обучение и воспитание личного состава, установить единую систему подготовки командных кадров, наметить пути технического совершенствования армии и флота.
В начале 1921 г Полевой штаб РВСР и Всероссийский Главный штаб объединились в единый Штаб РККА: была по существу завершена ликвидация фронтовых и армейских объединений. С 1921 по 1923 г. в результате реорганизации и демобилизации численность РККА была сокращена с 5,5 млн до 562 тыс. чел.
Постановлением от 19 января 1921 г. Совет труда и обороны образовал войска ВЧК, на которые возлагалась охрана границ СССР. Приказом ОГПУ от 25 февраля 1924 г пограничные отряды и погранвойска объединены в единый аппарат пограничной охраны ОГПУ. Пограничные войска получили Устав службы по охране границы.
В соответствии с решением февральского (1924 г.) пленума ЦК РКП(б) специальная комиссия обследовала состояние Красной Армии и вскрыла ряд серьезных недостатков, в том числе нарушения в системе прохождения воинской службы, плохое снабжение войск, отсутствие твердых штатов, неудовлетворительная работа военного ведомства. Комиссия пришла к выводу: «...в настоящем виде Красная Армия небоеспособна...»
Военная комиссия, возглавляемая М.В. Фрунзе, разработала план военной реформы. Предусматривались проведение реорганизации органов управления, принятие смешанной системы комплектования, совершенствование организационной структуры войск, перестройка системы подготовки командных кадров, улучшение системы обучения и воспитания войск, создание более четкой системы снабжения.
В марте 1924 г. должность главкома была упразднена, а его аппарат расформирован. Вместо единого Штаба РККА были созданы три самостоятельных управления: Штаб РККА, Главное управление РККА и Инспекторат РККА. Штаб РККА занимался организацией обороны страны, разработкой мобилизационных и оперативных планов, Главное управление решало организационные вопросы, Инспекторат организовывал боевую подготовку.
Советская военная доктрина рассматривала будущую войну как длительную, ведущуюся с применением многомиллионных армий. Пленум Реввоенсовета СССР, состоявшийся 24 ноября — 1 декабря 1924 г., определил задачи дальнейшего строительства Красной Армии на основе смешанного (территориально-кадрового) принципа. В 1925 г. был принят закон об обязательной военной службе лиц мужского пола от 19 до 40 лет, которым устанавливался твердый порядок прохождения службы в армии, предусматривавший смешанную систему комплектования Красной Армии. Кроме того, были приняты меры по технической реконструкции армии. Особое внимание было обращено на создание новейших образцов вооружения и военной техники. Особое внимание было уделено подготовке командных кадров. Реформа решила назревшие проблемы укрепления Вооруженных сил и повышения их боеспособности.
В ходе третьего этапа на базе экономических и социальных преобразований в стране за короткий срок в годы предвоенных пятилеток была осуществлена техническая реконструкция Вооруженных сил. Произошел переход частей и соединений на кадровое положение путем увеличения территориальных формирований постоянного состава. В 1932 г. Советская Армия имела 44% кадровых дивизий, в 1935 г. — 65%, а в 1938 г. - 80%.
Угроза войны против СССР на четвертом этапе, и особенно переброска Германией своих войск с запада на восток, вынудили советское руководство принимать ответные меры. С целью подготовки армии и флота в середине 1930-х годов был упразднен Реввоенсовет и создан Военный совет. Штаб РККА в 1935 г. был преобразован в Генеральный штаб РККА. Комиссия обороны при СНК СССР была преобразована в Комитет обороны СССР. 1 сентября 1939 г. Законом о всеобщей воинской обязанности был закреплен кадровый принцип строительства армии.
В августе 1940 г. для централизованного руководства тылом было создано Главное интендантское управление во главе с Главным интендантом Красной Армии, которому подчинялись управления вещевого, продовольственного, обозно-хозяйственного снабжения и квартирно-эксплуатационное.
Сухопутные войска, составлявшие основу Красной Армии, в начале 1920-х годов имели в своем составе стрелковые войска, кавалерию, артиллерию, броневые силы, инженерные, железнодорожные, химические войска и войска связи. Их развитие в межвоенные годы осуществлялось по пути увеличения огневой мощи, механизации и моторизации. В годы первых пятилеток развитие сухопутных войск состояло в их техническом перевооружении и оснащении новыми образцами боевой техники.
Развернувшиеся механизация и моторизация армии потребовали создания Управления механизации и моторизации РККА, переименованного затем в Автобронетанковое управление Красной Армии. В августе 1938 г. механизированные части и соединения были преобразованы в танковые. В сухопутных войсках появился новый род войск — бронетанковые войска, имевший в своем составе 4 танковых корпуса и 28 отдельных танковых бригад. В конце 1939 г. танковые корпуса были расформированы, и только летом 1940 г. было принято решение об их восстановлении.
Реорганизация артиллерии была подчинена задаче обеспечения массированного ее применения. В соответствии с пятилетними планами развития системы артиллерийского вооружения предусматривалось оснастить армию орудиями войсковой артиллерии, артиллерией резерва Главного командования (РГК), а также специальной противотанковой и зенитной.
Создание военно-воздушных сил было одной из первоочередных задач реформирования армии. 26 января 1921 г. Совет труда и обороны принял специальное постановление по разработке программы-минимум в области строительства воздушного флота. С увеличением экономических возможностей государства в 1924—1928 гг. на вооружение были приняты новейшие образцы техники. Самолетный парк увеличился в три раза и насчитывал 1400 самолетов. В итоге напряженной работы к концу 1928 г. был создан Военно-воздушный флот, состоявший из стратегической (армейской) и войсковой (корпусной) авиации. Стратегическая авиация состояла из бомбардировочных, истребительных и разведывательных эскадрилий, войсковая — из авиационных отрядов.
В 1930-х годах авиационная техника совершенствовалась по пути увеличения скорости, дальности полета, огневой мощи и бомбовой нагрузки самолетов. Главным направлением в развитии ВВС явилось создание мощной бомбардировочной и истребительной авиации. К началу 1939 г. ВВС имели в своем составе 3 армии, 38 бригад и 115 полков, удельный вес бомбардировочной авиации возрос с 10 до 51%, разведывательной — снизился с 80 до 10%, истребительной — составил 39%. С 1940 г. основным тактическим соединением стала дивизия.
Создание воздушно-десантных войск явилось важным шагом в развитии Вооруженных сил. В 1932 г. было принято решение о формировании десантных отрядов, на базе которых к 1938 г. были созданы шесть воздушно-десантных бригад.
После Гражданской войны большое внимание уделялось Войскам противовоздушной обороны (ПВО) страны. В июне 1921 г. зенитная артиллерия особого назначения организационно была сведена в две группы — Московскую и Петроградскую. В середине 1930-х годов созданы бригады, дивизии и корпуса ПВО. Большое внимание уделялось увеличению численности боевых самолетов и укреплению зенитной артиллерии. Система ПВО постепенно приобрела общегосударственные масштабы.
В 1921 г. были определены задачи строительства Военно-Морского Флота, и в 1922—1923 гг. создаются Северная, Финско-Ладожская, Черноморская, Каспийская, Амурская, Амударьинская пограничные флотилии, отряд судов Чудского озера и морская пограничная охрана на Тихом океане. В годы первых пятилеток развернулось строительство новых боевых кораблей, организовано производство подводных лодок, торпедных катеров и самолетов для морской авиации.
В 1932 г. создан Тихоокеанский флот, а в 1933 г. — Северная военная флотилия. К началу Второй мировой войны флот имел 3 линкора, 4 крейсера, 40 лидеров и эсминцев, 184 подводные лодки, 279 торпедных катеров и боевых кораблей других типов.
Боевые действия в районе озера Хасан (1938 г.) и на реке Халхин-Гол (1939 г.), а также Советско- финляндская война 1939—1940 гг. явились практической проверкой боевой способности Красной Армии. Опыт ведения боевых действий нашел свое отражение в проектах полевых уставов 1940, 1941 годов, руководствах по организации боевой подготовки войск и командных кадров.
Анализ этапов строительства Вооруженных сил в 1917—1940 гг. свидетельствует о том, что в период между Гражданской и Великой Отечественной войнами в СССР были созданы Вооруженные силы, обеспечивающие безопасность Советского государства. Однако ограниченное время, которым располагал СССР, не позволило решить все вопросы надежного обеспечения безопасности государства накануне Великой Отечественной войны.
Источник: Военная финансово-экономическая служба России: история и современность.- М.: ИНЭС, 2003. - 672 с.
|