... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2021 » Март » 13 » Высшая школа в беде! Заявление профсоюза
11:26
Высшая школа в беде! Заявление профсоюза

Публикуем заявление профсоюза "Университетская солидарность" об ужасающем состоянии российской высшей школы

 

 

Высшая школа в беде! Заявление профсоюза

Состояние российской высшей школы на фоне не заканчивающейся пандемии и раскручивающегося маховика репрессий часто выпадает из поля зрения российского общества; да и нам, преподавателям, иногда кажется не самой острой проблемой.
Однако высшая школа — это залог будущего страны. Вузы должны быть кузницей кадров для наукоемких областей производства, поставщиком компетентных управленческих кадров, новых политиков. Сегодняшние выпускники — завтрашнее лицо нашего государства.

Увы, необходимо честно отдавать себе отчёт в том, что российская высшая школа находится в катастрофическом состоянии. Система полностью разбалансирована, академическое самоуправление регулярно подменяется имитационными процедурами. Сообщества преподавателей и студентов часто раздроблены. Учебные программы находятся в плачевном состоянии, материальная база оставляет желать лучшего, а состояние академических кадров в большинстве российских вузов вызывает ужас. Всё это приводит к тому, что выпускники российских вузов год от года становятся всё менее конкурентоспособными.

Сформулируем основные системные проблемы, приведшие к этому состоянию.

  • Конкурсная гильотина. Подавляющее большинство преподавателей имеет краткосрочные трудовые договоры (1-3 года), лишь немногие имеют пятилетние контракты. Это развязывает руки руководству вузов для избавления от неугодных преподавателей.
  • Аудиторная потогонка. Нагрузка преподавателей в разы превышает нагрузку западных коллег. Завышенный норматив в виде 900 часов учебной нагрузки, нередко используемый администрацией вузов как повод для принуждения преподавателей к 900 часам аудиторной нагрузки в год, приводит к тому, что преподаватели просто не имеют возможности качественно готовиться к парам, заниматься наукой и повышать свой уровень квалификации.
  • Нищенские оклады и зарплаты. Несмотря на громкий шум при принятии пресловутых майских указов, они не дали реального повышения зарплат преподавателей. Оклады у преподавателей во многих вузах до сих пор составляют 10-15 тысяч рублей, а стоимость академического часа даже близко не сопоставима, например, с расценками репетиторов.
  • Прямая зависимость финансирования от числа студентов приводит к тому, что слабых студентов не отчисляют, а вузы создают непрофильные факультеты, раздувают число студентов на одного преподавателя, что превращает образовательный процесс в конвейер.
  • «Эффективные» контракты. Преподаватели повсеместно поставлены в условия, когда для получения адекватной зарплаты они вынуждены выполнять условия т.н. эффективного контракта, выливающиеся в завышенные требования по публикационной активности, а также другие виды нагрузки, подчас не свойственной преподавателям. Фактически университеты превращаются в фабрики по производству низкокачественных статей.
  • Не учитываются ни специфические особенности научных областей, ни реальное качество научных текстов. Гонка за количественными показателями вынуждает преподавателей ездить на бессмысленные конференции, публиковать сырые результаты. При этом возможностей для нормальной научной работы по сути нет: из-за ужасной материальной базы, из-за отсутствия доступа к базам научных статей и, повторим, из-за чересчур завышенной учебной нагрузки, усугубляемой безумным прессом бюрократической работы.
  • Коллапс академических свобод. Университетская администрация повсеместно вмешивается в жизнь преподавателей, вводит ограничения на политическую и общественную активность. Выборность руководящих должностей повсеместно ликвидирована, ректоры многих ведущих российских вузов некомпетентны и назначаются без какого-либо учёта мнения коллективов. Учредители имеют право (и регулярно этим правом пользуются) менять в одностороннем порядке уставы университетов.
  • Нет разработанных норм рабочего времени. Крайне ярко в свете прокатившейся пандемии проявилось отсутствие какой-либо вразумительной нормативной базы по распределению учебной нагрузки, в частности и адекватного учёта дистанционной работы.
  • Самоуправление закатано в бетон. Студенты и преподаватели не имеют реального самоуправления и рычагов воздействия на администрации университетов. Независимые профсоюзные организации находятся под постоянным прессом, их членов регулярно увольняют, студентов отчисляют за их гражданскую позицию. Структуры, входящие в ФНПР, в лучшем случае занимаются раздачей путёвок, обслуживая интересы администрации.

Мы могли бы продолжить список проблем высшей школы, он кажется поистине неисчерпаемым. Мы хотим подчеркнуть, что без развития высшей школы никакого будущего у нашей страны нет. Действия власти по «развитию» университетов привели их к полному фиаско. Российские выпускники стремительно теряют квалификацию и конкурентоспособность на международном рынке труда. Уже сейчас многие современные отрасли экономики испытывают трагический дефицит молодых квалифицированных кадров. Сами университеты давно уже не являются привлекательным местом работы: отпугивают низкая зарплата и высокая нагрузка и слабая социальная защищенность. Высшая школа требует немедленных реанимационных действий.

Профсоюз «Университетская солидарность» считает, что в кратчайший срок необходимо проведение следующий срочных действий:

1.Кратное увеличение финансирования системы высшего образования и науки с целевым значением в 10% от ВВП.
2.Отказ от системы подушевого финансирования и возврат к сметной системе.
3.Массовое внедрение бессрочных трудовых договоров. Реформа конкурсной системы и замена для действующих преподавателей регулярных конкурсов на аттестацию.
4.Установление окладов всех категорий преподавателей и научных сотрудников на уровне не менее 140 % средней зарплаты по региону.
5.Повышение стипендий студентов и аспирантов, обучающихся на бюджетных местах по меньшей мере до уровня МРОТ.
6.Возврат выборности руководителей структурных академических подразделений всех уровней коллективом подразделений. Восстановление выборности ректоров.
7.Запрет на включение в учёные советы и другие исполнительные органы университетов административных работников. Запрет на членство в учёных советах «по должности» за исключением ректора.
8.Отмена «эффективных контрактов» и иных форм завышенных наукометрических требований.
9.Выработка положения о нормировании рабочего времени, в том числе с учетом роста нагрузки при дистанционной работе.
10.Введение реальных гарантий для активистов независимых профсоюзов, допуск независимых профсоюзов и других общественных организаций к полноценному социальному партнёрству.
11.Существенное сокращение бюрократической нагрузки на преподавателей.
12.Общественная ревизия работы Роспрофобра и других профсоюзных организаций, якобы представлявших интересы преподавателей в течение последних 20 лет, на предмет нарушений ими профсоюзных функций.

Мы призываем все действующие в России политические и общественные силы, которым небезразлично будущее нашей страны, услышать этот призыв и подключить свои политические усилия в том числе и на реализацию данной программы.

Мы приглашаем наших коллег по академическому сообществу присоединиться к нашим требованиям.

Заявление принято на IV очередной конференции профсоюза «Университетская солидарность» 6-7 февраля 2021 г.

 

Источник: Профсоюз "Университетская солидарность"

 

 

Просмотров: 140 | Добавил: avladr43 | Теги: Высшие учебные заведения, образование, высшая школа, преподаватели, профсоюз работников, наука, СТУДЕНТЫ | Рейтинг: 5.0/1

Поиск

Календарь

«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz