... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2018 » Февраль » 21 » Манифест Коммунистической партии. 170 лет в действии
23:13
Манифест Коммунистической партии. 170 лет в действии

Манифест коммунистической партии (краткая история возникновения и издания)

 

21 февраля  2018 года исполняется 170 лет со дня выхода в свет  «Манифеста коммунистической партии», авторы которого К. Маркс и Ф. Энгельс декларируют и обосновывают в нем цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий.

В этом чрезвычайно важном марксистском, политическом документе констатируется:  вся предшествующая история человечества  есть история борьбы классов.  Основоположники марксизма провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата, которому  предстоит построить бесклассовое коммунистическое общество с общественной собственностью на средства производства.

В «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс излагают свое видение законов общественного развития и неизбежности смены способов производства. Одно из центральных мест в МКП занимает критический обзор различных немарксистских теорий социализма и реакционных «псевдосоциалистических» учений. Так, жестко критикуется утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого. Кроме того, в  «Манифесте» говорится, что коммунисты, как самая решительная часть пролетариата, «не является особой партией, противостоящей другим рабочим партиям», а также «повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и  политического строя» и «добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями всех стран».

Манифест, как программный документ, начинается словами: «Призрак бродит по Европе  –  призрак коммунизма.  Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака…».  Заканчивается он следующими предложениями: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир»,  –  за которыми следует знаменитый исторический лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

«Манифест коммунистической партии» переиздавался неоднократно, в том числе и при жизни авторов, однако изменения не вносились. В предисловии к немецкому изданию 1872 года                Ф. Энгельс  отмечал: «… «Манифест» является историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя вправе».

«Манифест» был написан по поручению тайного пропагандистского общества «Союз справедливых», организованного немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне (и после принятия в его ряды Карла Маркса и Фридриха Энгельса в 1847 году переименованного в «Союз коммунистов»).

Состоявшийся 2 – 9 июня 1847 года  Первый конгресс «Союза справедливых» поручил Ф. Энгельсу подготовить текст программного документа организации. Сначала текст «Манифеста» получил название «Проект Коммунистического символа веры». В конце  октября, прибыв в Париж и обнаружив, что  написанный Мозесом Гессом проект программного манифеста, неприемлем, Энгельс перерабатывает свой материал в текст «Принципов коммунизма».   23 ноября в письме  Марксу Энгельс предлагает  переработанный материал «Принципов…» преобразовать в Манифест.

По решению Второго конгресса «Союза коммунистов» 29 ноября  –  8 декабря 1847 года Маркс, при помощи Энгельса и подготовил текст «Коммунистического манифеста» как Программы международной организации революционного пролетариата. «Манифест» был закончен Марксом в Бельгии в январе 1948 года, когда Центральный комитет «Союза коммунистов» потребовал прислать рукопись к 1 февраля 1948 года.

Впервые «Манифест коммунистической партии» был анонимно издан в Лондоне на немецком языке 23-страничной брошюрой.  Предисловие «Манифеста» указывало, что он издается на разных языках. Вслед за немецким оригиналом вскоре вышли переводы на польский, датский, шведский, а в 1850 году – и на английский язык.

Начавшиеся по все Европе революции в 1948 году обеспечили  идеальный момент  для публикации этого революционного документа, однако с ним могло ознакомиться  незначительное  количество людей, и особенного влияния на те события он не оказал. Единственным исключением был Кельн, где выходившая  значительным тиражом газета Маркса пропагандировала «Коммунистический манифест» и его идеи.

Массовый интерес к Манифесту возник уже в 1870-х годах благодаря деятельности Первого интернационала, Парижской коммуне и судебному процессу против СДПГ, на котором  отрывки из «Манифеста» зачитывались стороной обвинения. Таким образом, по закону стало возможным легально публиковать «Манифест» в  Германии, и в 1872 году Маркс и Энгельс быстро подготовили новое немецкое издание. В общей сложности, лишь за 1871-1873 годы вышло 9 редакций  «Манифеста» на 6 языках. В 1872 году «Манифест коммунистической партии» вышел  первым изданием  в Соединенных Штатах Америки.

Новые массовые социал-демократические партии распространяли текст «Манифеста» по многим странам.  В предисловии к английскому изданию 1888 года Энгельс отмечал: «…история «Манифеста» в значительной  степени отражает историю современного рабочего движения; в настоящее время он несомненно является  самым распространенным, наиболее международным произведением всей  социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от Сибири до Калифорнии».

Первым переводчиком «Манифеста коммунистической партии» на русский язык был соратник и оппонент Маркса с Энгельсом по 1-му Интернационалу, видный теоретик анархизма Михаил Бакунин.  «Манифест» был напечатан в типографии «Колокола» и опубликован в 1869 году в Женеве. Второе издание появилось там же в 1882 году в переводе Георгия Плеханова со специальным предисловием Маркса и Энгельса, в котором они задаются вопросом, может ли русская община стать инструментом перехода к коммунистической форме общего владения, минуя капиталистическую стадию, которую проходят западноевропейские общества.

Точных сведений об общем количестве изданий «Манифеста коммунистической партии» нет. Но только в СССР к 1 января 1973 года было выпущено 447 изданий «Манифеста» общим тиражом  24341000 экземпляров на 74 языках.  Новый всплеск интереса к труду Маркса и Энгельса наблюдается  и  в  21 веке.

В  Манифесте коммунистической партии с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое  миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее  и глубокое учение о развитии, теории классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового коммунистического общества.  (В.И. Ленин).

 

С. Городов

Источник

 

 


 

«Манифесту Коммунистической партии» — 170 лет

 

Со дня выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии» прошло ровно 170 лет. Появление в 1848 году этой работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса стало переломным моментом в истории мирового коммунистического движения. Недаром В.И. Ленин писал, что «эта небольшая книжечка стоит целых томов».

НАПИСАНИЮ «МАНИФЕСТА» предшествовал конгресс Союза коммунистов — тайной международной рабочей организации. Собравшись в конце 1847 года в Лондоне, он поручил Марксу и Энгельсу выработать теоретическую и практическую программу партии. «Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии», — так изложили цель своей работы его авторы.

Таким образом, 170 лет назад появился труд, давший краткое, но чрезвычайно ёмкое изложение основных положений научного коммунизма. Следует напомнить, что Марксу в это время было 29 лет, а Энгельсу едва исполнилось 27.

На протяжении полутора с лишним веков неоднократно предпринимались попытки доказать, что «Манифест» устарел и больше не отражает важнейшие тенденции мирового развития. Но ещё В.И. Ленин подчёркивал, что произведение Маркса и Энгельса «верно во всём основном, живо и злободневно, как будто бы оно писалось вчера». Эти слова звучат справедливо и сейчас.

Идеи «Манифеста» не потеряли своей актуальности, поскольку стали результатом открытых авторами объективных законов общественного развития. Эти идеи заключаются в следующем. Во-первых, экономическое производство любой исторической эпохи образует основу её политической и умственной истории.

Во-вторых, история человечества прямо связана с историей классовой борьбы — борьбы между эксплуатируемыми и эксплуататорами.

В-третьих, производительные силы вышли за рамки капиталистических производственных отношений, которые задерживают их развитие. Выходом из этого тупика является социалистическая революция и диктатура пролетариата. Причём, как указывают Маркс и Энгельс, в отличие от предыдущих общественно-экономических формаций, теперь «эксплуатируемый и угнетённый класс (пролетариат) не может уже освободиться от эксплуатирующего и угнетающего его класса (буржуазии), не освобождая в то же время всего общества навсегда от эксплуатации, угнетения и классовой борьбы».

Важное место в «Манифесте» занимает рассмотрение особенностей капиталистической системы. По словам Маркса и Энгельса, результатом длительного процесса развития капитализма стало то, что он завоевал себе исключительное господство в современном государстве. «Современная государственная власть — это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии», — пишут они.

Эта мысль полностью справедлива для нынешнего общества. За исключением Китая, Вьетнама, Кубы, КНДР и некоторых других государств, приверженных социалистической модели развития, буржуазия обладает всей полнотой реальной власти в других странах. Она держит в своих руках рычаги управления экономикой и политикой, устанавливает культурно-идеологическую гегемонию. С 1991 года буржуазия господствует и в России.

Столь же верен другой тезис «Манифеста»: характерной особенностью и обязательным условием выживания капитализма выступает его устойчивая экспансия. «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи, — отмечают Маркс и Энгельс. — Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т.е. становиться буржуа. Словом, она создаёт себе мир по своему образу и подобию».

В полном соответствии с этой идеей капитализм к началу XX века подчинил своему господству весь обитаемый мир. Он перешёл в стадию империализма, чью природу так точно и глубоко вскрыл В.И. Ленин. Однако Великая Октябрьская социалистическая революция пробила брешь в буржуазной системе. На одной шестой части суши была установлена власть пролетариата и беднейшего крестьянства. После окончания Второй мировой войны образовалась мировая социалистическая система, на долю которой приходились треть населения Земли и свыше 40 процентов мировой промышленной продукции.

Появление опасного соперника вынужденно ограничило хищнические притязания капитала. Но его природа не изменилась. Все свои силы мировая буржуазия бросила на сокрушение социализма. Разрушение СССР и ликвидация блока социалистических государств вызвали новый этап капиталистической экспансии. На огромной территории к власти пришли приказчики мировой буржуазии. Они послушно исполняют волю крупных корпораций и тесно связанных с ними западных правительств. Это привело к деиндустриализации и формированию зависимых экономических моделей. Бывшие социалистические страны превратились в источники сырья и рынки сбыта товаров «первого мира». Иностранный капитал стал господствующим в ключевых отраслях. Громадных масштабов достиг вывоз прибыли за рубеж, а национальная экономика остаётся обескровленной, не имеющей средств к развитию. Именно в таком положении оказалась Россия, где интересы западного капитала активно реализовывала команда Бориса Ельцина.

Результаты тех событий продолжают сказываться. На сегодняшний день доля зарубежного капитала в таких сферах экономики, как топливный сектор, горнодобывающая промышленность, машиностроение, металлургия, связь, составляет 40—95 процентов. Высока зависимость страны от импорта. Две трети предприятий значительно зависят от импорта оборудования и услуг. Зарубежные машины и оборудование масштабно используются во всех без исключения отраслях. Так, Россия на 100 процентов зависит от импорта карьерных экскаваторов, самолётных шасси, коробок передач с автоматическим управлением, электродвигателей к станкам, генераторов для тепловозов и многого другого.

Сложная картина в продовольственной сфере. По итогам первой половины 2017 года в Россию ввезено продовольствия и сельхозсырья стоимостью 14 миллиардов долларов. Это на 15,5 процента больше, чем за аналогичный период 2016 года.

Российская экономическая модель зависит от добычи и экспорта сырья. Доля обрабатывающей промышленности к ВВП не превышает 15 процентов. Не уменьшается отток капитала. По итогам 2017 года он составил 30 миллиардов долларов — втрое больше, чем годом ранее. Всего за постсоветское время за рубеж выведено свыше 60 триллионов рублей.

Став частью капиталистической системы на положении сырьевой периферии, Россия оказалась вовлечена во все важнейшие процессы глобальной экономики. Язвы капитализма распространились и на нашу страну. В их числе — регулярные экономические кризисы. Как отмечается в «Манифесте», эти кризисы, «возвращаясь периодически, всё более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества».

Последний по времени финансово-экономический кризис мировая капиталистическая система переживает уже 10 лет. Он стал самым продолжительным и самым глубоким со времён Великой депрессии. В отличие от кризиса 1920—1930-х годов, которому Советский Союз противопоставил первые пятилетки с их невиданными темпами развития, нынешний кризис затронул Россию самым непосредственным образом. Череда экономических проблем усугубилась санкциями Запада. Налицо резкий спад производства и идущее четвёртый год подряд снижение реальных доходов населения.

Маркс и Энгельс считали периодические торговые кризисы одним из признаков общего кризиса капитализма. В его основе, указывали они, лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Капитализм привёл к тому, что производство носит всё более общественный характер, а способ присвоения его результатов остаётся частнособственническим. В этом заключается главное противоречие капиталистической формации. И разрешимо оно только с помощью социалистической революции.

«Производительные силы… не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений, буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они… ставят под угрозу существование буржуазной собственности. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство», — читаем мы в «Манифесте».

Данное положение марксизма вызывает наибольшие нападки со стороны критиков. Согласно их примитивной аргументации, пророчество неминуемой гибели капитализма является ошибкой Маркса и Энгельса. В качестве доказательства критики кивают на капитализм, который, мол, до сих пор здравствует и не собирается погибать.

В действительности авторы «Манифеста» совершенно верно оценили природу и перспективы буржуазной системы на десятилетия вперёд. По их словам, капитализм сохраняет свою гегемонию в том числе «путём завоевания новых рынков и более основательной эксплуатации старых». Но тем самым буржуазия подготовляет всё «более сокрушительные кризисы».

К началу XX века капитализм исчерпал возможности территориальной экспансии, завершив раздел мира. Буржуазная система вступила в полосу глубочайшего кризиса, который привёл к двум мировым войнам, появлению фашизма, Великой депрессии, а главное, к череде социальных революций, начатых Великим Октябрём в России. В этих условиях проявилась особая гибкость буржуазии. Перед лицом гибели капиталистические элиты пошли на частичное перераспределение прибыли в пользу трудящихся масс.

Однако экспансионистская сущность капитализма осталась нетронутой. С конца 1980-х годов бывшие советские республики и социалистические страны Восточной Европы стали теми самыми «новыми рынками», путём завоевания которых буржуазия вновь отсрочила свою гибель. Одновременно происходит усиление эксплуатации «старых рынков». В США и странах Евросоюза усиливается социальное неравенство. «Государство всеобщего благосостояния» стремительно размывается. Никуда не делся выведенный Марксом и Энгельсом закон капиталистического накопления, в соответствии с которым накопление нищеты соответствует накоплению капитала.

По данным международного исследовательского центра «Оксфам», концентрация капитала достигла своего исторического максимума. 62 самых богатых человека планеты обладают такими же активами, как беднейшая половина человечества — почти 4 миллиарда человек. Причём разрыв постоянно увеличивается. Трудящиеся нищают. Начиная с 2010 года состояние беднейшей половины уменьшилось на 1 триллион долларов, в то время как шесть десятков сверхбогатых людей увеличили свои активы ещё на 1,76 триллиона долларов.

Этот процесс характерен и для России. В прошлом году 27 богатейших россиян увеличили общую стоимость своих активов на 28 миллиардов долларов — до 275 миллиардов. В то же самое время доходы подавляющего большинства россиян продолжают снижаться. По официальным данным, падение в 2017 году составило 1,5 процента по сравнению с 2016-м, а начиная с 2014 года — почти 20 процентов. Таким образом, доходы вернулись на уровень 2009 года.

Сильнее всего страдает именно трудоспособная часть населения. 12 миллионов россиян, находящихся за официальной чертой бедности, — это работающие люди. Как зафиксировано ещё в «Манифесте»: «Того, что наёмный рабочий присваивает в результате своей деятельности, едва хватает для воспроизводства его жизни». Иными словами, огромное трудящееся большинство понесло громадные потери в результате отказа от строительства социализма в России.

Победить капитализм, по замыслу Маркса и Энгельса, призван пролетариат: «Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Пролетарское движение есть самостоятельное движение огромного большинства в интересах огромного большинства».

Для выполнения пролетариатом его всемирно-исторической задачи необходимо создание авангарда, передового отряда рабочего класса. Это коммунистическая партия, выражающая коренные интересы пролетариата. Как подчёркивает «Манифест», «Ближайшая цель коммунистов… формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти».

Противоречие между трудом и капиталом представляет собой главное и острейшее противоречие современного российского общества. Буржуазная контрреволюция 1991—1993 годов привела к пролетаризации и снижению численности рабочего класса, уменьшению зарплат и ухудшению условий труда. Капитализм отнял у народа гарантированное право на труд. Появилась армия безработных. Около 80 процентов трудящихся заявляют, что у них нестабильная работа и низкая зарплата. Они признаются, что не уверены в завтрашнем дне. Всё чаще со стороны олигархов слышатся призывы отказаться от 8-часового рабочего дня. Готовится и повышение пенсионного возраста.

Последовательно защищать интересы рабочего класса может только Коммунистическая партия. КПРФ уделяет этому первостепенное значение. Шестой (октябрьский) пленум ЦК 2014 года, посвящённый работе коммунистов в пролетарской среде, нацелил партию на укрепление авангардной роли среди рабочих. В свою очередь, XVII съезд подчеркнул, что КПРФ должна уверенно проявлять характер партии рабочего класса. Съездом принята резолюция «Бороться за интересы рабочего класса». В ней, в частности, говорится: «Деятельность КПРФ по укреплению её влияния в пролетарской среде требует, чтобы приоритетной задачей депутатов-коммунистов всех уровней стало законодательное обеспечение интересов и прав работников наёмного труда. Это касается и норм Трудового кодекса, и законов, регламентирующих права профсоюзов, проведение забастовок, установление прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда».

Важной идеей «Манифеста Коммунистической партии» является то, что коммунисты всеми силами должны избегать сектантства. Их задача — сплачивать вокруг себя союзников на общедемократической платформе. «Коммунисты повсюду добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями всех стран», — указывали Маркс и Энгельс. В качестве примеров таких союзов они приводили Францию, где в борьбе против консервативной и радикальной буржуазии коммунисты примыкали к социалистическо-демократической партии, и Германию, где коммунистическая партия боролась вместе с буржуазией против абсолютной монархии, феодальной земельной собственности и реакционного мещанства.

Вместе с тем нельзя забывать слова Маркса и Энгельса о том, что коммунисты не должны скрывать свои взгляды и намерения. Как добавляют авторы «Манифеста», во всех союзах коммунисты должны выдвигать на первое место вопрос о собственности. В сегодняшних условиях, когда КПРФ идёт на президентские выборы в союзе с широкой коалицией патриотических сил, эти идеи исключительно актуальны. И вопрос о национализации её кандидатом в президенты России П.Н. Грудининым поставлен на первое место.

Не теряет своей злободневности и разоблачение Марксом и Энгельсом попыток «улучшить капитализм». Именно этим в современной России занимаются отдельные группы в «Единой России», «Справедливой России», ряд других партий и движений, пытающихся «соединить несоединимое»: капитализм и интересы трудящихся.

Главным же выводом «Манифеста» стала мысль о неотвратимой гибели капиталистического общества и замене его социализмом. Первым шагом на этом пути является «превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии». Эта задача стоит сегодня и перед Россией, её рабочим классом и его передовым отрядом — Коммунистической партией.

Вместе с тем марксизм — это не догма. Диалектический подход отвергает существование общих условий для всех стран и, как следствие, единого пути к победе социализма. Обозначая важнейшие мероприятия, которые последуют за победой пролетарской революции, Маркс и Энгельс подчёркивают: «эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах». Эту мысль авторы повторяют в предисловии к немецкому изданию «Манифеста» 1872 года: «Практическое применение этих основных положений… будет повсюду и всегда зависеть от существующих исторических условий». Например, Маркс и Энгельс допускали, что русская община может стать исходным пунктом коммунистического развития и перейти в высшую, коммунистическую форму общего владения. И эта идея оказалась востребована в советское время…

Ситуация требует от современных коммунистов политического и идеологического творчества, поиска новых методов борьбы, оптимальной линии поведения в существующих условиях. Но конечной целью, как и 170 лет назад, остаётся ликвидация капиталистических порядков. На место старого буржуазного общества должна прийти ассоциация, в которой «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». А «Манифест Коммунистической партии» остаётся исключительно важным документом для коммунистов и всех сторонников социального прогресса.

 

Дмитрий НОВИКОВ

Источник: "Правда"

 

Просмотров: 83 | Добавил: avladr43 | Теги: политэкономия, энгельс, общество, 170 лет, Всемирная история, маркс, Манифест Коммунистической партии | Рейтинг: 5.0/1

Поиск

Календарь

«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz