... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 18 » Финансовое обеспечение войск военных округов в 1946-1991 гг.
04:09
Финансовое обеспечение войск военных округов в 1946-1991 гг.

Создание и развитие финансовой службы Прибалтийского, Белорусского, Киевского, Одесского, Закавказского, Туркестанского, Среднеазиатского, Прикарпатского военных округов

 

  

В 1946–1991 гг. продолжалось совершенствование финансового обеспечения военных округов. В первую очередь это коснулось совершенствования финансового планирования. Формы и методы финансового планирования в Советской Армии развивались в зависимости от конкретных условий жизни и деятельности войск. Так, в годы Великой Отечественной войны части и учреждения финансировались на основе месячных заявок и требований.  Это было оправдано тем, что обстановка часто менялась, войска постоянно находились в движении. Мирные условия характеризуются стабильностью как в дислокации войск, так и в кадровом составе. 

С 1949 г. финансовые органы военных округов перешли на квартальное финансовое планирование, а во втором полугодии 1955 г. в порядке эксперимента некоторые воинские части и учреждения Московского военного округа перешли на полугодовое планирование.

С июля 1956 г. на новый порядок планирования перешли все части и учреждения округа. Это дало положительные результаты. Опыт Московского военного округа с 1957 г. был распространен на войска Киевского и Ленинградского военных округов. В январе 1956 г. было издано новое Положение о финансовом хозяйстве военного округа и войскового соединения (приказ министра обороны СССР от 11 января 1956 г. № 5). В этом положении по-прежнему предусматривалось квартальное финансовое планирование. Опыт полугодового планирования в указанных выше округах был положительным. Поэтому на новый порядок планирования в 1958 г. были переведены все военные округа.

Введение полугодового планирования в военных округах позволило более планомерно использовать государственные средства, несколько повысились маневренные возможности командиров и начальников в использовании денежных средств, сократилась переписка и документооборот. Вместе с тем практика показала, что и такой порядок не устраняет отдельных недочетов. Полугодовое планирование оказало положительное влияние на состояние финансового хозяйства войск, но оно недостаточно было увязано с хозяйственным планированием, с планированием боевой подготовки, а также экономической работой.

К тому же оно не соответствовало принятому в тегоды в стране плановому периоду хозяйственной и финансовой деятельности. Чтобы устранить такие недостатки, необходимо было движение вперед, то есть переход к годовому финансовому планированию. Как и в случае постепенного перехода на полугодовое финансовое планирование, на базе финансовой службы Московского военного округа с 1957 г. в течение ряда лет проводился эксперимент по годовому планированию.

Опыт показал, что годовое финансовое планирование более прогрессивно. При годовом финансовом планировании более чем в два раза сократилась переписка и документооборот во всех звеньях финансовой службы и высвободилось время работников довольствующих финансовых органов для усиления экономического анализа деятельности частей, контроля и оказания практической помощи командирам частей и начальникам служб в организации финансового хозяйства на местах. Учитывая его положительные стороны и преимущества над полугодовым планированием, в 1960 г. на новый порядок планирования были переведены все воинские части и учреждения округа. В последующем этот положительный опыт был распространен во всех военных округах. Изменения в финансовом планировании привели к расширению прав командиров в расходовании денежных средств, созданию условий для проявления ими хозяйственной инициативы, повышению ответственности довольствующих служб за определение потребности в денежных средствах, их законное и целесообразное использование.

Все происшедшие позитивные изменения в финансово-экономической деятельности военных округов были нормативно закреплены в новом Положении о финансовом хозяйстве военного округа и соединения (приказ министра обороны СССР 1977 г. № 5).

Вместе с тем в организации осуществления финансового планирования имелись определенные недостатки, которые влияли непосредственно на снижение его качества. Особенно это проявилось в слабом экономическом обосновании испрашиваемых сумм или в полном его отсутствии.

Поэтому в соответствии с требованиями министра обороны была разработана новая методика финансового планирования и переработаны формы некоторых финансово-плановых документов. Впервые новая методика финансового планирования была применена в Московском военном округе в 1982 г. при планировании ассигнований на 1983 г. Затем она была рекомендована Киевскому, Прикарпатскому и Ленинградскому военным округам, а в 1983 г. — всем остальным военным округам.

Главное назначение новой методики заключалось прежде всего в том, чтобы добиться обязательного экономического обоснования испрашиваемых кредитов и денежных средств во всех звеньях финансовой службы, в значительной мере усилить целевое их использование, повысить эффективность расходов на оборону. В частности, довольствующим финансовым органам запрещалось принимать любые плановые документы без должного обоснования заявленных сумм. Вводился единый финансово-плановый документ — смета, в том числе в воинской части (вместо сметы-заявки), в соединении (вместо заявки) и округе (вместо телеграфной заявки). В практике финансового планирования стали применяться контрольные суммы, рассчитываемые довольствующими службами по всем сметным подразделениям. Значительно повышалась роль первичного планового документа воинской части — расчета довольствующих служб. Вместо прежнего расчета была введена смета-расчет, в которой указывались конкретные цели расходования средств. С получением воинскими частями назначений ассигнований сметы-расчеты подлежали обязательной корректировке довольствующими службами, утверждению командиром части, после чего становились основой расходования средств. На всех счетах и чеках торговых организаций предписано было иметь отметки о соответствии фактических расходов данным смет-расчетов. Для контроля выполнения этих требований финансовой службе предписано было вести накопительные ведомости приобретаемых воинской частью материальных ценностей.

Новая методика привела к некоторому повышению уровня обоснованности испрашиваемых сумм, улучшению отработки финансово-плановых документов. Снизилось количество дополнительных заявок в довольствующие органы от воинских частей.

Вместе с тем по ряду важных показателей финансового планирования существенных изменений к лучшему не произошло. Прежде всего это относилось к соблюдению плановой дисциплины: как и прежде значительная часть ассигнований по ряду статей сметы использовалась в конце бюджетного года. Довольствующие службы не справлялись с работой по рассмотрению и корректировке смет-расчетов воинских частей. Вызывала много нареканий излишне жесткая и трудновыполнимая детализация планируемых расходов.

На основе оценки реальных результатов применения новой методики, выявления ее положительных и слабых сторон довольствующими финансовыми органами были приняты меры по ее корректировке.

В 1987 г. было введено исключительно важное положение, которое способствовало рациональному, экономному использованию средств. Остатки денежных средств по ряду сметных подразделений, выделенных воинским частям на текущий год, было разрешено использовать в следующем году. В результате расширялись бюджетные права командиров частей, устранялись условия для неэкономного, иногда расточительного использования средств в конце бюджетного года, увеличился объем средств для удовлетворения обоснованных запросов воинских частей. Первоначально остатки бюджетных средств зачислялись в денежный фонд воинской части и использовались на совершенствование учебной материально-технической базы боевой подготовки и улучшение культурно-бытовых условий личного состава. В последующем остатки бюджетных средств стали восстанавливать на те же сметные подразделения, по которым они образовались.

В 1988 г. командирам воинских частей было разрешено самим определять, сколько по какой статье расходовать средств в пределах общей суммы годовых ассигнований по данному параграфу. К такому режиму расходования средств были отнесены ассигнования на хозяйственные, почтово-телеграфные, телефонные, банно-прачечные нужды, боевую и физическую подготовку, содержание и ремонт вооружения и техники в войсках. Эти средства разрешалось расходовать в пределах годовых назначений в целом по параграфам сметы Министерства обороны, за исключением ассигнований, предназначенных на выплату денежного довольствия, заработной платы и титульных расходов на сооружение объектов боевой и физической подготовки. Это решение в значительной мере расширяло возможности командиров по маневрированию денежными средствами и тем самым помогало оперативно решать вопросы боевой подготовки и материально-технического обеспечения части.

С 1988 г. довольствующие финансовые органы стали осуществлять не месячный, а поквартальный перевод финансирования воинским частям и учреждениям. Такой порядок финансирования позволял начальникам довольствующих финансовых органов значительно меньше уделять времени техническим аспектам деятельности службы и больше уделять внимания организаторской работе непосредственно в войсках.

Характерной особенностью послевоенного периода являлось то, что финансовая служба военных округов последовательно наращивала усилия в вопросах совершенствования организаторской работы. Особое внимание уделялось работе с молодыми и недостаточно опытными кадрами. Начальники довольствующих финансовых органов значительную часть рабочего времени находились в войсках, осуществляя контроль и помощь. Много внимания уделялось качеству организации и проведения занятий по специальной подготовке. Финансовая служба военных округов имела четкую и понятную систему совершенствования специальной подготовки кадров. С периодичностью не реже одного раза в два года в каждом военном округе издавалась директива командующего войсками округа с подробным анализом как передового опыта, так и недостатков в проведении работы по организации специальной подготовки кадров финансовой службы. Все это позволяет сделать вывод, что в течение послевоенных десятилетий шел активный поиск путей повышения эффективности использования государственных средств.

Новые задачи, вставшие перед Советской Армией и Военно-Морским Флотом после окончания войны, потребовали провести определенные изменения как в структуре Вооруженных сил, так и в структуре финансовых органов военных округов.

После многочисленных преобразований финансовых органов военных округов в 1950-е гг. про изошла стабилизация структуры и функций довольствующих финансовых органов. В этот период начальнику финансового отдела округа подчинялись организационно-плановое отделение, отделение денежного довольствия, отделение финансирования капитального строительства и производственных предприятий, пенсионное и учетное отделения. Кроме того, в состав финансового отдела входила инспекция и секретное отделение. Подобная структура существовала на протяжении почти 20 лет.

 

Примерная структура финансового отдела военного округа в 1953 г.

 

Учитывая роль и все возрастающее значение финансовых органов военных округов, в 1970-е гг. финансовые отделы были преобразованы в финансовые службы. При этом существовавшие ранее организационно-плановое отделение и отделение денежного довольствия были объединены и преобразованы в отдел. Отделение финансирования капитального строительства и производственных предприятий преобразовано в одноименный отдел, а учетное отделение преобразовано в бухгалтерию. В связи с появлением новых задач, решаемых финансовой службой, в 1988 г. пенсионные отделения финансовой службы военных округов были преобразованы в отделы социального обеспечения.

Финансовой службой военных округов в 1980-е гг. значительно больше внимания уделялось вопросам автоматизации процессов финансового обеспечения войск. По инициативе финансовой службы Московского военного округа на базе двух соединений в 1986—1988 гг. проводился эксперимент по полномасштабному внедрению средств автоматизации. Результаты эксперимента показали, что использование электронно-вычислительной техники (ЭВТ) стало объективной необходимостью. Однако сама по себе ЭВТ без соответствующего программного обеспечения, без обученных кадров, без дорогостоящего обслуживания не дает экономического эффекта.

В 1946–1991 гг. в финансово-экономической деятельности военных округов появилась тенденция постепенного отказа от жесткой регламентации финансово-хозяйственной деятельности в войсках, стало применяться обезличенное финансирование и расширены права командиров в расходовании материальных и денежных средств.

Большое внимание уделялось качеству организаторской работы довольствующих финансовых органов. В этот период финансовая служба военных округов представляла собой десятилетиями отлаженный организм, способный обеспечить потребности войск как в мирное время, так и в условиях боевых действий. Этот вывод подтверждала успешная деятельность финансовой службы Ленинградского, Прибалтийского, Белорусского, Киевского, Прикарпатского, Одесского, Северо-Кавказского, Московского, Приволжского, Уральского, Закавказского, Сибирского, Забайкальского, Дальневосточного военных округов. Особо следует выделить работу финансовой службы Туркестанского военного округа по финансовому обеспечению ограниченного контингента войск в Афганистане в 1979—1989 гг.

Продуманная и практичная система финансового обеспечения военных округов позволила относительно быстро перестроиться и справиться с вопросами финансирования потребностей войск в трудных условиях экономического кризиса завершающего этапа перестройки в конце 1980-х — начале 1990-х гг.

 

Прибалтийский военный округ свою историю ведет с созданного в 1864 г. Рижского военного округа, просуществовавшего до 1918 г. В августе 1940 г. был создан Прибалтийский военный округ, который после распада Советского Союза в 1991 г. был преобразован в Северо-Западную группу войск.

Северо-Западная группа войск была упразднена с 1 сентября 1994 г. в связи с завершением вывода российских войск из стран Балтии. Финансовую службу Прибалтийского военного округа (Северо-Западной группы войск) возглавляли полковник С.М. Климов, генерал-майор Б.В. Борисов-Боголюбов, генерал-майор В.А. Дубов, генерал-майор Б.И. Селин, полковник Н.С. Зиборов, полковник В.Н. Шохирев, полковник А.В. Венедиктов.

 

Руководящий состав Финансовой службы Прибалтийского военного округа. 1987 г.

 

Свою историю Белорусский военный округ ведет с созданного в 1864 г. Виленского военного округа. После ряда реорганизаций и преобразований Белорусский военный округ просуществовал до 1992 г. и явился основой для формирования армии Республики Беларусь.

Финансовую службу Белорусского военного округа в советское время возглавляли Н.А. Фартунатов, В.А. Фролов, Л.М. Гребенник, полковник И.Е. Дементьев, полковник Е.А. Перельсон, полковник Н.В. Сараев, генерал-майор В.П. Щербина, генерал-майор В.Д. Ермолович, генерал-майор А.Р. Данилов, полковник Н.С. Кирьянов, полковник В.И. Демченко.

 

Офицеры финансовой службы Белорусского военного округа. 1987 г.

 

Киевский военный округ был создан в 1864 г. и после ряда преобразований и изменений просуществовал до 1992 г.

Финансовую службу Киевского военного округа в советское время возглавляли П.Ф. Чинарев, С.И. Казанин, дивизионный комиссар (интендант I ранга) С.С. Швабинский, интендант I ранга С.Т. Васильев, полковой комиссар Я.А. Хотенко, интендант I ранга И.С. Векшин, интендант II ранга К.И. Знаменский, полковник Д.М. Рябов, полковник И.Е. Дементьев, полковник К.А. Хвацев, полковник С.А. Коренной, генерал-майор Д.Г. Валерианов, полковник К.Ф. Гусарец.

 

Офицеры финансовой службы Киевского военного округа. 1987 г.

 

Одесский военный округ был образован в 1864 г. в числе других десяти самых первых военных округов Российской империи и после ряда реорганизаций и преобразований просуществовал до 1992 г.

Финансовую службу Одесского военного округа в советское время возглавляли интендант I ранга Ф.Л. Кулагин, полковой комиссар П.С. Старшинов, генерал-майор Б.В. Борисов-Боголюбов, полковник А.Я. Бейхман, генерал-майор Н.В. Сараев, полковник И.В. Петренко, генерал-майор И.Д. Федосов, полковник О.Н. Гавриленко.

 

Офицеры финансовой службы Одесского военного округа. 1987 г.

 

Закавказский военный округ был образован 22 мая 1921 г. и после ряда реорганизаций и преобразований просуществовал до 1992 г.

Финансовую службу Закавказского военного округа в советское время возглавляли полковник Д.М. Рябов, полковник С.С. Бутузов, подполковник С.Н. Егоров, полковник В.С. Зуб, полковник Г.П. Боно, полковник С.И. Обуро, генерал-майор И.И. Цупров, генерал-майор В.А. Кихтенко, полковник А.Н. Новиков.

 

Руководящий состав финансовой службы Закавказского военного округа

 

Туркестанский военный округ был образован 4 мая 1918 г. За время своего существования округ неоднократно реорганизовывался. В 1926 г. он переименовывается в Среднеазиатский военный округ. В августе 1945 г. Среднеазиатский военный округ расформировывается, а на его базе создаются Степной и Туркестанский военные округа. Степной военный округ ликвидирован в феврале 1946 г., а Туркестанский военный округ просуществовал до 1992 г. В 1989 г. пределы Туркестанского военного округа были расширены за счет объединения с воссозданным в 1969 г. Среднеазиатским военным округом.

С 1992 г. войска округа стали основой для формирования национальных армий среднеазиатских республик. В разные годы финансовую службу Туркестанского военного округа возглавляли Н.С. Кирьянов, И.П. Сыч, П.И. Бганцев, А.И. Ульянчук, А.Ш. Каримов.

 

Офицеры финансовой службы Туркестанского военного округа

 

Среднеазиатский военный округ, образованный 4 июня 1926 г. путем переименования Туркестанского военного округа, просуществовал до августа 1945 г. В 1969 г. на базе войск Туркестанского военного округа, расположенных на территории Казахстана, Киргизии и Таджикистана, он был воссоздан. В июне 1989 г. Среднеазиатский военный округ был расформирован, а его войска вошли в состав Туркестанского военного округа.

Финансовой службой Среднеазиатского военного округа руководили генерал-майоры П.П. Зинченко, С.В. Трунов, В.Н. Кузнецов, В.С. Скляр, полковники И.Д. Шапран, Г.С. Олейник.

 

Коллектив финансовой службы Среднеазиатского военного округа

 

В соответствии с приказом народного комиссара обороны СССР от 9 июля 1945 г. на базе управления 4-го Украинского фронта, а также ряда тыловых частей и учреждений, принятых из Львовского и Киевского военных округов, был образован Прикарпатский военный округ, просуществовавший до 1992 г.

 

Офицеры финансовой службы Прикарпатского военного округа с курсантами, проходящими стажировку в войсках округа

 

Финансовую службу Прикарпатского военного округа в советское время возглавляли полковник К.А. Хвацев, генерал-майор А.И. Чурсин, генерал-майор В.А. Можаров, генерал-майор В.И. Зубарев, Генерал-майор М.С. Гнатюк, полковник А.С. Матеша.

 

 

Источник: Военная финансово-экономическая служба России: история и современность. - М.:ИНЭС, 2003. - 672 с.

 

 

 

Просмотров: 3916 | Добавил: avladr43 | Теги: ПрибВО, ОдВО, КВО, ЗакВО, финансовая служба военного округа, финансовое обеспечение, ТуркВО, САВО, военные финансисты, БВО | Рейтинг: 5.0/5

Поиск

Календарь

«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz