... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Категории раздела

Мои статьи [1]
Закондательное обеспечение обороны и безопасности [7]
Наука [2]
История развития финансов Вооруженных Сил [17]
Военная экономика и финансы. Оборонно-промышленный комплекс [9]
Финансовая служба в годы войны. Архивные материалы [4]
Фотографии и документы Великой Отечественной войны по финансовой службе. Архивные материалы.
Военное образование и наука. Подготовка военно-экономических кадров [11]
Публикации о ВФЭУ, ЯВВФУ и людях [30]
Военная экономика и финансы зарубежных государств [3]
Военные финансисты - участники Великой Отечественной войны [2]
Руководящий состав финансовых органов РККА и ВМФ в годы Великой Отечественной войны (НКО РККА, НКО ВМФ, фронтов, округов, флотов, армий, дивизий, полевых учреждений Госбанка СССР) Источники: Финансовая служба Вооруженных Сил в период войны.-М.: Военное издательство. 1967.- 411 с. Военные финансисты в Великой Отечественной войне. Вклад в Победу. - М.: 2005.- 414 с. Материалы Центрального архива Минобороны России.
Фронтовики вспоминают [11]
Современные проблемы финансово-экономического обеспечения обороны [6]
Общество. Политэкономия [5]
Вооруженные силы. Военная реформа [3]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Закондательное обеспечение обороны и безопасности

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ

Н.И. Рудичева, к.ф.-м.н., доцент

Согласно распространённой среди военных финансистов точке зрения, финансовое обеспечение в армии и на флоте представляется как система (комплекс) мероприятий, организуемых и проводимых в целях своевременного и полного удовлетворения потребности войск (сил) в денежных средствах. Структурными элементами системы финансового обеспечения являются финансовое планирование, финансирование, истребование, получение, хранение денежных средств, экономное и целесообразное их использование, контроль за их использованием, учёт и отчетность.

Комплекс финансового обеспечения строится на принципах единства, взаимосвязанности и взаимодополнения перечисленных элементов. Построение системы финансового обеспечения имеет, преимущественно, процедурно-правовой (процессуально-правовой) характер и значение.

Среди видов финансового обеспечения выделяется:
1)  финансовое обеспечение планов строительства и развития ВС РФ;
2)  обеспечение мобилизационной подготовки ВС РФ и других войск;
3)  обеспечение потребностей всех компонентов военной организации государства;
4) финансово-экономическое обеспечение модернизации стратегических и обычных вооружений, военной и специальной техники;
5) обеспечение условий для создания военной инфраструктуры, включая организацию управления войсками, системы связи, радиоэлектронной борьбы и проч.;
6)   обеспечение социальных условий для военнослужащих и членов их семей.

Разграничение термина «обеспечение» на финансовое и экономическое, в соответствии с доктриной финансового права, осуществляется на основании предмета обеспечения. Так, под финансами сегодня понимаются исключительно денежные ресурсы, существующие в форме записи на банковском счёте или в виде банкнот и монет Банка России. В 90-е годы из-за хронического недофинансирования были попытки внедрить в финансовую систему зачёты векселями получателей бюджетных средств и иные способы погашения обязательств, порождающие параллельно денежному, оборот ценных бумаг в бюджетной сфере. Сегодня эти тенденции преодолены. Поэтому финансовое обеспечение воинских частей и иных субъектов бюджетного права – это обеспечение только денежными средствами. Экономическое обеспечение имеет, по-видимому, товарную основу.

Исходя из определения, содержащегося в работе А.Ю. Волкова, финансовое планирование в армии представляет особый вид деятельности командиров (начальников), органов материально-технического обеспечения и финансово-экономической службы по определению потребности в финансовых ресурсах, их распределению в войсках и обеспечению контроля за их использованием с целью постоянного поддержания войск в высокой степени боевой готовности. В соответствии с требованиями Министерства финансов оно должно быть эффективным, то есть направленным на получение положительного результата и строго целевым. В соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса РФ расходы на национальную оборону и обеспечение безопасности государства финансируются исключительно из федерального бюджета.

Финансовое планирование в МО РФ - одно из основных направлений финансово-экономической деятельности, в процессе которой осуществляется распределение стоимости части ВВП в форме конечного военного продукта для обеспечения боевой готовности войск и сил флота, социальной защиты личного состава. При финансовом планировании в каждом финансово-экономическом органе армии и флота составляются и реализуются финансовые планы, отражающие ведомственную, организационную и отраслевую специфику финансово-экономической деятельности, а также особенности образования и использования фондов денежных средств.

В приказе Минобороны России от 28 июня 2001 г. N300 изложена инструкция "О порядке планирования, использования и учета доходов, получаемых Вооруженными Силами Российской Федерации в результате осуществления разрешенной законодательством Российской Федерации деятельности". Раздел 2 посвящён Планированию доходов и расходов ВС РФ. Несмотря на отсутствие нормативного определения финансового планирования, анализ данного документа даёт следующие результаты: 
 а) планирование доходов и расходов является правовой формой отраслевой финансовой деятельности.
 б) планирование, независимо от характера источника денежных ресурсов имеет сметный характер, так как осуществляется на основании сметы, как основного правового акта, имеющего индивидуальный характер.
 в) Этапность процедуры планирования по внебюджетным источникам:
 г)  При планировании поступления СВИ центральные органы военного управления и воинские части учитывают сложившуюся конъюнктуру рынка в отношении осуществляемых ими видов деятельности.

Вторым элементом финансового обеспечения воинских частей является финансирование. В зависимости от источников денежных средств финансирование подразделяют на бюджетное и внебюджетное.  Финансово-технический минимум к внебюджетным относил три основные группы средств, доступные воинским частям:
  - специальные средства, возникавшие и расходовавшиеся на основе особых постановлений и не проходившие по бюджетной смете. Например, доходы от аренды помещений, от продажи вторичного сырья (макулатуры) и проч;
    - поступления от разных организаций, в том числе стипендии в ВУЗ’ах, а также суммы по поручениям учреждений, отпустивших средства;
  - депозиты, то есть денежные средства, ценные бумаги и материальные ценности, временно состоящие на хранении учреждения.

Современная финансовая политика государства строится на принципах централизации и казначейского исполнения бюджетов.  Поэтому в будущем планируется все средства, получаемые бюджетным учреждением не из федерального бюджета перечислять на счёт казначейства, как доход бюджета. В ряде «силовых министерств», в частности, МВД проходит апробирование новой бюджетной процедуры.

Бюджетный кодекс позволяет  бюджетному учреждению на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения.
Поэтому вновь принятый закон о бюджете на очередной финансовый период может перенаправить внебюджетные средства в доход государства, в особенности при наличии дефицита основных источников бюджетных средств.


Таким образом, изменение коньюктуры рынка  российского экспорта может существенно повлиять на национальную безопасность, поскольку воинские части не имеют источников доходов, закреплённых за ними на постоянной основе на уровне федерального закона.

Финансовый контроль за финансово-экономической деятельностью в МО РФ выступает составной частью государственного финансового контроля в стране и является одним из важнейших видов деятельности финансово-экономической службы. Он включает проверку и анализ органами законодательной и исполнительной власти, командованием и финансово-экономическими органами состояния финансово-экономической деятельности в Вооруженных Силах в интересах достижения законного и рационального использования ресурсов, выделяемых на национальную оборону. Формы и виды финансового контроля соответствуют заданным бюджетным кодексом, а их специфика отражается в Руководстве по войсковому (корабельному) хозяйству.

Анализ финансово-экономической деятельности состоит в комплексном изучении результатов функционирования и затрат военно-хозяйственного структур с целью объективной оценки их состояния и выявления возможностей более рационального использования имеющихся ресурсов. Основные направления финансово-экономической деятельности Вооруженных Сил (организация финансового хозяйства, финансового обеспечения военнослужащих, капитального строительства и ремонта; организация и нормирование оплаты труда гражданского персонала; финансовый учет и отчетность и т.д.) базируются на федеральных нормативно-правовых актах, в т.ч.: Конституции Российской Федерации, федеральных законах (например, «Об обороне». «О бюджетной классификации Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе». «О статусе военнослужащих»), указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
1. Финансовое обеспечение  армии и флота представляется как система (комплекс) мероприятий, организуемых и проводимых в целях своевременного и полного удовлетворения потребности войск (сил) в денежных средствах.
2. Структурными элементами системы финансового обеспечения являются финансовая и экономическая (хозяйственная) составляющая. В соответствии с современной доктриной российского финансового права под финансами понимаются исключительно денежные ресурсы, существующие в форме записи на банковском счёте или в виде банкнот и монет Банка России. Следовательно, финансовое обеспечение воинских частей и иных субъектов бюджетного права – это обеспечение только денежными средствами. Экономическое обеспечение, имеющее товарную основу, обоснование в доктрине и законодательстве финансового права не имеет. Последнее обстоятельство необходимо учитывать при издании отраслевых нормативных актов, регулирующих отношения в рамках финансирования военного строительства.
3. Важнейшим элементом финансового обеспечения воинских частей является финансовое планирование, которое в соответствии с бюджетным законодательством также определяется как составная часть бюджетного администрирования (бюджетирования) в рамках  новой модели управления государственными имуществами и имущественными правами.
4. Финансовое планирование  является правовой формой отраслевой финансовой деятельности, так как осуществляется в соответствии с законодательными и подзаконными актами Минфина и Минобороны.
5. Основным материально-правовым основанием финансирования воинских частей, как получателей средств из федерального бюджета и иных источников, разрешённых бюджетным законодательством и санкционированных главным распорядителем бюджетных средств, является смета. Этот документ указывает на объём денежных обязательств Российской Федерации, перед личным составом воинской части и её контрагентами, которые должны быть исполнены в течение финансового года. От имени России выступает сама воинская часть как бюджетное учреждение. Бюджетное законодательство не рассматривает эти обязательства как безусловные, так как их исполнение связано с получением акцепта вышестоящего финансового органа.
6. Предварительный анализ нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский (финансовый) учёт в частном и публичном секторе показал, что существует несоответствие между бюджетным статусом учреждений-получателей бюджетных средств и порядком отражения операций, осуществляемых на бухгалтерских счетах. Кроме того, на счетах воинских частей выделяются операции военнослужащих – получателей бюджетных ссуд. Бюджетный Кодекс не относит эту категорию лиц к участникам бюджетного процесса, то есть не наделяет их какими- либо правами по отношению к бюджету, в том числе на право требования бюджетной ссуды. Это несоответствие бухгалтерского учёта бюджетному законодательству должно быть устранено.
7. Представляется, что перевод воинских частей на систему двойной бухгалтерской записи несколько преждевременен, так как не определён статус самой воинской части как бюджетного учреждения и правообладателя на внебюджетные средства.


Ист.: Развитие российского военного законодательства на современном этапе (итоги, проблемы, перспективы) [Электронный ресурс] : мат. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию образования Госдумы РФ. 2013, Москва  / — М., 2013.— Режим доступа: http://www.komitet2-15.km.duma.gov.ru/site.xp/052054051.html

Категория: Закондательное обеспечение обороны и безопасности | Добавил: avladr43 (20.11.2013)
Просмотров: 3485 | Теги: Финансовое планирование, финансовый контроль, анализ финансово-хозяйственной деят, финансирование, бюджетные и внебюджетные источники. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz