... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Категории раздела

Мои статьи [1]
Закондательное обеспечение обороны и безопасности [7]
Наука [2]
История развития финансов Вооруженных Сил [17]
Военная экономика и финансы. Оборонно-промышленный комплекс [9]
Финансовая служба в годы войны. Архивные материалы [4]
Фотографии и документы Великой Отечественной войны по финансовой службе. Архивные материалы.
Военное образование и наука. Подготовка военно-экономических кадров [11]
Публикации о ВФЭУ, ЯВВФУ и людях [30]
Военная экономика и финансы зарубежных государств [3]
Военные финансисты - участники Великой Отечественной войны [2]
Руководящий состав финансовых органов РККА и ВМФ в годы Великой Отечественной войны (НКО РККА, НКО ВМФ, фронтов, округов, флотов, армий, дивизий, полевых учреждений Госбанка СССР) Источники: Финансовая служба Вооруженных Сил в период войны.-М.: Военное издательство. 1967.- 411 с. Военные финансисты в Великой Отечественной войне. Вклад в Победу. - М.: 2005.- 414 с. Материалы Центрального архива Минобороны России.
Фронтовики вспоминают [11]
Современные проблемы финансово-экономического обеспечения обороны [6]
Общество. Политэкономия [5]
Вооруженные силы. Военная реформа [3]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Закондательное обеспечение обороны и безопасности

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Землин А.И., доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры военной администрации, административно и финансового права

В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы оборонной деятельности и связанные с ней вопросы отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации.
Так, согласно ст.71 к ведению Российской Федерации отнесены: оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря и воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. При этом под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
 
Именно в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Очевидно, что оборонная деятельность как одна из основных функций государства связана с определенными затратами материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Для выполнения своих функций государство с помо­щью финансов создает и использует общегосударственный фонд де­нежных средств, представляющий собой стоимость той части национального дохода страны, которая распределяется непосредст­венно через федеральный бюджет.
Опре­деленную часть денежных средств государство выделяет и для такой сферы государственной деятельности, как оборона страны.

В статье 26 Федерального закона «Об обороне» определено, что реализация мероприятий в области обороны является расходным обязательством Российской Федерации. Поскольку в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, средства соответствующего бюджета, постольку государственные финансы выступают в качестве важного фактора укрепления обороноспособности страны.

 
Во многих отраслевых юридических науках имеются базовые юридические категории, определяющие отраслевую самостоятельность этих правовых образований и свидетельствующие об их юридическом своеобразии. В финансовом праве роль такой основополагающей категории выполняет понятие «финансовая деятельность государства» (в последнее время - финансовая деятельность государства и муниципальных образований).
Также широко распространен в финансово-экономической и юридической литературе и используется в ряду таких понятий и категорий, как «военные финансы», «военный бюджет», «финансово-экономическая деятельность», «финансово-хозяйственная деятельность», «финансовое обеспечение», «финансирование деятельности вооруженных сил» и тому подобных термин «финансовая деятельность в Вооруженных силах Российской Федерации».
 
Вместе с тем, не только легального определения, но и рабочей дефиниции указанный термин не имеет, что ведет к неправомерной подмене понятий и не обеспечивает однозначного понимания важных экономико-правовых явлений и процессов. Таким образом, теоретико-правовой анализ сущностных признаков и   выработка на этой основе определения финансово-экономической деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации  представляется задачей весьма актуальной и своевременной.
Поскольку очевидно, что целью финансовой деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации является обеспечение реализации функций Вооруженных сил Российской Федерации и решение поставленных перед ними задач, постольку значение своевременного, достаточного и полного финансирования потребностей Вооруженных сил трудно переоценить. Не подлежит сомнению тот факт, что достаточный уровень финансирования военных расходов является необходимым условием обеспечения боеготовности  Вооруженных сил Российской Федерации.

Таким образом, практическая значимость исследования организационно-правовых основ финансовой деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации предопределена тем обстоятельством, что их решение имеет непосредственное и во многом определяющее воздействие на боеготовность и в целом боеспособность Вооруженных сил Российской Федерации.
 

Особую значимость приобретают проблемы правового регулирования и организационных основ финансовой деятельности в Вооруженных Силах России в современных условиях.  Исходной посылкой при проведении анализа правовых основ и организации финансовой деятельности в Вооруженных Силах является предположение о том, что в финансовой системе страны неизбежно возникают и функционируют военные финансы - экономические денежные отношения, складывающиеся при формировании фонда обороны, распределении валового внутреннего продукта и образовании военно-бюджетных ресурсов в интересах обороноспособности и военной безопас­ности страны, специфика которых заключается в том, что военно-финансовые отношения проникают во все звенья финансовой системы страны, своеобразно преломляясь и проявляясь практически во всех финансовых институтах.

Очевидно, что сущность военных финансов проявляется в процессе реализации их функций: распределительной и контрольной, которые обладают определенной спецификой по сравнению с функциями финансов государства в целом, что предопределено их сущностным предназначением и особыми условиями реализации.
 
По нашему мнению, финансы Вооруженных Сил России представляют собой разновидность военных отношений, возникающих в процессе образо­вания и расходования субъектами военно-финансовой деятельности фондов денежных средств различного целе­вого назначения для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил.
Материально-вещественной стороной финансов Вооруженных Сил России выступает, прежде всего, смета доходов и расходов Минобороны России. Деятельностной составляющей финансовой системы Вооруженных Сил является финансовая деятельность государственных органов и организаций по формированию, распределению и использованию денежных фондов. Нормативно-правовая составляющая финансовой системы Вооруженных Сил представлена системой норм финансового и военного права. Инстиуциональной (организационной) составляющей финансовой системы Вооруженных Сил предстает система взаимодействующих субъектов, наделенных юридическими правами и обязанностями в военно-экономической сфере и реализующих их в военно-финансовых правоотношениях, к числу которых следует отнести, в первую очередь, систему военно-финансовых органов.

 
Неоспоримо, что финансовая деятельность в Вооруженных Силах является обязательным условием их функционирования, а также других войск, воинских формирований и орга­нов, входящих в военную организацию государства, и представляет собой вид военной деятельности государства, обладает присущими военной деятельности признаками и имеет в связи с использованием при ее осуществлении особых, а именно, финансовых, форм и методов, определенную специфику, проявляющуюся в ряде видовых  особенностей.
 
Анализ дает основания полагать, что финансовая деятельность в Вооруженных Силах характеризуется следующими признаками: во-первых, осуществляется в целях обеспечения боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил, что является атрибутивным элементом системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации; во-вторых, представляет собой вид военной деятельности государства и реализуется посредством деятельности компетентных государственных органов; в-третьих, правовое регулирование военно-финансовой деятельности осуществляется федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства России и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, режим военно-финансовой деятельности оп­ределяется исключительно федеральным законодательством. Финансовая деятельность в Вооруженных Силах – это урегулированный нормами права вид военной деятельности государства, представляющий собой процесс функционирования уполномоченных государственных органов в целях обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения их боеспособности и боеготовности.
К принципам
военно-финансовой деятельности относятся следующие: законности и дисциплины; целенаправленности и единства; эффективности; компетентности; максимально возможной гласности и открытости (транспарентности) с учетом необходимости соблюдения режима государственной тайны; правовой охраны интересов участников военно-финансовой деятельности; подконтрольности государству и обществу; ответственности участников военно-финансовой деятельности.

 
Система источников, регулирующих отношения, возникающие в процессе и по поводу военно-финансовой деятельности, характери­зуется относительной обособленностью от источников финансового права, в совокупности они образуют единое по предметному содержанию юридическое образование. Военно-финансовое законодательство является комплексным юридическим институтом: оно выступает как часть финансового законодательства, но, в то же время, содержит специальные нормы, обусловленные особенностями строительства, жизни и деятельности Вооруженных Сил, входящие в силу их предметной направленности в систему актов военного законодательства. 
 
Имеются все основания утверждать наличие военно-финансовых правоотноше­ний, под которыми следует понимать урегулированные нормами военно-финансового законодательства экономические отношения «власти и подчинения», возникающие в процессе и по поводу военно-финансовой деятельности государства, которым присущи высокая степень властно­сти и распорядительности, беспрекословность повиновения, повышенная ответственность за правонарушения, наиболее оперативный и дина­мичный характер.
По нашему мнению, м
еханизм правового регулирования военно-финансовых отношений включает обязывающие юридические нормы, относительные правоотношения, реализацию юридических обязанностей и непосредственно базируется на государственно-властных полномо­чиях государственных органов и воинских должностных лиц. Регулирование военно-финансовых отношений в Вооруженных Силах характе­ризуется специфическим методом субординации. Для военно-финансовых отношений характерен исчерпывающий характер урегулирования их законом. Субъектами военно-финансовых отношений являются, в первую очередь, органы военного управления, должностные лица, организующие и осуществляющие в рамках своей ком­петенции финансовую деятельность в Вооруженных Силах. Правовые нормы, регулирующие военно-финансовые отношения, являются специальными правовыми нормами, распространяющими­ся на определенный круг специфических субъектов права.

 
Надлежит отметить, что функции государственных органов, осуществляющих военно-финансовую деятельность, обусловлены объективными закономерностями функционирования военно-финансовой системы, жестко детерминирующими направления и задачи военно-финансовой деятельности. Содержание каждой из указанных функций предопределено, таким образом, стоящими перед государством целями, особенностями военной деятельности государства и сферы ее осуществления. В процессе военно-финансовой деятельности посредством реализации функций государственных органов, ее осуществляющих, решаются задачи государства.
 
Анализ законодательства, регламентирующего порядок осуществления финансовой деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации показывает, что его совершенствование необходимо проводить в следующих направлениях:
 
- последовательное (поэтапное) и системное решение действующим законодательством  правовых проблем обеспечения организации финансовой деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации в рамках военной и бюджетной реформ;
 
- правовое закрепление порядка и механизма финансирования обороны в соответствии с принципами программно-целевого подхода;
 
- совершенствование организационно-правовых основ финансовой деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации; 
 
- оптимизация организационной структуры военно-финансового механизма;
 
- совершенствование системы финансового контроля в Вооруженных силах Российской Федерации во взаимосвязи с урегулированием основ и механизма бюджетного контроля;
 
- совершенствование системы правоохранительной деятельности в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, а также института ответственности за нарушения бюджетного законодательства; 
 
- систематизации военно-финансового законодательства в целях устранения существующих противоречий и несоответствий, многочисленных пробелов в правовом регулировании.
 
Ист.: Развитие российского военного законодательства на современном этапе (итоги, проблемы, перспективы) [Электронный ресурс] : мат. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию образования Госдумы РФ. 2013, Москва  / — М., 2013.— Режим доступа: http://www.komitet2-15.km.duma.gov.ru/site.xp/052054051.html

Категория: Закондательное обеспечение обороны и безопасности | Добавил: avladr43 (26.10.2013)
Просмотров: 2400 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz