... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Категории раздела

Мои статьи [0]
Закондательное обеспечение обороны и безопасности [7]
Наука [2]
История развития финансов Вооруженных Сил [14]
Военная экономика и финансы. Оборонно-промышленный комплекс [9]
Финансовая служба в годы войны. Архивные материалы [3]
Фотографии и документы Великой Отечественной войны по финансовой службе. Архивные материалы.
Военное образование и наука. Подготовка военно-экономических кадров [10]
Публикации о ВФЭУ, ЯВВФУ и людях [29]
Военная экономика и финансы зарубежных государств [3]
Военные финансисты - участники Великой Отечественной войны [1]
Руководящий состав финансовых органов РККА и ВМФ в годы Великой Отечественной войны (НКО РККА, НКО ВМФ, фронтов, округов, флотов, армий, дивизий, полевых учреждений Госбанка СССР) Источники: Финансовая служба Вооруженных Сил в период войны.-М.: Военное издательство. 1967.- 411 с. Военные финансисты в Великой Отечественной войне. Вклад в Победу. - М.: 2005.- 414 с. Материалы Центрального архива Минобороны России.
Фронтовики вспоминают [11]
Современные проблемы финансово-экономического обеспечения обороны [5]
Общество. Политэкономия [5]
Вооруженные силы. Военная реформа [3]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Закондательное обеспечение обороны и безопасности

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Пастух Н. И., адъюнкт Военного университета Минобороны России  (Республика Беларусь)

С момента заключения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией договора о создании Союзного государства прошло более 10 лет. Не смотря на это, многие цели, которые были намечены в программе совместных действий по реализации положений Договора, до настоящего времени не достигнуты. Эта ситуация наиболее ярко проявляется в государственно-правовой сфере – до настоящего момента не подготовлен и не принят конституционный акт Союзного государства. В сфере экономики и финансов до сегодняшнего дня не решен вопрос о введении на территории Союзного государства единой валюты. К сожалению, подобная ситуация сложилась и в сфере правового обеспечения военной безопасности.

Прошедшее с момента подписания Договора время не принесло решения проблем дезинтеграции на постсоветском пространстве. СНГ в силу необязательности принимаемых в его рамках документов, предполагающих процедуру ратификации для их включения в национальное законодательство, утрачивает свою значимость. Организация Договора о коллективной безопасности, по причине того, что некоторые ее члены более нацелены на интеграцию в системы европейской и североатлантической безопасности, также едва ли может считаться вполне эффективно действующим институтом. Союзное государство, призванное ознаменовать новый этап в единении народов Беларуси и России в единое государство и номинально существующее уже более десяти лет также не является примером вполне успешного сближения.

Договор о создании союзного государства по сути является лишь соглашением о намерениях. Декларированная в нем цель – создание единого государства не согласуется с международно-правовым характером самого договора. Данный вывод подтверждается тем фактом, что, несмотря на закрепление в Договоре верховенства нормативных правовых актов Союзного государства над нормами национального законодательства Беларуси и России (которое не распространяется только на нормы национальных Конституций), в настоящее время не существует ни одного подобного акта. С учетом сказанного и принимая во внимание значимость сферы обеспечения военной безопасности, как предиката государственности, следует обозначить проблемы, решение которых представляется на настоящий момент наиболее актуальным в рамках союзной интеграции.

Первой проблемой в сфере интеграции Беларуси и России в Союзное государство является тот факт, что процессы сближения несмотря на длительный опыт сотрудничества так и не получили надлежащего закрепления. Договор о создании Союзного государства по своей сути является соглашением о намерениях, что следует из текста статьи 1 Договора.

Значение также имеет, на наш взгляд, выработка и правовое закрепление единых взглядов на принципы и механизмы обеспечения военной безопасности Союзного государства. В этом контексте наиболее злободневной кажется проблема отсутствия актуальной Концепции безопасности Союзного государства. Дело в том, что действующая Концепция безопасности Союза Беларуси и России, во-первых, не отражает нынешнего положения дел в сфере военного сотрудничества; во-вторых, закрепленные в ней цели были достигнуты уже на момент подписания Договора о создании Союзного государства. Говоря о необходимости актуализации положений Концепции и утверждая первостепенную ее значимость для придания импульса интеграции в военной сфере, мы исходим из того факта, что нормы концепции по сути своей носят во многом носят характер стратегического планирования. По нашему мнению, Концепция безопасности Союзного государства должна стать актом переходного периода – до принятия Конституции.

Помимо актуализации положений Концепции безопасности Союзного государства, на наш взгляд, актуальностью обладает проблема подготовки и принятия Конституционного акта. Закрепленная в Договоре о создании Союзного государства норма о совместном осуществлении руководства и управления Вооруженными силами стран-участниц, на наш взгляд, не вполне согласуется с самой идеей единого государства. В теории и практике государственного строительства вопрос руководства и управления армией, как одним из наиболее значимых институтов государства, всегда решается в пользу единства. Невозможно представить себе государственное образование, в котором существовало бы несколько армий и, соответственно, несколько равных в своих полномочиях центров управления. Военная наука, говоря о подобных случаях, всегда исходит из тезиса, что подобное положение вещей не способно обеспечить действительно эффективного руководства и управления, и, как следствие – эффективного ведения вооруженной борьбы. Все вооруженные конфликты, нацеленные на объединение государств, всегда ставили своей целью объединение армии под одним руководством.

Таким образом, на наш взгляд законодательное закрепление децентрализации в сфере военного управления неизбежно порождает в лучшем случае – снижение темпов интеграции, в худшем – сепаратизм. Опираясь на этот тезис, мы считаем нужным отнесение вопросов военной безопасности и обороны к сфере исключительной компетенции Союзного государства. Именно данный подход, на наш взгляд, должен быть положен в основу конституционно-правового закрепления системы военной безопасности.

И наконец, еще одна проблема, которая представляется нам наиболее актуальной в контексте правового обеспечения военной безопасности Союзного государства – фактическое прекращение процессов гармонизации и унификации национальных законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации. Данная проблема, по нашему мнению, находится в неразрывной связи с уже обозначенными. Без создания единой системы взглядов, формирующих Концепцию безопасности, совершенно немыслимо предпринимать попытки к какой бы то ни было унификации и гармонизации. Подобный процесс более всего напоминает строительство Вавилонской башни. Как нельзя построить дом, разговаривая на разных языках, так нельзя создать действительно гармоничную систему правового обеспечения, не имея общей цели и ориентиров к ее достижению. Изложенное противоречие уже оказало решающее внимание на процессы гармонизации и унификации.

Так подготовленный проект Основ законодательства Союзного государства «О воинской обязанности и военной службе» в полной мере содержит указанное противоречие – ссылку на Конституцию Союзного государства – акт, которого ни на момент составления проекта, ни на настоящий момент не существовало и не существует как правовой реалии. Исходя из сложившегося положения, допустимо вести речь не о Конституции Союзного государства, а лишь о некоем представлении о ней, идее Конституции, существующей в сознании разработчиков. При этом итог деятельности по разработке Основ представляется вполне логичным – эта деятельность была приостановлена до момента принятия Конституции.

Приведенный нами перечень проблем правового обеспечения военной безопасности Союзного государства не претендует на исчерпывающую полноту, однако решение именно этих проблем, на наш взгляд, требует особого внимания.


Ист.: Развитие российского военного законодательства на современном этапе (итоги, проблемы, перспективы) [Электронный ресурс] : мат. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию образования Госдумы РФ. 2013, Москва  / — М., 2013.— Режим доступа: http://www.komitet2-15.km.duma.gov.ru/site.xp/052054051.html
Категория: Закондательное обеспечение обороны и безопасности | Добавил: avladr43 (17.11.2013)
Просмотров: 326 | Теги: Союзное государство, Концепция безопасности союза Белару, Договор о коллективной безопасности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz