После развала СССР рождение нового ОПК Российской
Федерации представлялось как создание централизованно управляемой
иерархической структуры. Однако вместо этого началось перманентное
реформирование всей системы управления оборонной промышленностью. Она
меняется уже в седьмой раз, а оборонно-промышленный комплекс России все
еще представляет собой кардинально сокращенное военное производство
бывшего Советского Союза. Пятьдесят процентов промышленного
производства в СССР относилось к ОПК. На его содержание расходовалось до
тринадцати процентов валового внутреннего продукта (ВВП), при этом
обратно в бюджет он давал в 2,3 раза больше, обеспечивая тридцать
процентов ВВП. Советский ОПК имел мощный научно-производственный
потенциал, достаточно современные производственные мощности, технологии и
квалифицированные кадры. Все это, а также достаточное финансирование
являлось основой для поддержания на мировом техническом уровне выпуска
вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), производства и
улучшения качества наукоемкой продукции гражданского и двойного
назначения. Основной оборонно-промышленный потенциал страны располагался в России – до 80 процентов мощностей и 85 процентов конструкторских бюро и научно-исследовательских
учреждений оборонной промышленности. На этой базе и планировалось
создать новый ОПК Российской Федерации. Планам не суждено было сбыться. Десятилетие неэффективных мерРеструктуризации
оборонной промышленности не произошло. Из-за финансового дефицита в
стране не удалось выполнить задачи конверсии и внедрения передовых
технологий в гражданское производство. В результате планы по вводу в
строй производственных мощностей, предназначенных для выпуска
гражданской продукции предприятиями ОПК, оказались не выполнены. Это
привело к возникновению социальных проблем, особенно на градообразующих
предприятиях. К 2000 году около половины предприятий советского ОПК было
акционировано, то есть оказалось негосударственной собственностью.
Мобилизационные запасы таяли на глазах, ресурсы бесследно исчезали.
Ключевым фактором кризисных явлений в развитии отрасли стало снижение
объемов государственных оборонных заказов (ГОЗ). Будучи основным
источником развития военной промышленности, ГОЗ распылялся среди 3500
предприятий при их фактической загрузке на три – десять процентов.
Падение объемов ГОЗ привело к снижению выпуска продукции оборонного
назначения до экономически нецелесообразного уровня. Недогрузка линий
для производства вооружения вела к росту цен на продукцию и увеличивала
расходы предприятий на поддержание мобилизационных мощностей. К 2010
году глубина кризиса оказалась такова, что ОПК стал способен производить
лишь 20–25 процентов требуемых ВВСТ. Назрела необходимость новых
решений для вывода из кризиса процесса производства военной продукции и
ее послепродажного сопровождения. В
качестве основных мер для преодоления кризисной ситуации в октябре
2001-го правительством принимается план развития ОПК на период до 2010
года и дальнейшую перспективу. Достижение этой цели декларировано в двух
концептуальных документах: «Основы политики Российской Федерации в
области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую
перспективу» и «Основы политики Российской Федерации в области развития
оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую
перспективу». Практическое решение этой задачи предусматривало
выполнение ряда федеральных целевых программ (ФЦП), ключевой из которых
являлась ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного
комплекса». В ходе реализации этой программы предполагались меры по
концентрации промышленности, а также создание ряда вертикально
интегрированных структур (холдингов). Однако реального прироста выпуска
ВВСТ не произошло. При отсутствии четко взаимодействующей иерархической
структуры управления государство недостаточно ясно представляло себе
ситуацию, сложившуюся в ОПК. В условиях, когда подавляющая часть
предприятий оказалась предоставленной самой себе, процесс слияния в
холдинги привел к перераспределению денежных потоков в рамках ОПК без
реального увеличения количества новых ВВСТ, поставляемых в Вооруженные
Силы. Меры по выводу ОПК из кризисного состояния в период 2000–2010 годов не привели к положительному результату. В
настоящее время главная проблема заключается в необходимости увязки
мероприятий по реформированию и развитию ОПК на период до 2020 года с
мероприятиями по реформированию ВС РФ, обеспечивающими дальнейшее
развитие и реализацию оборонно-промышленного потенциала. Восстановление на новой базеБез
определения перспективных угроз национальной безопасности и мер по их
парированию (в том числе и военно-техническими средствами) невозможно
выработать четкую военную стратегию. Армия строится и оснащается под
парирование конкретных геополитических угроз. Еще одна проблема
армии и ОПК связана с повышением эффективности бюджетного финансирования
гособоронзаказа. Опыт последних двадцати лет показал, что неисполнение
государством своих финансовых обязательств губительно для ОПК. Необходимо
и совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность
ОПК применительно к объективным потребностям, особенностям и специфике
функционирования в современных условиях. В собственности
государства осталось меньше половины всех активов ОПК. При этом
председатель правительства заявляет о необходимости дальнейшего
акционирования его предприятий. Таким образом, необходимо законодательно
отрегулировать нормы взаимоотношений частного капитала и государства в
оборонно-промышленной сфере. Приоритетными направлениями
нормативно-правового обеспечения представляются правовое обеспечение
научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, защита
интеллектуальной собственности разработчиков перспективных систем
вооружений. Существует объективная необходимость усиления роли
государства в реформировании и функционировании оборонных предприятий в
целях недопущения их контроля иностранными физическими и юридическими
лицами. С учетом вышесказанного основная проблема в настоящее
время заключается в восстановлении на новой технологической и
организационной базе оборонно-промышленного высокотехнологичного
комплекса, который даже в сегодняшнем виде еще способен при реализации
соответствующих мер решить следующие задачи: 1. Обеспечить
современный технологический уровень реализации принятых программ
вооружений и военной техники с учетом расширения экспортных
возможностей. 2. Консолидировать и увязать передовые НИОКР в военных и гражданских областях. 3. Дать дополнительный толчок в развитии высокотехнологичному производству. В
современных условиях уровень безопасности напрямую зависит от
военно-технического потенциала страны. До 2020 года прогнозируемые
возможности ОПК без принятия кардинальных мер вряд ли изменятся, а это
значит, что в случае войны воевать придется только тем, чем в настоящее
время реально располагают армия и флот.
Григорий Никоноров, канд. филос. наук, доцент Военной академии войсковой ПВО ВС РФ, подполковник Василий Демчук, канд. техн. наук, профессор Военной академии войсковой ПВО ВС РФ, полковник
Источник: Военно-промышленный курьер
|