... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2016 » Май » 26 » Трансформация системы финансового обеспечения Вооруженных Сил от Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. до 70-летия со дня Победы
22:03
Трансформация системы финансового обеспечения Вооруженных Сил от Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. до 70-летия со дня Победы

Созданная накануне войны система финансового обеспечения Красной Армии выдержала испытание боевых условий и не потребовала серьезных изменений. В 1940 году приказом НКО № 415 утверждены положения о финансовом хозяйстве военного округа и соединения, обновлено Положение о финансовом хозяйстве воинской части, в апреле 1941 года вышла Инструкция о порядке финансирования воинских частей и учреждений Красной Армии в военное время, которой предусматривался перевод финансирования в военное время на банковское обеспечение через полевые учреждения Госбанка, создаваемые при фронтах, армиях и дивизиях. Основные положения этих документов по организации финансового обеспе­чения войск позволяли удовлетворять потребности войск в денежных средствах в любых условиях боевой обстановки и прикрепить на финансовое обеспечение части, дивизии и армии по любому новому месту дислокации. Это стало возможным благодаря соответствию системы финансовых органов организационной структуре Красной Армии (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Система финансовых органов Красной Армии

 

Финансовое планирование в войсках действующей армии было переведено на ежемесячные заявки фактических потребно­стей войск с одновременным сокращением норм текущих расходов мирного времени на хозяйственные и прочие нужды. Созданная система финансового обеспечения не позволяла накапливать значительные суммы денежных средств в зоне боевых действий, т.е. препятствовала захвату значительных сумм.

Не подверглась значительным изменениям система денежного довольствия личного соста­ва Красной Армии, утвержденная в 1937 году. В годы войны были введены единовременное пособие при прибытии на фронт вместо подъемного пособия и полевые деньги за пребывание на фронте, повышенные оклады военнослужащим гвардейских и ударных частей, а также денежные вознаграждения за подбитые танки, уничтоженные самолеты, потопленные корабли противника и вознаграждения за классность, т. е. поощрялись результаты боевых действий военнослужащих, периодически повышались оклады денежного довольствия по отдельным должностям. В 1944 году все изменения были отражены в новом положении о денежном довольствии. С выходом войск на иностранную территорию была установлена выплата денежного довольствия военнослужащим в иностранной валюте, с сохранением выплат в советской валюте.

На фронте широкое распространение получили зачисления причитавшегося военнослужащему к выплате денежного довольствия во вклады, что обеспечивало сохранность денежных накоплений военнослужащих в боевой обстановке. Общая сумма накоплений военнослужащих на конец войны составила более 5 млрд. руб. Военные финансисты проводили большую работу по подписке военнослужащих на государственные займы и сбору денег в фонд обороны, это позволило перечислить на нужды фронта 20,4 млрд. руб. [1, с.110].

Большая работа проводилась финансовыми органами по выдаче денежных аттестатов на семьи военнослужащих. Благодаря развернутой работе с денежными аттестатами на семьи без указания адреса семьи в Финансовом управлении НКО было установлено 174 тыс. адресов семей военнослужащих, с которыми была утеряна связь в связи с эвакуационными мероприятиями, при этом 71 750 се­мьям были высланы денежные аттестаты, выданные военнослужащим [2, с.231].

Под руководством Финансового управления НКО в главных управлениях в годы войны была развернута работа по контролю за ценами на вооружение и военную технику, которая позволила за годы войны снизить цены на все виды вооружения и сэкономить более 50,3 млрд. руб. [3, с.177]. Динамика цен на отдельные виды вооружения представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Динамика оптовых цен на отдельные образцы вооружения и военной техники (ВВТ),
тыс. руб. [3, с. 178].

 

Кроме того, был организован сбор укупорки на полях сражений, стрелянных гильз, стальных шлемов, срочный ремонт боевой техники на поле боя. Благодаря обновлению стрелянных гильз в 1944 году не потребовалось изготовление новых гильз, что дало экономию цветного металла на 720 млн. руб., поврежденные во фронтовой полосе автомобили восстанавливались до 10 раз [3, с.180].

За годы войны значительное развитие получил предварительный финансовый контроль за использованием государственных средств во фронтовой полосе в связи с высокой текучестью личного состава, вызванной боевыми потерями, в том числе среди военных финансистов. В целом, за годы войны финансовая служба обеспечила использование более 50% бюджетных средств страны (таблица 2).

 

  Таблица 2 – Расходы государственного бюджета СССР в 1940-1945 гг., млрд. руб. [4, с.324]

 

Уже в 1942 году военный бюджет обеспечил выпуск вооружения и военной техники в объемах, превышавших объемы производства в Германии (таблица 3).

 

Таблица 3 – Динамика выпуска отдельных видов вооружения и военной техники (ВВТ) в 1942-1944 гг., тыс. шт.
[5, с.168, 200].

 

Следует отметить, что, при более высоких объемах производства вооружения и военной техники, рост военных расходов в СССР оказался ниже чем в Германии, что свидетельствует о более высокой эффективности этих расходов (таблица 4).

 

Таблица 4 – Рост военных расходов во Второй мировой
войне [5, с.221]

  Примечание: Рост военных расходов СССР рассчитан за 1940-1944 гг,
поскольку с 1945 года они стали снижаться.

 

После окончания войны был проведен постепенный перевод финансового обеспечения войск на условия мирного времени. Прежде всего, начался переход с месячного по квартальное финансовое планирование. Вначале были переведены виды Вооруженных Сил и военные округа, а в 1949 году этот переход был осуществлен и в войсках, утверждены перечень расходов по смете Министерства Вооруженных Сил и нормы отпуска денежных средств. В 1950 году изменения закреплены в Положении о финансовом хозяйстве воинской части. Переход на полугодовое финансовое планирование был осуществлен в 1958 году, а на годовое - в 1969 году. Одновременно с переходом на годовое финансовое планирование было введено обезличенное финансирование войск, которое позволяло более эффективно использовать отпускаемые войскам денежные средства.

В послевоенный период большое внимание уделялось экономической работе и поиску внутренних резервов для удовлетворения потребностей повседневной деятельности войск. Ряд проблем в обустройстве войск решался путем строительства отдельных объектов хозяйственным способом. Стал применяться программно-целевой подход в планировании расходов на оснащение войск во­оружением и военной техникой. Принимались меры по повышению эффективности финансового контроля за счет развития предварительного контроля и усиления контроля за деятельностью малоопытных финансовых работников, что позволило предупредить многие финансовые нарушения.

Следует отметить, что в послевоенный период большое внимание уделялось организационной работе руководящего состава финансовой службы. В 1947 году был создан Военный факультет при Московском финансовом институте для подготовки кадров для органов управления финансовым обеспечением, что позволило повысить эффективность финансового обеспечения в Вооруженных Силах.

Значительные изменения после войны были проведены в денежном довольствии военнослужащих. Объявленным в 1947 году Положении о денежном довольствии военнослужащих Вооруженных Сил СССР введены новые оклады по воинским званиям и должностные оклады, которые позволили вывести денежное довольствие офицерского состава на более высокий уровень (денежное довольствие лейтенанта в 2,5 раза превышало среднюю заработную плату в стране), одновременно были отменены повышения и другие добавочные виды денежного довольствия, характерные для военного времени. Однако в последующие годы темпы роста денежного довольствия оказались ниже темпов роста заработной платы, что привело к значительному снижению уровня денежного довольствия офицерского состава и падению престижа военной службы в конце 1980-х и последующие годы.

С развалом СССР финансовое обеспечение Вооруженных Сил России продолжало осуществляться на основе накопленного опыта в послевоенный период. После принятия Бюджетного кодекса РФ стали проводиться меры по организации финансового обеспечения войск на общих условиях для государственных учреждений РФ. Только перевод упрощенного фин­ансового учета на бюджетный учет привел к необходимости многократного увеличения численности работников финансовых органов в войсках, а одновременное возвращение к постатейному финансированию потребностей войск вместо обезличенного привело к обязательному расходованию выделенных средств без учета реально складывающихся потребностей, причем вводился контроль за освоением выделенных средств. Следует отметить, что с переходом на обеспечение потребностей бюджетной сферы через систему единого бюджетного счета эти проблемы были сняты благодаря использованию опыта обезличенного финансирования войск.

Неоднозначными оказались и другие последующие изменения.

Наиболее значимые изменения произошли в период деятельности на посту министра обороны Сердюкова А.Э. С 2010 года из бюджетной классификации исчезли бюджетные статьи «Боевая подготовка» и «Материально-техническое обеспечение», соответствующие расходы были включены в бюджетную статью «Воинские формирования», по которой ранее отражались расходы только на содержание личного состава, что осложнило контроль эффективности бюджетных расходов в Министерстве обороны РФ. Следует отметить, что в бюджетах развитых стран статьи «боевая подготовка» и «материально-техническое обеспечение» присутствуют.

Затем в Министерстве обороны была проведена централизация финансового обеспечения с одновременным исключением из Вооруженных Сил финансовых органов и созданием территориальных финансовых органов Министерства обороны, при этом территориальные финансовые органы при субъектах РФ получили право осуществлять расходы только по выплате заработной платы гражданскому персоналу, пособий и компенсаций личному составу. Централизованно стали производить начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим. Войскам в сфере непрофильной деятельности стали оказываться услуги специализированными сторонними организациями через ОАО «Оборонсервис», расчеты с которыми осуществлялись также централизованно (с 2014 года преобразован в ОАО «Гарнизон»).

Удовлетворение потребностей войск, не охваченных аутсорсингом, стало осуществляться через систему материально-техни­ческого обеспечения, в том числе канцелярскими товарами, хозяйственным инвентарем, расходными материалами для обеспечения боевой подготовки и пр. Приобретаться такие товары могли централизованно или на уровне военного округа, а затем направлялись в войска, т.е. к цене товара, который имелся в торговой сети по месту дислокации любой воинской части, стали добавляться значительные транспортные расходы.

В эти же годы резко снизилась эффективность внутреннего финансового контроля, большая часть финансовых преступлений в Министерстве обороны стала выявляться, в основном, органами внешнего финансового контроля. Кроме того, была ликвидирована подготовка военных финансистов для Министерства обороны и начата замена военных финансистов на лиц с образованием, полученным в гражданских образовательных учреждениях. Следует отметить, что практически все военные финансисты были востребованы как в государственных учреждениях, так и в коммерческих организациях, а в Министерстве обороны они стали заменяться на гражданских специалистов, слабо представляющих особенности деятельности Вооруженных Сил.

В результате проведенных изменений потеряли смысл термины «финансы Вооруженных Сил», «финансовое обеспечение Вооруженных Сил», поскольку финансовые органы исчезли из видов и родов Вооруженных Сил, из военных округов, объединений, соединений и воинских частей. В новых условиях приобрел силу только термин «финансы Министерства обороны». Такого уровня централизации финансовых отношений в вооруженных силах нет ни в одном развитом государстве. Во всех армиях правом расходования средств наделены виды вооруженных сил, не лишены права осуществления необходимых закупок на текущие нужды и воинские части.

Более того, исчезли финансовые органы из главных и центральных управлений Министерства обороны, которые не только распределяли выделенные в их распоряжение деньги, но и осуществляли контроль за их расходованием, контролировали цены на продукцию военного назначения и препятствовали их необоснованному росту.

Результаты деятельности отдельных должностных лиц новых структур стали предметом рассмотрения правоохранительных органов на предмет массовых приписок объемов оплаченных работ и оплаты не предоставленных услуг, реализации ряда объектов недвижимости Министерства обороны и земли по заниженным ценам. В урегулирование отношений между Министерством обороны и оборонно-промышленным комплексом, связанных с ценообразованием на продукцию военного назначения, вынужден был вмешиваться Президент Российской Федерации.

Следует отметить, что многие изменения были проведены и по другим службам, однако проверки боеготовности войск показали их ущербность. При новом Министре обороны в войсках был восстановлен ряд служб и структур материально-технического обеспечения. Однако в системе финансового обеспечения изменений не произошло. Накануне 70-летия со дня Победы в Великой Отече­ственной войне следует проанализировать эффективность преобразований в финансовом обеспечении обороны страны, целесообразность централизации всех расходов в условиях повышения значимости территориальной обороны, эффективность внутреннего финансового контроля в условиях роста расходов на оборону страны.

Представляется необходимым особое внимание обратить на динамику и изменение структуры расходов, их влияние на обеспечение боевой готовности войск, живучести и устойчивости финансового обеспечения в военное время, особенно военнослужащих.

 

Список использованных источников

  1. Савинский П.Ф. Финансовое хозяйство полка в боевых условиях // Финансовое обеспечение армии и флота в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и задачи Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации в современных условиях: сборник материалов научно-практической конференции, Москва, 22 апреля 2005 г. - М.: Военинформ, 2005.
  2. Военные финансисты в Великой Отечественной войне. Вклад в победу. - М., 2005.
  3. Военная финансово-экономическая служба России: история и современность. - М.: ИНЭС, 2003.
  4. Плотников К.Н. Очерки истории бюджета Советского государства. - М.: Госфиниздат, 1954.
  5. История Второй мировой войны 1939-1945. В 12-ти томах. - М.: Воениздат, 1982.

 

П.Ф. Савинский
кандидат экономических наук, профессор,
доцент Военной академии Генерального штаба ВС РФ

 

Источник:  "Вооружение и экономика", 2015, № 2 (31)

 

 

 

Просмотров: 1372 | Добавил: avladr43 | Теги: финансовые органы, Савинский П.Ф., финансовое обеспечение, военные финансисты | Рейтинг: 5.0/3

Поиск

Календарь

«  Май 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz