17 января 2018 года советник председателя ЦК КПРФ Игорь Белозерцев и военный эксперт Александр Брусницын положили на стол руководителю фракции Компартии в Госдуме Геннадию Зюганову служебную записку. В ней говорилось, что не снижается уровень обоснованного массового недовольства и возмущения военнослужащих, военных пенсионеров, членов их семей дискриминационным понижающим коэффициентом 0,54 процента, который с 2012 года лишает их значительной части заслуженных пенсий. Фактически установлен не предусмотренный законодательством налог, распространяющийся даже на ветеранов и инвалидов Великой Отечественной, что вообще за пределами здравого смысла, ведь их в России, по данным за прошлый год, менее 48 тысяч человек.

Пять лет проволочек

Отменяя принятый закон («О пенсионном обеспечении военнослужащих…»), государство залезает в карман ветеранам, лишая тех значительной части заработанной пенсии. Причем этим обеспокоены не только служивые.

Обращения властей предержащих к народу полны патриотической риторики, а на деле они жестко следуют либерально-монетаристским курсом

13 июня 2017 года члены Общественной палаты РФ после многочисленных обращений ветеранской общественности в законодательные, исполнительные и судебные инстанции обсудили вопрос «О выполнении государством социальных гарантий по выплате пенсий лицам, проходившим военную службу, а также сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей». И признав корнем проблемы понижающий коэффициент 0,54, призвали власти к его отмене. Конституционный суд РФ, проверяя по обращению военных пенсионеров часть 2-ю статьи 43-й ФЗ № 4468-1, признал «понижающий коэффициент» соответствующим Основному закону лишь при условии установления надлежащего механизма соответствующего возмещения (определения № 1433-О от 17.07.2012, № 1800-О от 24.09.2012). Однако установленный законодателем РФ и указами президента «надлежащий механизм соответствующего возмещения» не работает уже пять лет. Исполнительная власть его открыто игнорирует.

За прошедшие годы нормативными актами РФ были приостановлены с 1 января 2013-го по 1 января 2018-го действия правил пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, ГПС, органах наркоконтроля, учреждениях и органах УИС, Росгвардии и членов их семей:

  • индексация денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги;
  • денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии в размере 54 процента положенного (с 1 января 2012 года).

В итоге гарантии государства по защите денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров от обесценивания не выполняются уже пять лет (2012–2017). Это привело к тому, что на 1 января 2017 года денежное довольствие и военные пенсии обесценились (по факту) более чем на 44 процента. Покупательная способность окладов за пять лет упала на треть с лишним. Чтобы вернуться к ситуации на 1 января 2012-го, их надо повысить почти на 50 процентов. Достаточно сказать, что инфляция в России, по официальным данным, с 2013 по 2017 год составляла от 6,5 до 2,5 процента.

Налог на боевые заслугиДа, с 1 января 2013-го пенсии ежегодно индексируются на два процента. Но это не решает проблемы, лишь отдаляет исполнение закона. Вполне естественно, что уже пять лет ветеранская общественность бьется за справедливость. В борьбе активно участвуют Союз советских офицеров, Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки, другие организации.

А что же депутаты ГД РФ? Подавляющее большинство 22 февраля 2017 года не поддержали внесенный фракцией КПРФ проект федерального закона № 631118-6 «О признании утратившей силу части второй статьи 43-й закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Документ предусматривал отмену пресловутого понижающего коэффициента.

Позиция большинства вызвала возмущение военных пенсионеров. А это только по линии Минобороны около двух миллионов человек плюс члены семей.

Приходится снова напоминать госчиновникам: люди, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловлен их особый правовой статус. Отсюда обязанность государства гарантировать социальную защиту, соответствующую их особенному положению.

2 сентября 2017 года председатель думского Комитета по обороне генерал-полковник в отставке Владимир Шаманов, выступая в Вольском высшем военном училище тыла, заверил ветеранов, что в зимнюю сессию намерен добиться отмены понижающего коэффициента. Справится ли с этой непростой задачей Герой России – покажет время. Но полагаться на одного генерала Шаманова вряд ли стоит. Нужны активные действия, как говорится, по всему фронту. Поэтому предлагается:

  • подготовить и внести в кратчайший срок законопроект об отмене дискриминационного понижающего коэффициента 0,54 процента к военным пенсиям. Создать для этого депутатскую рабочую группу;
  • привлечь к подготовке и обсуждению законопроекта депутатов всех фракций, общественность, особенно членов Союза ветеранов Вооруженных Сил, Комитета ветеранов войны, Союза офицеров России, Союза советских офицеров, ДПА, военных юристов, других заинтересованных лиц.

Ваши деньги – на Бермудах

Пресловутый коэффициент продолжает понижаться, хотя формально повышен до 72 процентов. «Отработанный ранее механизм повышения пенсий на величину инфляции сейчас заблокирован и не работает, – констатирует советник председателя ЦК КПРФ Игорь Белозерцев. – Причем делается это в последнее время ежегодно вместе с принятием закона «О бюджете». Такая вот заморозка. А повышение пенсии, которое произошло с 1 января, не соответствует уровню инфляции, которая по факту составила около 10 процентов. Увеличение денежного содержания военнослужащих с 1 января 2018 года, не повышавшегося с 2012-го, проведено также достаточно изощренно – не по основным слагаемым, от которых зависит начисление пенсии». Союз советских офицеров и ДПА, считают эксперты, вправе направить обращение президенту, министру обороны, председателям Комитетов по обороне в Госдуме и Совете Федерации с предложением отменить дискриминационную меру. Хорошо, если такие заявления будут вручены также и каждому депутату парламента. Прошедшее 22 февраля 2017 года голосование в Думе показало, что многие народные избранники, к сожалению, далеки от людских нужд. Законопроект поддержали, напомним, чуть более 20 депутатов из 400 с лишним!

Законом «О бюджете», повторим, пролонгирована заморозка индексации военных пенсий на величину инфляции. Поэтому целесообразно отработать схему и порядок обращения российских военных пенсионеров в суды с требованием:

  • признать незаконным понижающий коэффициент и отменить его;
  • возместить пострадавшим материальный и моральный ущерб начиная с 2012 года.

Поскольку главная причина отказов якобы в отсутствии денег в бюджете, встает вопрос о финансово-экономическом обосновании законопроекта. По оценкам правительства, основанным на данных Минобороны, ФСБ, МВД, ФСКН и ФСИН, потребуется менее 500 миллиардов рублей в год. При недостаточности средств в федеральной казне начиная с 2018 года могут быть задействованы возможности Фонда национального благосостояния, являющегося частью механизма пенсионного обеспечения граждан. Соответствующие дополнения в Бюджетный кодекс следовало бы внести при рассмотрении федерального бюджета на 2019 год и на плановый период до 2020-го.

«Полностью согласен, что вопрос стоит поднимать именно сейчас, – говорит председатель всероссийского общественного движения «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» генерал-лейтенант Виктор Соболев. – Это даст возможность проверить истинное отношение власти к проблеме. Хотя однажды мы уже слышали ответ: «Денег нет, но вы держитесь».

Обращения властей предержащих к народу полны патриотической риторики, а на деле идет жесткое следование либерально-монетаристскому курсу. Россия – единственная крупная страна, которая позволяет своим гражданам не платить налоги на Родине. Поэтому денег мимо казны уплывает много.

«Только по данным Центрального банка РФ, в последние годы за рубеж переведен триллион 233 миллиарда долларов, – напоминает Соболев. – По другим данным – 3,5 триллиона, то есть 17 годовых бюджетов». В 2017 году государство официально закупило ценных бумаг США на 109 миллиардов долларов. Американцы зафиксировали в своей Военной доктрине, что Россия – враг № 1, но чиновники ЦБ РФ с маниакальным упорством продолжают переводить в банки противника свои деньги.

Никто не против, чтобы в стране были золотовалютные запасы. Но почему они лежат не в слитках в наших госхранилищах, а в долговых обязательствах враждебно настроенной страны?

И речь не только о золоте и валюте. «У нас более 700 самолетов гражданской авиации зарегистрировано в Бермудском регистре, то есть все налоги с продаж воздушных перевозок платятся на Бермудских островах, – продолжает разговор военный эксперт,впомощник депутата ГД РФ Александр Брусницын. – Даже в «Аэрофлоте» из 282самолетов только 30 числятся в российском регистре, остальные – на Бермудах. Так что любого бизнесмена, владельца частной компании можно взять, как говорится, за жабры, заставить выполнять волю заокеанского хозяина».

В морском торговом флоте ситуация похожая. «Многие суда ходят под панамским и другими флагами. Но узнаем мы об этом лишь тогда, когда их арестовывают по различным причинам. Получается, все наши беды от того, что в стране процветает либерально-рыночный курс в экономике, который позволяет выкачивать из России огромные финансовые средства и ресурсы, – убежден генерал-лейтенант Соболев. – 90 процентов нашего титана уходит в Америку, где из него делаются детали баллистических ракет». Другой факт: Катар продолжает финансировать ИГ (запрещенное в России), а мы продаем ему 19,5 процента акций стратегической компании «Роснефть».

Деньги в стране есть. Военнослужащие в запасе и отставке, в отношении которых действует предлагаемое к отмене положение закона, несли необходимую для государства и опасную для них лично службу, рискуя жизнью и здоровьем. Но, видимо, наше чиновничество понимает это избирательно. В канун 2018 года пенсии были увеличены судьям и прокурорам, на которых и так не распространялось действие пресловутого дискриминационного понижающего коэффициента. 20 декабря 2017-го глава государства подписал закон о повышении пенсии работникам прокуратуры и Следственного комитета РФ. Порадуемся за них. Но почему труд прокуроров и следаков оценивается по-другому, чем ратная служба, скажем, погибшего в Сирии военного летчика Героя Российской Федерации Романа Филипова? Ведь все принимают одну присягу.

Если новый законопроект примут, он поможет устранить сложившийся дисбаланс в мерах защиты военных пенсионеров, восстановит справедливость, снизит уровень социальной напряженности.

Однако если государство не найдет средств для исправления ситуации, поставим вопрос так: нужно отменить дискриминацию хотя бы в отношении участников Великой Отечественной войны и тех ветеранов, кому уже за 70 лет. Они могут и не дождаться счастливого завтра, о котором им столько лет рассказывают облеченные властью.