... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2015 » Декабрь » 3 » Какова стратегия ликвидации бюджетного дефицита?
11:37
Какова стратегия ликвидации бюджетного дефицита?

 

Какова стратегия ликвидации бюджетного дефицита?

  

Потенциал экономического роста за счёт частичного восстановления денежного оборота без создания новых производств исчерпал себя, нефть упала в цене, зарубежный кредитный рынок закрылся для крупных российских компаний. Из-за всего этого российская экономика посыпалась. Началось падение ВВП и доходов населения. Иными словами, большинство россиян стали беднее. Однако этим не ограничивается перечень возникших экономических проблем. В бюджете по понятным причинам образовалась дыра. А это значит, что нужны дополнительные средства, чтобы её залатать. Но за чей счёт это будет сделано?

 

ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ

Не так давно правительство пообещало не повышать налоговую нагрузку на бизнес на три года.

Однако уже с 15 ноября в России начала взиматься плата за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам. До 1 марта 2016 стоимость километра пути будет составлять 1,53 руб., затем — 3,06 руб. За неоплаченный проезд полагаются штрафы. За первое нарушение — 450 тыс. руб., за повторное — 1 млн. руб. Это явное нарушение ранее данного обещания. Очевидно, что налог для дальнобойщиков прямым образом рушит концепцию о сохранении налоговой нагрузки на бизнес на ближайшие три года. Формально обещание правительства не было нарушено, так как решение о введении налога было принято ещё в 2013 году, а сейчас произошла его реализация. Но это нисколько не снижает драматизм ситуации. Любая дополнительная налоговая нагрузка в период кризиса означает существенный удар по бизнесу.


ВЫКАЧАТЬ ДЕНЬГИ ИЗ СКВАЖИН

В числе исключений помимо дальнобойщиков оказались нефтяники и газовики. Правительство изначально не скрывало, что на ТЭК не распространяется обещание не повышать налоги. Осенью Минфин предложил повысить налоговые поступления с нефтянки путём использования старого курса рубля для расчёта налоговых вычетов для предприятий. По оценке Минфина, это позволило бы бюджету получить в 2016–2018 годах дополнительно 1,609 трлн. руб. Такая схема весьма неоднозначна, так как изъятие значительной доли финансового оборота нефтяных компаний будет способствовать снижению их инвестиций, что чревато падением уровня добычи.

Не добившись дополнительного повышения НДПИ, Минфин решил заморозить экспортную пошлину. Это нашло отражение в проекте бюджета на 2016 год. В итоге, до сентября 2016 года, несмотря на повышение НДПИ из-за налогового манёвра, экспортная пошлина понижаться не будет.

Буквально на днях стало известно, что НДПИ на 2016 год будет повышен и для «Газпрома».


НАСЕЛЕНИЮ ВЫВЕРНУТ КАРМАНЫ
 

Но наибольшая нагрузка падает на плечи простого населения. Во-первых, государство повышает налоги для обычных граждан. Во-вторых, оно снижает расходы на них.

Регионам дали право вводить налог с продаж в размере до 3%. Этот налог относится к так называемым косвенным, то есть включаемым в стоимость товара и, таким образом, оплачиваемым за счёт потребителей. Уже 24 региона готовы его ввести.

Министерство по делам Северного Кавказа предлагает ввести сбор за «пользование курортной инфраструктурой» в Ставропольском крае. Его размер должен составить до 150 руб. в сутки. Полученные деньги предлагается использовать для развития курортов. Однако вызванное этим повышение цены путевок может составить 5–10%.

В 2019 году вероятно произойдёт повышение НДС и НДФЛ. НДС тоже включается в стоимость товара, а значит, его обслуживание ложится на плечи потребителя.

В федеральном бюджете на 2016 год сокращению подвергнутся 6 из 14 расходных статей, включая образование и здравоохранение. В пересчёте в постоянных ценах с учётом вклада региональных бюджетов и внебюджетных фондов эти расходы сократятся в 2016 году на 15–20% по сравнению с 2012 годом.

Пенсионные накопления граждан, несмотря на заверения, опять заморозили. Индексация пенсий пройдёт в уменьшенном по сравнению с инфляцией размере. Несмотря на прогнозируемый уровень роста потребительских цен в 12,2%, пенсии будут увеличены всего лишь на 4%.


ПРАВО СИЛЬНОГО
 

Почему же именно простое население становится объектом дополнительного налогового давления? В отличие от крупного бизнеса обычные люди не могут отстоять свои права на высшем уровне политической системы. Они не допущены в те кабинеты, где циркулируют многочисленные лоббисты коммерческих структур. «Одинокая толпа» бедноты не обладает ресурсами и самоорганизацией, чтобы защитить себя. Богатая часть общества бережёт своё благосостояние. Именно поэтому запланированное на 2018 год повышение налога на доходы физических лиц подразумевает поднятие плоской шкалы с 13 до 15%, а вовсе не введение прогрессивного налога, как в большинстве стран мира. Богатые по-прежнему будут платить налогов в относительном выражении меньше, чем бедные, которые помимо подоходного налога выплачивают взносы в социальные фонды.

 

С 1 января 2015 года действует закон о деофшоризации. Однако он оказался весьма мягким. По оценке Минфина, закон позволит увеличить доходы бюджета всего лишь на 20 млрд. рублей. Если бы этот закон позволял ликвидировать весь объём потерь бюджета вследствие офшоризации, утечки капитала и других операций по уклонению от налогов, доходы федеральной казны увеличились бы на 40%. Опять богатые живут с комфортом и компенсируют свои коммерческие потери за счёт простого населения.


ГОСДОЛГ

И всё-таки доходов, полученных с населения недостаточно для того, чтобы окончательно закрыть дыру в бюджете. Поэтому отчётливо прослеживается тенденция наращивания государственного долга, которая продлится как минимум до тех пор, пока правительство не сбалансирует бюджетный баланс за счёт последовательных секвестров.

С 2012 по 2014 год государственный долг вырос почти вдвое, а расходы на его обслуживание — почти в полтора раза. Расходы на госдолг в 2016 году составят 653 млрд. руб., превысив расходы на здравоохранение почти в полтора раза и расходы на образование — почти на 15%. Почти полностью повторяется сценарий позднего СССР, который тоже погряз в долгах на фоне падения цены на нефть и бюджетного дефицита (рис. 1).

Рис. 1. Динамика финансово-экономических индикаторов в позднем СССР и современной РФ

 


ВЫВОД
 

Власть не намерена решать бюджетные проблемы за счёт сверхбогатой части населения. Деньги будут брать у тех, у кого их легче всего взять — у простого населения, а также у тех, у кого их, на взгляд Минфина, больше всего — то есть у ТЭКа. Однако это заблуждение может аукнуться серьёзными последствиями. Уверенность в том, что девальвация должна была обеспечить рост рублёвой выручки нефтегазовых компаний, основана на ложном предположении о том, что вся российская нефть продаётся на внешний рынок за доллары. На самом деле значительная её часть реализуется на внутреннем рынке в рублях. Лишение нефтянки инвестиционных ресурсов чревато падением добычи. Одновременно растёт государственный долг. Занятые деньги зачисляются в бюджет. Но по долгам когда-то придётся расплачиваться, и это будет делаться также за счёт бюджета — а если быть точнее, за счёт налогоплательщиков.

 

Андрей ДЁГТЕВ

Источник:  rusrand.ru

 

Просмотров: 471 | Добавил: avladr43 | Теги: доходы, госдолг, бюджет, население, Налоги, бюджетный дефицит | Рейтинг: 5.0/1

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz