... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2014 » Январь » 26 » Работа военных финансистов в условиях блокады Ленинграда /К 70-летию снятия блокады Ленинграда /
18:17
Работа военных финансистов в условиях блокады Ленинграда /К 70-летию снятия блокады Ленинграда /
 

История финансовой службы Ленинградского военного округа начинается с зарождения основ финансового обеспечения первых формирований Красной Армии, защищавших революционный Петроград в боях с интервентами и белогвардейцами.

Предшествовавшие Великой Отечественной войне события советско-финской войны явились серьезной проверкой боеспособности Красной Армии, слаженности работы служб снабжения и финансовой службы. В годы Великой Отечественной войны Ленинград длительное время находился в блокаде, что наложило отпечаток на все стороны боевой деятельности, а также на материальное и финансовое обеспечение войск Ленинградского фронта.

В предвоенные годы финансирование войск осуществлялось по схеме: финансовый отдел округа — воинская часть. Соединения в подавляющем большинстве финансовых отделений не имели. Отсутствие промежуточного звена между финансовым отделом округа и воинской частью значительно усложняло работу отдела. Недостаток такой системы состоял не только в том, что работа финансового отдела была сложной и громоздкой, но и в том, что командир соединения фактически не руководил таким важным экономическим направлением, как финансовая деятельность. Этот недостаток особенно остро дал о себе знать, когда началась советско-финская война.

 

С 1 января 1940 г. командирам корпусов и дивизий были предоставлены права распорядителей кредитов 3-й степени, а в составе управлений соединений созданы финансовые отделения на правах довольствующего органа. Благодаря этому стало больше уделяться внимания контролю и практической помощи воинским частям фронтового подчинения. Это было тем более необходимо потому, что большую часть начальников финансового довольствия частей составляли призванные из запаса офицеры, имевшие недостаточную военно-финансовую подготовку.

 

В процессе формирования войск фронта выявилась настоятельная необходимость приблизить к войскам органы Госбанка. Для кассового обслуживания войск действующей армии были созданы полевые учреждения Государственного банка СССР. Опыт создания и функционирования этих органов, а также опыт финансирования войск Северо-Западного фронта был изучен Финансовым управлением при НКО и с первых дней Великой Отечественной войны в действующей армии была развернута сеть полевых учреждений Госбанка.

 

В целях совершенствования системы финансирования войск в Ленинградском военном округе на базе 70-й стрелковой дивизии проводился эксперимент по авансовому обеспечению частей соединения денежными средствами. Проведение этого эксперимента преследовало цель избавить части от громоздкого архива денежных документов. Суть эксперимента заключалась в следующем. Начальники финансового довольствия частей ежемесячно сдавали в финансовое отделение соединения авансовые отчеты в двух экземплярах с приложением всех оправдательных документов. После проверки отчета начальник финансового отделения соединения делал на копии отчета отметку о принятой к зачету сумме и возвращал его начальнику финансового довольствия.

 

Сначала все шло хорошо, но с течением времени в финансовом отделении дивизии скопилась масса документов. Их пробовали систематизировать по лицевым счетам частей и по сметным подразделениям. Но каждое изменение в составе частей соединения приводило к нарушению систематизации документов. Этим неудобством недостатки указанной системы не ограничивались. От финансового отделения постоянно требовалась масса справок о выплате денежного довольствия, оплате материальных ценностей и по другим вопросам, для чего было необходимо непрерывно обращаться к документам.

 

Кроме того, начальники финансового довольствия тратили много времени на поездку за справками, а работники финансового отделения дивизии превратились из руководящих работников в архивариусов, постоянно составляющих справки о том, когда, за что, по какой цене уплачено, с кого сколько удержано, кому и что причитается и т.д. Экспериментальная система через три месяца была признана неприемлемой. Но данное мероприятие свидетельствует о стремлении к поиску путей совершенствования системы финансирования войск. Показательно и то, что эксперимент проводился именно в нашем «обстрелянном» Ленинградском военном округе.

 

В период советско-финской войны в финансовой службе фронта резко обозначились трудности, связанные с отсутствием подготовленных кадров военных финансистов для вновь формируемых воинских частей. Нуждались в повышении знаний и опытные руководящие работники. После окончания войны подготовке кадров было уделено самое серьезное внимание. Активизировали свою работу окружные интендантские курсы, готовившие как специалистов тыла, так и начальников финансового довольствия частей. Опытных финансистов направляли на курсы усовершенствования при Военно-хозяйственной академии.

 

С началом Великой Отечественной войны Ленинградский военный округ вновь стал фронтом и перешел на штат военного времени.

 

Перед финансовым отделом Ленинградского фронта сразу же возникли задачи по финансовому обеспечению новых формирований, организации в них финансового хозяйства. Одной из важнейших задач финансовой службы было денежное обеспечение эвакуируемых семей военнослужащих.

 

В начале июля 1941 г. в Ленинград стала прибывать масса эвакуированных из приграничных районов. Среди них было много членов семей военнослужащих из Прибалтики, с Карельского перешейка, полуострова Ханко. Нельзя было допустить массового скопления эвакуированных в Ленинграде, который находился в угрожаемом положении. Было принято решение - всех эвакуированных, оказавшихся в Ленинграде, немедленно отправить в тыл страны. Военный совет фронта обязал финансовый отдел выплатить членам семей военнослужащих единовременное пособие.

 

Эта работа была организована так: два представителя финансового отдела принимали на эвакопункте женщин и устанавливали принадлежность их к семьям начальствующего состава. Но как определить, действительно ли эти женщины являются членами семей начальствующего состава, если у подавляющего числа из них нет никаких документов? Было решено принимать во внимание любой документ, подтверждающий принадлежность женщин к членам семей военнослужащих: пропуск в военный городок или столовую, семейную фотографию, а то и просто свидетельские показания. Решать эти вопросы надо было немедленно. Ведь на эвакопункте находились истомленные женщины с голодными ребятишками, а на восток уходили эшелоны. По заключению представителей финансового отдела семьям военнослужащих выдавалось пособие по установленной правительством норме.

Так оперативно перед отправкой эшелонов решался вопрос о материальном обеспечении семей начальствующего состава и их благополучном продвижении на восток.

 

Война приближалась к Ленинграду. Фашисты замкнули кольцо блокады, и оно сжималось все туже. Все способные нести службу в боевых частях взяли в руки оружие. Часть военных финансистов направляли на переподготовку и затем назначали на строевые должности. Эта вынужденная и необходимая мера вызвала утечку финансовых кадров. В основном на финансовую работу направляли людей, годных к нестроевой службе, но и эти резервы в Ленинграде иссякли. Было решено готовить кадры финансовых работников для частей из числа женщин-бухгалтеров. Через Ленинградский горвоенкомат мобилизовали более пятидесяти женщин для назначения на финансовую работу в воинские части. Этих женщин и нестроевых мужчин, совершенно не знавших вопросов финансового хозяйства воинских частей, нужно было подготовить к военно-финансовой работе.

 

Наши окружные интендантские курсы в августе 1941 г. были эвакуированы в Ярославль. В марте 1943 г., когда особенно остро встал вопрос о кадрах, решением командования фронта при фронтовых курсах младших лейтенантов было создано отделение по подготовке фи­нансовых работников из числа мобилизованных в армию женщин. На этих курсах изучались основы организации финансового хозяйства, нормы и правила выплаты денежного довольствия военнослужащим. Программа обучения на курсах была напряженной. Обучались слушатели один месяц и занимались по 12 часов в сутки. Всем окончившим курсы присваивалось звание младшего лейтенанта, и они направлялись в воинские части и учреждения на должности начальников финансовых органов. Из числа обучавшихся на этих курсах впоследствии выросли хорошие специалисты финансовой службы.

 

С конца августа 1941 г. Ленинград оказался в окружении. Запасы продовольствия перестали пополняться. Была снижена норма выдачи продовольствия гражданскому населению. С 7 ноября резко уменьшился паек и для военнослужащих управления фронта. Финансовый отдел фронта размещался в одном из домов. В нем не только работал, но и жил личный состав финансового отдела. С наступлением зимы к голоду прибавился холод. Отопительная система вышла из строя, а для использования печного отопления дров было очень мало. В помещении стоял такой холод, что приходилось работать в шинелях и головных уборах. Перестал работать водопровод, воду брали из Невы. Не стало электрического освещения, а без света в условиях зимнего Ленинграда работать нельзя — появились коптилки. Начались непрерывные бомбежки и артобстрелы.

Но финансовый отдел фронта продолжал напряженно работать. Возглавлял финансовый отдел полковой комиссар Сергей Васильевич Спиридонов, сплотивший коллектив отдела в дружную боевую семью. В течение длительного времени отдел не имел почтовой связи с центром. Приказы Наркома обороны, директивы и указания Финансового управления при НКО поступали в виде шифрованных и простых телеграмм. Различного рода письменные указания и разъяснения приходили с большим опозданием. Для успешного выполнения начальниками финансовых органов своих задач нужны были руководящие указания по финансовой службе. Финансовый отдел фронта подготовил и в кратчайший срок издал Сборник извлечений из основных положений по финансовому хозяйству воинской части и денежному довольствию военнослужащих. Этот сборник в значительной мере облегчил работу начальников финансовых органов воинских частей.

Нужно особо отметить труд инспекторов-ревизоров. Городской транспорт был парализован. Были автомашины, но не было горючего. Инспекторы-ревизоры финансового отдела фронта, ослабевшие и истощенные, ходили на ревизии и проверки пешком не только из одного конца Ленинграда в другой, но и в расположенные за городом части фронта.

Главной целью этих пеших командировок было про ведение ревизий и проверок, организация занятий по изучению финансового законодательства, а также оказание практической помощи начальникам финансовых органов. В процессе ревизий и проверок инспекторы-ревизоры проверяли не только финансовое хозяйство, но и наличие, состояние учета и законность расходования материальных ценностей. В условиях блокады и голода эта работа имела исключительно важное значение, так как была направлена на сбережение, соблюдение законности в расходовании продовольствия и остродефицитных материалов.

В годы войны в войсках резко сократился объем закупок материальных ценностей и значительно возросли выплаты денежного довольствия, которые во многом усложнились в связи с введением ряда новых добавочных видов денежного довольствия, расширением тарифных перечней должностей и частыми изменениями штатов. Многочисленные изменения норм и правил выплаты денежного довольствия быстро доводились до войск, но все равно они требовали от начальников финансовых органов гибкого и оперативного решения вопросов.

Одна из потребностей многих людей - курение. В период блокады курильщики бедствовали с табаком. Пришлось продовольственному отделу фронта искать выход. Осенью организовали сбор листьев, осыпающихся с деревьев в парках и скверах Ленинграда. Собранную листву доставляли на табачные фабрики имени Урицкого и имени Клары Цеткин. Там разработали технологию изготовления «табака» из этого сырья. Листья смешивали с табачной пылью, добавляли различные суррогаты, и эту продукцию принимал продовольственный отдел фронта для выдачи табачного довольствия. Курильщики  в шутку называли этот табак «Сказкой Таврического сада», но курили.

В ходе войны и в условиях блокады приходилось непрерывно решать экономические вопросы, потому что и в этой обстановке продолжали действовать экономические законы и принципы хозяйственного расчета. Взять тот же блокадный табак. Он выдавался личному составу бесплатно, но финансовый отдел фронта должен был рассчитываться с табачными фабриками за эту продукцию, а для этого надо было установить цену на нее. Фабрика составила калькуляцию, в которой, естественно, стоимость сырья была равна почти нулю. Только стоимость никотиновых добавок к сырью и расходы по переработке определяли цену этого табака. Калькуляция после согласования ее с финансовым отделением продовольственного отдела фронта стала основой для расчетов с табачными фабриками.

Большая работа была проделана и по рассмотрению претензий поставщиков. Когда сухопутные дороги гитлеровцами были отрезаны, остался единственный путь связи с Большой землей — Ладожское озеро. Все грузы для фронта и города сосредоточивались на противоположном берегу озера и переправлялись по воде, а зимой по льду — Дорогой жизни — в порт Осиновец. Отсюда уполномоченным Государственного Комитета Обороны продовольственные грузы распределялись для фронта и города, независимо от того, куда первоначально они были адресованы. Это нарушало обычный принцип расчетов с поставщиками. Например, счета на муку поставщиками предъявлялись Ленинградской конторе Заготзерно, а контора муку не получала, так как ее в большинстве случаев переадресовывали фронту. Такой вынужденный порядок перераспределения продовольствия был правильным. Продукты направлялись в первую очередь туда, где они были необходимы по условиям обстановки.

Поставщиков тогда кредитовало государство, причем кредитовало неограниченно, так как главное было поддержать Ленинград. Внутри же Ленинграда нужно было четко определить направление продовольственных ресурсов и определить исходя из этого, какую сумму расходов отнести на смету Наркомата обороны. В период блокады невозможно было получить полные данные о фактическом распределении поступившего в Ленинград продовольствия. Кстати, часть продовольственных грузов утрачивалась в пути при доставке через Ладожское озеро.

За продовольствие, поставленное фронту, расчеты производились финансовым отделом фронта. Ежедневно поставщикам перечислялись большие суммы. Но нередко трудно было установить, куда отправлено продовольствие и кем оно получено. В связи с этим возникали претензии поставщиков, для рассмотрения которых в финансовом отделе фронта была создана специальная группа из числа офицеров. Это была весьма важная и ответственная работа. Ведь решались вопросы о многих десятках миллионов рублей, которые нужно было уплатить за счет сметы Наркомата обороны, а для этого надо было убедиться в том, что продовольствие израсходовано фронтом.

Теперь, когда через десятилетия пытаешься оценить скромную роль финансовой службы фронта в деле победы над врагом, в первую очередь вспоминаются люди. Если кое-кто думает, что в воинской части начальник финансового довольствия связан только с канцелярской работой, то он глубоко ошибается. Военные финансисты были такими же тружениками войны, как и другие воины, они вынесли все тяготы и невзгоды военного времени. И их вклад в развитие финансовой службы Вооруженных Сил трудно переоценить.

 

 

А.И. Калигин

полковник интендантской службы

зам.нач. финансового отдела ЛенВО

/Ленинградского фронта/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 954 | Добавил: avladr43 | Теги: Калигин, блокада, великая отечественная, финансовый отдел, военные финансисты, Ленинградский военный округ | Рейтинг: 0.0/0

Поиск

Календарь

«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz