... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2021 » Май » 8 » Я.А. Хотенко. Финансовая служба Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Часть 1
23:13
Я.А. Хотенко. Финансовая служба Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Часть 1

Генерал-лейтенант интендантской службы ХОТЕНКО Яков Алексеевич – начальник Финансового управления при НКО (МВС) СССР с июля 1940 по июнь 1955 года.

В публикуемой ниже статье генерал-лейтенантаинтендантской службы Я.А. Хотенко повествуется об опыте  организации работы финансовой службы Красной Армии в годы Великой Отечественной войны и развитии финансового обеспечении войск, решении сложных и многогранных задач, стоявших перед финансовой службой в условиях военного времени, самоотверженном ратном труде военных финансистов и их вкладе в Победу.

Финансовые показатели в статье приведены в масштабе цен соответствующих лет.

Статья с воспоминаниями генерал-лейтенанта интендантской службы Я.А. Хотенко приводится из книги "Опыт организации финансового обеспечения войск в годы войны", М.: Воениздат, 1979.

Текст статьи  дополнен приказами и другими документами военных лет.


 

Минувшей Великой Отечественной войне посвящено огромное количество мемуаров, исторических исследований и художественных произведений. И можно с уверенностью сказать, что тема эта еще на долгие годы сохранится в сердцах народов, трудах историков, литераторов, государственных и военных деятелей.

Не все вопросы войны решались на полях сражений, и в качестве одного из них следует назвать финансовое обеспечение. Известно, что ни одно из воюющих государств не избежало тех или иных серьезных потрясений своей финансовой системы, а в некоторых из них она пришла к полному развалу.  Величайшие преимущества социалистического общественного и государственного строя с честью выдержали тяжелые испытания Великой Отечественной войны, обеспечив в полном объеме финансирование колоссальных военных расходов. «Ни финансы в целом, ни денежно-кредитная система СССР… — указывает в своих воспоминаниях А. Г. Зверев, бывший в годы войны Народным комиссаром финансов СССР,— не претерпели в годы Великой Отечественной войны принципиальных изменений»[1].

Он отмечает при этом, что военные финансисты, «командуя миграцией финансовых средств по военным каналам… не покладая рук трудились во имя великого дела приближения победы»[2].

Деятельности финансовой службы в годы войны и посвящается эта статья.

К концу 30-х годов финансовая служба РККА начала испытывать острую нехватку кадров в окружном и центральном звеньях. Это объяснялось проведением мероприятий по совершенствованию организационной структуры РККА, в том числе и военно-финансовой службы. Формировались новые военные округа, армейские группы, механизированные, танковые, авиационные и другие воинские соединения и части. Шла подготовка военно-финансовых кадров, но она требовала времени, а армия не могла ждать. Поэтому подбирать их начали среди начальствующего состава РККА, в том числе и среди политработников, которые лучше других по своей подготовке ориентировались в социально-экономических вопросах и более других занимались вопросами войскового хозяйства.

Эта мера дала положительные результаты, и можно назвать немало политработников, ставших крупными руководителями различных звеньев финансовой службы РККА.

Так, еще в 1930 г. заместитель начальника политического управления Московского военного округа Андрей Васильевич Хрулев был назначен начальником Центрального военно-финансового управления. Проработав в этой должности шесть лет, он оставил глубокий след в истории финансовой службы РККА.

В Украинском военном округе с 1924 по 1935 г. финансово-плановый отдел возглавлял дивизионный комиссар Сергей Семенович Швабинский, бывший комиссар полка и начальник политотдела дивизии.

Автор настоящей статьи был начальником политотдела  51-й дивизии, в ноябре 1937 г. назначен начальником финансового отдела Киевского военного округа, а в августе 1940 г. начальником Финансового управления при НКО. По специальности был экономистом-финансистом и некоторое время работал директором Харьковского финансового института, что и послужило, вероятно, поводом для назначения. Таких примеров было много.

В то время Киевский военный округ занимал одно из первых мест в РККА по технической оснащенности войск. В его состав входили механизированные, танковые, авиационные, воздушно-десантные и другие соединения и части. Учитывая большую важность оперативного направления этого округа, ответственность его задач, Главный военный совет РККА преобразовал КВО в Киевский Особый военный округ (КОВО). В нем были сформированы четыре армейские группы, на базе которых в 1939 г. были созданы армии. В военных округах ежегодно проводились крупные учения, решались задачи по овладению новой боевой техникой. Все это определяло сложность и ответственность задач по финансовому обеспечению войск.

В 1940 г. приказом Народного комиссара обороны СССР правами распорядителей кредитов 3-й степени по смете НКО были наделены командиры корпусов, дивизий и им соответствующих соединений, а также областные, краевые и республиканские военные комиссары, что было связано с изменением схемы снабжения войск. С того времени финансирование войск стало осуществляться по схеме: центр — округ — соединение — воинская часть.

В сентябре 1939 г. войска КОВО участвовали в освобождении Западной Украины, а летом 1940 г.— в освобождении Бессарабии и Северной Буковины. В ходе этих кампаний выявились недостатки в системе расчетно-кассового обслуживания войск действующей армии. Воинские части, входившие в состав Украинского фронта, финансировались финансовым отделом КОВО. Как только войска вступили на освобожденную территорию, им понадобились деньги, а созданные полевые органы Госбанка СССР фактически никаких операций не производили, так как не были обеспечены ни подготовленными для этого работниками, ни денежными знаками. Так, в 150-м отдельном стрелковом корпусе была развернута полевая касса Госбанка, но формировавшие ее органы Госбанка не обеспечили ни инвентарем, ни денежной наличностью, а начальником полевой кассы был назначен бывший счетовод психиатрической больницы, не имевший ни малейшего понятия о банковских операциях. Пришлось принимать меры по обеспечению наличностью войск финансовым отделом округа, так как эксперимент с организацией полевых органов Госбанка СССР оказался неудачным.

Перед вступлением советских войск на территорию Западной Украины командующий войсками КОВО командарм 1 ранга С. К. Тимошенко поставил перед финансовым отделом округа задачу — обеспечить сохранность ценностей в банках на освобожденной территории.

Для восстановления хозяйства, организации производства на предприятиях, функционирования государственных учреждений в освобожденных районах правительство УССР образовало специальную комиссию. В ходе работы этой комиссии было установлено, что польская администрация не выплачивала в течение 3—4 месяцев заработную плату рабочим и служащим. Те денежные фонды, которые были взяты под наш контроль, использовались для расчетов с рабочими и служащими и оказания помощи новым органам государственного управления в организации экономической жизни. На эти цели значительные средства были выделены в порядке помощи и правительством СССР.

Великая Отечественная война застала автора этих строк на посту начальника Финансового управления при НКО СССР.

Предвоенный 1940 год и первая половина 1941 года были особенно напряженными для Финансового управления при НКО и финансовой службы Красной Армии в целом. Формировались новые части и соединения, на западной границе велись большие оборонительные работы, возрастали поставки народным хозяйством боевой техники, вооружения, военного имущества и других предметов снабжения. Все это потребовало увеличения объема финансирования, усиления финансового контроля и совершенствования подготовки кадров финансовой службы.

В канун войны перед финансовой службой Красной Армии возник ряд проблем, требовавших решения.

Первой такой проблемой была организация контроля за производственно-финансовой деятельностью промышленных предприятий НКО. Перед войной наряду с увеличением в армии количества боевой техники и вооружения быстро росло число специализированных ремонтных предприятий. Это требовало повседневного квалифицированного руководства ими.

Управление предприятиями представляло значительную сложность для Наркомата обороны по сравнению с промышленными наркоматами. Дело в том, что у каждого промышленного наркомата предприятия выпускали однородную продукцию. Это давало возможность унифицировать методы управления ими. Наркомат обороны имел в своем подчинении необычайно разнородные предприятия — от банно-прачечных до авиаремонтных. Централизованного управления этими предприятиями в масштабе НКО не существовало, да и внутри каждого рода войск управление предприятиями сводилось к административно-техническим функциям.

Финансовое управление при НКО, финансировавшее предприятия, остро ощущало эти недостатки и добивалось централизованного руководства производственно-финансовой деятельностью предприятий. В 1940 г. приказом НКО в центральных управлениях Наркомата обороны были созданы отделы, на которые возлагалось руководство производственно-финансовой деятельностью подчиненных предприятий и ее планирование. На финансовую службу был возложен контроль за финансово-хозяйственной деятельностью этих предприятий. При всех трудностях централизованного управления, обусловленных необычайным разнообразием профиля предприятий и их неоднородностью по объему производства, создавались возможности для выработки общих принципов установления цен на ремонт вооружения, боевой техники и военного имущества, планирования производственно-финансовой деятельности предприятий и решения других важных экономических вопросов.

Централизация управления производственно-финансовой деятельностью предприятий сыграла большую роль в снижении цен на ремонт, а значит, и в сокращении расходов по смете НКО. Решение этого вопроса оказалось тем более важным, что в дальнейшем, в период Великой Отечественной войны, ремонт вооружения и боевой техники значительно возрос и в еще большей степени сосредоточился на промышленных предприятиях Наркомата обороны. Финансовое управление при НКО приложило большие усилия для упорядочения финансирования ремонта вооружения и боевой техники.

Не меньшего внимания требовали вопросы материального обеспечения военнослужащих. И здесь в предвоенный период возникали важные проблемы.

Забота о материальном обеспечении военнослужащих и их семей всегда была в центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства. Система денежного довольствия военнослужащих Красной Армии и Военно-Морского Флота, сложившаяся к началу войны, была результатом целого ряда мероприятий партии и правительства, направленных на усиление боеготовности войск, повышение жизненного уровня их личного состава. Но эта система не могла полностью отвечать условиям военного времени. Ведь во время войны деятельность военнослужащих изменяется коренным образом. Обычной становится походная, полевая жизнь, когда военнослужащие неделями, а иногда и месяцами не выходят из боя, постоянно подвергая свою жизнь смертельной опасности.

В октябре 1940 г. по решению Наркома обороны Финансовое управление при НКО подготовило для представления в правительство проект постановления об изменении системы денежного довольствия в военное время. Этим проектом предусматривалось введение с началом войны выплаты полевых денег и единовременного пособия, а также вносились отдельные дополнения в правила выплаты денежного довольствия.

Одновременно с проектом постановления Финансовое управление доложило Наркому обороны Маршалу Советского Союза С. К Тимошенко соображения о внесении некоторых изменений в систему денежного содержания начальствующего состава. В частности, предлагалось вместо существовавших штатно-должностных окладов денежного содержания ввести оклады по должности и воинскому званию. Это обосновывалось необходимостью поднять значение воинского звания, полнее учесть квалификацию командиров, их опыт и стаж службы.

Главный военный совет РККА на заседании 11 декабря 1940 г. одобрил предложенный принцип выплаты денежного содержания военнослужащим начальствующего состава, но началась война, и стимулирование боевой деятельности военнослужащих пошло по пути расширения добавочных видов денежного довольствия и увеличения окладов по отдельным должностям. Вопрос о введении окладов по воинскому званию остался нерешенным до конца войны.

Как уже отмечалось, в предвоенные годы выявились пробелы в организации расчетно-кассового обслуживания войск в полевых условиях. Поэтому Финансовое управление при НКО вместе с Правлением Госбанка СССР вплотную занялось изучением этого вопроса. В результате были приняты меры, исключающие срывы расчетно-кассового обслуживания войск. С началом войны в действующей армии были развернуты полевые органы Госбанка. Работали они четко и слаженно на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Перед войной не были решены вопросы о нормах и порядке выплаты денежного довольствия военнослужащим действующей армии. Поэтому 23 июня 1941 г., на другой день после начала войны, Финансовое управление при НКО дало указание выплачивать денежное довольствие личному составу Красной Армии в военное время по нормам мирного времени. Уже через три дня после начала войны (25 июня) на заседании Совнаркома рассматривался проект постановления о полевых деньгах и единовременном пособии в период войны. Рассмотренный всесторонне проект постановления был принят. Он явился первым документом, вносившим изменения в систему денежного довольствия, вызванные войной. В дальнейшем на протяжении всей войны система денежного довольствия военнослужащих непрерывно совершенствовалась в целях усиления ее поощрительного характера, максимального стимулирования боевого мастерства военнослужащих: повышались должностные оклады военнослужащим ведущих специальностей, устанавливались добавочные выплаты военнослужащим, выполнявшим наиболее ответственную боевую работу.

 

Приказ НКО СССР от 26 июня 1940 г. № 224 "О выдаче единовременного пособия и полевых денег военнослужащим действующей армии"

 

Так, вскоре после начала войны была установлена выплата повышенных должностных окладов личному составу гвардейских частей и соединений. Повышенные оклады были установлены также личному составу ударных армий. Для придания широкого размаха снайперскому делу и поощрения боевой работы стрелков-снайперов Государственный Комитет Обороны установил с мая           1942 г. новые, более высокие оклады снайперам. Уже в самом начале Великой Отечественной войны в ряде городов создаются части народного ополчения, возникает и ширится партизанское движение. По представлению Наркомата обороны Советом Народных Комиссаров и Государственным Комитетом Обороны были решены вопросы о денежном содержании народноополченцев, партизан и их семей.

Известно, каким превосходством в авиации и танках на основных направлениях располагало гитлеровское командование в начальный период войны. Советские летчики проявляли массовый героизм в борьбе с авиацией противника. Боевая работа наших Военно-Воздушных Сил требовала поощрения и стимулирования. Уже в 1941 г. решениями партии и правительства были введены награждение личного состава авиации орденами и выплата денежного вознаграждения за хорошую боевую работу. Несколько позже, в 1942 г., были повышены оклады денежного содержания летно-техническому составу авиации, а в 1943 г. введено в действие положение о наградах и премиях для личного состава ВВС Красной Армии, авиации дальнего действия, истребительной авиации ПВО и ВВС Военно-Морского Флота за боевую деятельность и сохранение материальной части.

 

Приказ НКО СССР от 8 октября 1943 г. № 294 "С объявлением "Положения о наградах и премиях для личного состава ВВС Красной Армии, авиации дальнего действия, истребительной авиации ПВО и ВВС Военно-Морского Флота"

 

Аналогичные решения были приняты в целях поощрения и стимулирования борьбы с танками противника. В июле 1942 г., когда фашистская армия начала общее наступление на юге нашей страны в целях овладения районами Нижней Волги и Кавказа, были созданы истребительно-противотанковые артиллерийские полки, дивизионы и батареи. Старшему и среднему начальствующему составу этих частей и подразделений устанавливались полуторные, а младшему начальствующему и рядовому составу — двойные оклады денежного содержания. Одновременно личному составу этих частей и подразделений была установлена выплата премий за каждый подбитый и уничтоженный танк. Летом 1943 г., в преддверии Курской битвы, по решению партии и правительства была введена выплата премий военнослужащим других родов войск за подбитые и уничтоженные танки противника.

Решения партии и правительства по вопросам денежного довольствия и материального стимулирования военнослужащих были направлены на совершенствование боевой подготовки и воинского мастерства, они сыграли важную роль в приближении победы над фашистской Германией. В этой связи хочется вспомнить полковника интендантской службы Г. И. Семенова — начальника отдела Финансового управления при НКО. Он и работники возглавляемого им отдела разрабатывали предложения об окладах денежного содержания, размерах добавочных видов денежного довольствия, условиях и порядке их выплаты, подготавливали проекты приказов НКО по этим вопросам. Только хорошо зная жизнь войск действующей армии и непрерывно изучая ее, можно было квалифицированно, четко решать вопросы денежного довольствия в период войны.

Важной составной частью материального обеспечения личного состава Вооруженных Сил является пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей. Существовавший перед войной и в начале войны порядок назначения и выплаты пенсий военнослужащим и их семьям никак нельзя было назвать совершенным. В то время пенсии начальствующему составу РККА и членам семей умерших и погибших военнослужащих из числа указанных лиц назначались отделами кадров округов. Лица, имевшие право па пенсию по линии Наркомата обороны, должны были для оформления пенсии лично являться в отдел кадров округа. Этот порядок еще до войны настоятельно требовал пересмотра. Но если тогда с этим как-то можно было мириться, то с началом войны существовавший порядок оформления и назначения пенсий был совершенно неприемлем. К тому же резко возросло число лиц, имевших право на пенсию. Условия сообщения в годы войны ухудшились, и для инвалидов войны, а также людей, потерявших кормильца, поездка зачастую из отдаленных мест в отдел кадров округа была сопряжена с большими трудностями. Единственный в то время в округе пенсионный орган — отдел кадров округа — был не в состоянии обеспечить своевременное и правильное назначение пенсий все возраставшему количеству пенсионеров. Более того, перед пенсионными органами возникла новая сложная задача — забота о бытовом устройстве пенсионеров, инвалидов и членов семей военнослужащих, но для отдела кадров округа она оказалась непосильной из-за его территориальной отдаленности. Контроль за правильностью выплаты пенсий осуществлялся Финансовым управлением при НКО. Но этого в период войны было явно недостаточно.

В марте 1942 г. постановлением Государственного Комитета Обороны назначение пенсий военнослужащим и их семьям было возложено на областные, краевые, республиканские, а в городах Москве и Ленинграде — на городские военные комиссариаты. Этим же постановлением, руководство пенсионным обеспечением было передано из Главного управления кадров в ведение Финансового управления при НКО. Целесообразность этих изменений становится очевидной, если учесть, что денежное довольствие по аттестатам на семьи военнослужащих выплачивалось военкоматами. Таким образом, все вопросы, связанные с обеспечением членов семей военнослужащих, были сосредоточены в одних органах — военных комиссариатах.

Конечно, Финансовому управлению при НКО прибавилось работы. На коллектив управления была возложена важная задача — руководство работой по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей. В финансовых отделах военных округов были организованы пенсионные отделения. На них возлагались функции руководства и контроля за работой областных военных комиссариатов по пенсионному обеспечению. Но увеличение объема работы и повышение ответственности компенсировалось чувством удовлетворенности от сознания, что найдено правильное решение по одному из важных вопросов материального обеспечения военнослужащих и их семей.

В результате перестройки пенсионных органов укрепилась их связь с пенсионерами. Они стали лучше знать нужды пенсионеров, их бытовые и жилищные условия, положение дел с трудовым устройством и своевременно оказывать им необходимую помощь. Значительно сократились сроки оформления документов на пенсию, уменьшилось число жалоб со стороны пенсионеров на задержку в назначении пенсий. Перестройка системы пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, осуществленная по инициативе Финансового управления при НКО, несомненно, была своевременной и правильной. Эта система с честью выдержала суровые испытания войны и продолжает оправдывать себя в послевоенные годы.

В период Великой Отечественной войны Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли исключительную заботу о семьях военнослужащих. По этому вопросу было принято специальное постановление ЦК ВКП(б) от 22 января           1943 г. «О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих», сыгравшее большую роль в обеспечении бытового и трудового устройства семей военнослужащих. В этом постановлении указывалось, что забота о семьях военнослужащих является половиной нашей заботы о Красной Армии. Этим указанием партии и правительства руководствовалось Финансовое управление при НКО в своей деятельности. Вскоре по инициативе Финансового управления была проведена массовая проверка деятельности пенсионных органов. В результате этой проверки было установлено, что многие жены погибших генералов и старших офицеров, не достигшие возраста, дающего права на пенсию, находились в тяжелом материальном положении. Им выплачивалось только единовременное пособие в размере месячного оклада денежного содержания военнослужащего.

Были подготовлены для представления в правительство предложения об улучшении материального обеспечения жен погибших и умерших генералов и старших офицеров. Правительством были одобрены эти предложения и принято решение, предусматривавшее улучшение материального обеспечения семей указанных военнослужащих, что, несомненно, способствовало укреплению политико-морального состояния фронтовиков.

Система пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей продолжала совершенствоваться на протяжении всего периода войны.

В период войны кроме пенсионного обеспечения семей военнослужащих возникали многообразные формы их денежного обеспечения: выплата единовременных пособий, авансов, возвратных пособий, по денежным аттестатам. Для семей начальствующего состава и военнослужащих сверхсрочной службы основным, а иногда и единственным источником материального обеспечения являлось денежное довольствие главы семьи. Еще до войны был продуман и подготовлен на военное время порядок получения членами семьи части денежного довольствия военнослужащего по денежному аттестату. Но в начале войны многие семьи военнослужащих утратили связь с кормильцами, не получали от них денег по аттестатам и оказались в тяжелом материальном положении.

Во второй половине 1941 г. таким семьям было выплачено в виде пособий 6,5 млн. рублей[3]. В дальнейшем для них была установлена выплата ежемесячного аванса, а с мая 1942 г. — возвратного пособия до выяснения судьбы главы семьи. С получением аттестата производился перерасчет по выплаченным суммам. Согласно учетным данным Финансового управления при НКО на 1 января 1942 г. общее число семей военнослужащих, получавших ежемесячные авансы, составило почти 114 тыс.[4]

 

Приказ НКО СССР от 14 мая 1942 г. № 140 "Об обеспечении семей начальствующего состава Красной Армии, не имеющих денежных аттестатов и связи с главой семьи"

 

С одной стороны, эта цифра свидетельствовала о том, что семьи командиров не оставлены без внимания. Но, с другой стороны, она заставляла задуматься над тем, что десятки тысяч семей не знают о судьбе своих сыновей, мужей, отцов. Поток писем в различные центральные органы с просьбой выяснить судьбу родных-фронтовиков и встречный поток из действующей армии от воинов, разыскивавших семьи, показывали, что эта проблема далеко не решена.

В целях разрешения этой сложной и важной проблемы Финансовым управлением при НКО был организован учет семей начальствующего состава в виде картотеки. Была разработана форма карточки учета семей начальствующего состава и даны указания военным комиссариатам о порядке учета этих семей. Военкоматы высылали заполненные карточки в Финансовое управление при НКО, которое в свою очередь запрашивало от фронтов и армий сведения о военнослужащих, не выдавших аттестаты на семьи. Одновременно были даны указания, чтобы военнослужащие, которые не знают местонахождения своей семьи, направляли аттестаты в Финансовое управление при НКО. Здесь аттестаты находились до выяснения адреса затерявшейся семьи. Как только такой адрес становился известным, денежный аттестат немедленно направляли по принадлежности и одновременно сообщали военнослужащему адрес его семьи. Если же аттестат семье не был вручен, то все удержанные по нему суммы возвращались военнослужащему.

От Главного управления кадров были запрошены списки погибших, пропавших без вести и находившихся в плену. Данные о начальствующем составе Красной Армии систематизировались в Финансовом управлении при НКО в алфавитном порядке. Так была создана картотека централизованного учета семей военнослужащих. Она непрерывно пополнялась сведениями военкоматов о семьях военнослужащих. К 1 мая 1942 г. картотека насчитывала 700 тыс. карточек. Картотека принесла огромную пользу. За годы войны с помощью картотеки было установлено 174 тыс. адресов семей, и о них тут же было сообщено военнослужащим. Семьям было выслано по месту их жительства 71 750 аттестатов, поступивших в Финансовое управление при НКО от военнослужащих.

С помощью картотеки было разыскано около 55 тыс. семей погибших и умерших военнослужащих, и этим семьям незамедлительно были назначены пенсии[5].

В период войны ежегодная выплата по аттестатам членам семей военнослужащих достигла 6 млрд. рублей[6]. А какого труда требовало установление связей между военнослужащими и их семьями, разлучившимися в вихре событий и потерявшими друг друга!

По этим вопросам в Финансовое управление при НКО поступало 7—8 мешков писем в день и с каждым письмом надо было разобраться, на каждое ответить. Всего за годы войны отделом было получено и рассмотрено около 800 тысяч писем военнослужащих и членов их семей, а также запросов воинских частей и различных организаций. Большая работа, проделанная Финансовым управлением при НКО, способствовала не только улучшению материального положения семей, но и укреплению морального духа фронтовиков. Что это значило, можно было видеть из многочисленных благодарственных писем, поступавших в годы войны в управление.

Запомнилось содержание письма одного старшего лейтенанта. Он писал, что в бою потерял зрение. Находясь в госпитале после ранения, запрашивал различные организации о своей семье, искал больше года — ответ был отрицательным. Ему посоветовали написать в Финансовое управление при НКО. И вот он получил ответ с указанием адреса семьи. Для ослепшего человека семья — это все! Он благодарил работников Финансового управления, нашедших его семью, выражал искреннюю благодарность партии, правительству и Наркому обороны за то, что создан такой замечательный орган для розыска семей военнослужащих.

Другой офицер, командир артиллерийской части, писал, что когда он получил сообщение от Финансового управления при НКО о том, что его дорогие дети и жена живы, здоровы, то был так безмерно рад, что не слышал разрывов снарядов.

Большую заботу о семьях воинов проявляли Главное политическое управление Красной Армии, военные советы фронтов, армий, командование и партийные организации частей и соединений.

Расходы на выплату денежного довольствия военнослужащим имели большой удельный вес в затратах на содержание Красной Армии. При этом фонд денежного довольствия все время возрастал. За годы войны он увеличился в два раза.

Важное значение в годы войны имела организация вкладных операций, способствовавших укреплению денежного обращения страны.

Увеличение расходов на содержание личного состава Красной Армии, связанное с ростом фонда денежного довольствия военнослужащих действующей армии, требовало дополнительного выпуска денег в обращение. Необходимо было уберечь систему денежного обращения страны от нежелательных последствий, которые могли неблагоприятно сказаться на экономике.

У личного состава частей действующей армии накапливались крупные суммы наличных денег. Между тем возможности расходования денежных средств у военнослужащих во фронтовых условиях были ограниченными, так как нормального товарооборота во фронтовой полосе не существовало. Военнослужащие хранили деньги в полевых сумках, вещевых мешках. В боевой обстановке деньги терялись. Это наносило материальный ущерб военнослужащим и еще более существенный — государству. В боевой обстановке советские деньги попадали в руки врага и использовались им против Советского Союза при организации диверсий и шпионажа.

С самого начала войны была ясна необходимость мобилизации личных средств военнослужащих частей действующей армии. В августе 1941 г. Наркомат обороны обратился в Наркомат финансов СССР с предложением о введении на фронтах вкладных операций. Создание громоздкого аппарата сберегательных касс в войсках не имело никакого смысла. Было гораздо целесообразнее поручить ведение вкладных операций финансовым органам воинских частей и соответствующим полевым учреждениям Госбанка СССР, что и предлагало Финансовое управление при НКО. Правление Госбанка СССР поддержало это предложение, В октябре 1941 г. правительство утвердило Положение о вкладных операциях в полевых учреждениях Госбанка СССР. Работа по привлечению денег военнослужащих во вклады возлагалась на начальников финансовых органов всех степеней. Им предлагалось совместно с работниками полевых учреждений Госбанка систематически разъяснять военнослужащим порядок проведения вкладных операций, их преимущества и удобства. Работники финансовой службы и полевых учреждений Госбанка должны были четко организовать повседневную работу по оформлению вкладных операций и проведению безналичных расчетов. Полевые учреждения Госбанка обязаны были производить неограниченный прием денежных вкладов с выдачей вкладной книжки. Военнослужащий мог по своему желанию в любое время получить свой вклад в любом стационарном или полевом учреждении Госбанка.

Активно включились в проведение этого нового для войск мероприятия Главное политическое управление Красной Армии, военные советы фронтов и армий. Главное политическое управление Красной Армии дало указание политическим органам фронтов и армий о проведении разъяснительной работы среди личного состава войск о том, какое важное значение для укрепления денежного обращения страны имеет хранение военнослужащими свободных личных средств в полевых учреждениях Госбанка.

Казалось, что все было продумано и предусмотрено для развития системы вкладных операций, но они развивались медленно, количество вкладчиков было незначительным, экономический эффект не достигался. Финансовое управление при НКО стало анализировать, почему безналичные расчеты не получают распространения и что нужно, чтобы их все-таки внедрить.

Для решения этой задачи было необходимо, чтобы начальник финансовой службы непосредственно общался с воинами, находящимися па передовых позициях. Требовалась индивидуальная работа с ними в тяжелой боевой обстановке. Надо было, чтобы начальники финансовых органов прониклись сознанием важности внедрения новой системы расчетов с военнослужащими, несмотря на сложные условия боевой обстановки, настойчиво добивались ее внедрения. Нужна была, большая организаторская работа всех звеньев финансовой службы. Такое скучное, казалось бы канцелярское, дело, как вкладные операции, по существу, приобретало характер боевой работы.

В апреле 1942 г. наряду с другими важными мероприятиями по улучшению финансово-хозяйственной деятельности войск финансовая служба приняла ряд мер по дальнейшему развитию вкладных операций и безналичных расчетов.

Среди этих мер была подготовленная Финансовым управлением при НКО и подписанная заместителем Наркома обороны директива, обязывавшая военные советы фронтов и армий, командиров соединений и воинских частей, политорганы усилить работу по привлечению вкладов. Этой директивой предлагалось представлять к правительственным наградам тех финансовых работников, которые добились хороших результатов в работе по привлечению вкладов и развитию безналичных расчетов. Финансовое управление при НКО разработало подробные указания об организации работы начальников финансовых органов по вкладным операциям. Обращалось внимание на необходимость широко использовать для пропаганды безналичных расчетов армейскую печать.

 

Памятка "Что нужно знать военнослужащему о вкладах в государственном банке?"

 

Все это дало положительные результаты, которые сказались довольно быстро. Внедрение безналичных расчетов позволило резко сократить выпуск в обращение наличных денег, так как уже в июле 1942 г. более половины выплачиваемого денежного довольствия зачислялось во вклады, а к началу 1943 г. удельный вес безналичных перечислений составил 76,5%. Некоторые фронты обеспечивали финансирование войск без денежной наличности, так как все денежное довольствие зачислялось во вклады. Особенно отличился Донской фронт, где начальником финансового отдела был полковник интендантской службы В. Н. Дутов. Здесь в декабре 1942 г. не только обошлись без выпуска денег в обращение, но даже изъяли из оборота и сдали полевым органам Госбанка 3,7 млн. руб., хранившихся у личного состава[7].

Финансовая служба добилась поставленной цели. Безналичные расчеты прочно вошли в практику войск. Военнослужащие поняли все удобства, которые представляли безналичные расчеты, а среди начальников финансовых органов возникло своего рода соревнование за достижение наиболее высокого уровня привлечения денег во вклады. Все это дало большой экономический эффект, укреплявший систему денежного обращения страны и обеспечивавший сохранность личных средств военнослужащих.

 

[1]  Зверев А.Г. Записки министра. М., Политиздат, 1973, с. 212.

[2]  Зверев А.Г. Записки министра, с. 223.

[3]  Архив ЦФУ МО, оп. 1947 г., д. 114, л. 61.

[4]  Там же, л. 89-91.

[5]  Архив ЦФУ МО, оп. 1947 г., д. 114, л. 209.

[6] Там же, л. 91.

[7]  Архи ЦФУ МО, оп. 1947 г., д. 114, л. 49-50.

 

Читать продолжение:

Я.А. Хотенко. Финансовая служба Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Часть 2

Я.А. Хотенко. Финансовая служба Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Часть 3

 

Источник: Хотенко Я.А. Финансовая служба Советской Армии в годы Великой Отечественной войны / Опыт организации финансового обеспечения войск в годы войны. М.: Воениздат, 1979.

 

Просмотров: 1090 | Добавил: avladr43 | Теги: военные финансисты, Хотенко Яков Алексеевич, Финансовая служба Советской Армии в | Рейтинг: 5.0/4

Поиск

Календарь

«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz