... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2021 » Май » 8 » Я.А. Хотенко. Финансовая служба Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Часть 2
23:43
Я.А. Хотенко. Финансовая служба Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Часть 2

 (П р о д о л ж е н и е. Предыдущая часть 1)

В период войны перед финансовой службой не менее остро стояли вопросы экономии денежных и материальных ресурсов, выделяемых государством на военные нужды.

Война легла тяжелым бременем на государственный бюджет. Военные расходы за 1941 — 1945 гг. составили более половины всех расходов государственного бюджета, достигнув в 1944 г. 376 млн. рублей в день[1].

Партия и правительство постоянно проявляли заботу об экономии материальных и денежных средств, о сохранности и приумножении общественного богатства, но в период войны вопросам режима экономии придавалось особенно большое значение. Великая Отечественная война показала, что своевременно принятые партией и правительством меры позволили успешно профинансировать невиданные по объему потребности войны, обеспечить большую маневренность финансовыми ресурсами в сложной обстановке военного времени. Это было достигнуто благодаря расширению сферы действия финансового контроля, проведению в значительных масштабах калькуляционной работы, способствовавшей систематическому снижению себестоимости военной продукции.

Финансовая служба Вооруженных Сил направляла свои усилия на то, чтобы денежные средства в первую очередь использовались на удовлетворение тех потребностей Красной Армии и Военно-Морского Флота, от которых зависело решение главной задачи — разгрома немецко-фашистских захватчиков. На протяжении всей Великой Отечественной войны расходы на вооружение, боеприпасы, боевую технику и военное имущество занимали в военных расходах одно из первых мест.

Надо сказать, что перед войной и в первый период войны в расходовании средств на вооружение и боевую технику имелись существенные недостатки. Слабо осуществлялся контроль за внедрением на предприятиях передовой технологии в целях снижения себестоимости военной продукции; допускались непроизводительные потери в процессе производства этой продукции; несмотря на существенный рост поставок военной продукции накануне войны, промышленность не полностью справлялась с плановыми заданиями, что, естественно, отражалось на исполнении сметы НКО. Так, при абсолютном росте расходов на оплату заказов вооружения и боевой техники в 1940 г. в сравнении с 1939 г. на 22,7% ассигнования на оплату этих заказов в 1940 г. были использованы лишь на 79,5%[2]. Не было разработано единых указаний о ведении закупок предметов вооружения и боевой техники.

Несмотря на принимаемые Финансовым управлением при НКО меры, калькуляционный аппарат главных и центральных управлений НКО оставался малочисленным. Не были достаточно подготовлены и привлечены к работе по контролю за ценами на военную продукцию военные представительства на предприятиях. Война же требовала внесения многих коррективов в отношения довольствующих органов Красной Армии с промышленностью по поставкам вооружения, боеприпасов и боевой техники. В связи с этими недостатками в начале войны значительно возросли расходы на вооружение и технику.

В марте 1942 г. заместитель Председателя СНК СССР  А. И. Микоян указал Финансовому управлению при НКО, что оно слабо занимается вопросами себестоимости военной продукции, переплачивает значительные суммы за поставляемые предметы военного вооружения. Упрек был справедливым, но надо сказать, что в то время в Финансовом управлении при НКО финансированием плана заказов занимались всего лишь три человека. Они осуществляли контроль за расчетами с промышленностью, но не в состоянии были контролировать правильность ценообразования на военную продукцию. Для этого нужен был специальный аппарат.

В соответствии с указанием А. И. Микояна в апреле 1942 г. в составе Финансового управления при НКО был создан отдел цен и калькуляции, на который возлагались работа по изучению издержек производства на предприятиях, поставлявших военную продукцию, анализ плановых и отчетных данных о себестоимости этой продукции. На него же возлагались обязанности по организационному и методическому руководству работой по ценам в главных и центральных управлениях НКО, в которых так же, как и в Финансовом управлении, была увеличена численность калькуляционного аппарата.

Финансовое управление при НКО стало регулярно получать отчетные калькуляции предприятий и заниматься проверкой цен на военную продукцию. Проверками отчетных и сметных калькуляций непосредственно на предприятиях в ряде случаев были обнаружены отступления от технических условий, неоправданные различия в затратах на производство одинаковой продукции. Устанавливались причины этих различий и принимались меры по их устранению.

 

Приказ НКО СССР от 31 августа 1942 г. № 262 "О подготовке цен на военную продукцию 1943 года"

Приказ НКО 1942 г. № 262 (продолжение)

 

 

Так, например, на двух предприятиях при проверке калькуляций на изготовление мин было установлено, что на одном из них разработали новую технологию литья при изготовлении корпуса мины, а на другом корпуса мин изготавливались по устаревшей технологии — путем обточки болванок, в результате чего шли в стружку десятки тонн металла. Поэтому и разница в себестоимости мин на этих предприятиях была значительной. По результатам проверки были приняты меры к изменению технологии изготовления мин на отстающем предприятии.

Проведенными проверками были выявлены существенные различия в себестоимости танка Т-34 на разных предприятиях. Проанализировав причины, вызывавшие удорожание танка, работники Финансового управления при НКО установили, что на одном предприятии бронелист использовали с максимальной эффективностью, а на другом — только середину бронелиста. Большие отходы бронелиста, идущие в переплавку, значительно удорожали изготовление танка на втором предприятии. После вмешательства Финансового управления при НКО на этом предприятии навели порядок в использовании бронелистов.

При проверке калькуляции на изготовление автомата ППШ было установлено, что на одном предприятии амортизатор изготовлялся вручную и стоил 2 руб. 63 коп., а на другом таком же амортизатор изготовлялся методом штамповки, и стоимость его составляла лишь 65 коп. При изготовлении амортизатора методом штамповки производительность была настолько высокой, что это предприятие могло обеспечить амортизаторами все предприятия Москвы и Московской области, изготовлявшие автомат ППШ. Порядок в этом вопросе был наведен с помощью Наркомата Госконтроля.

Глубоко и всесторонне изучая калькуляции, работники Финансового управления при НКО вскрывали дополнительные источники снижения себестоимости военной продукции. Это была кропотливая и трудоемкая, но благодарная работа, потому что значение ее было огромно. Она позволила сэкономить многие миллионы рублей и способствовала ускорению процесса производства.

Осуществлявшееся в годы войны систематическое снижение цен охватило вес виды вооружения, боеприпасов, боевой техники и военного имущества. Это — новое явление в истории войн, когда в ходе военных действий цены на военную продукцию не возрастали, а снижались. В капиталистических странах цены на военную технику неуклонно возрастали в ходе первой и второй мировых войн. Это естественно, поскольку в капиталистических странах поставки военной продукции — источник наживы монополий. В нашей стране снижение цен на военную продукцию давало возможность наращивать военно-техническую мощь Вооруженных Сил с меньшим объемом денежных затрат. Общая экономия, полученная за годы войны от снижения цен на военную продукцию, составила 50,3 млрд. руб.[3]

Мероприятия по изысканию внутренних источников экономии для получения дополнительных материальных ресурсов и сокращения затрат государственных денежных средств проводились на всех этапах строительства Красной Армии. Но в период войны, когда страна оказалась в тяжелом экономическом положении, вопрос о всемерной экономии материальных и денежных средств в войсках встал с особой остротой. Поэтому командование, политорганы, финансовая служба и довольствующие органы на всем протяжении войны уделяли много внимания режиму экономии в войсковом хозяйстве. Особенно тяжелым был 1942 год, когда резко возросли военные затраты, а временная оккупация немецко-фашистскими войсками ряда жизненно важных, развитых районов СССР усугубила тяжелое экономическое положение страны. Именно в этом году Верховное Главнокомандование провело ряд специальных мероприятий по обеспечению наиболее экономного и целесообразного использования в войсках продовольствия, горючего и смазочных материалов, военного имущества и других материальных ценностей.

Финансовая служба Красной Армии активно включилась в экономическую работу, проводимую командованием, и вместе с другими центральными управлениями НКО организовала систематическое проведение в войсках мероприятий, давших государству и Красной Армии значительные дополнительные ресурсы.

Перед финансовыми работниками войск были поставлены задачи: усилить контроль рублем, вникать во все сферы войскового хозяйства, изучать и знать потребности частей. И финансовые работники в войсках активно включились в эту важную работу.

Рассказать о всем многообразии экономической работы, проводившейся в войсках в годы войны, невозможно. Это и уборка хлеба, оставленного на полях вследствие эвакуации населения, и вылов рыбы для личного состава частей, и сбор дикорастущих плодов, и ремонт боевой техники и имущества силами личного состава, и использование трофеев, и экономия горючего и смазочных материалов и т. д. Любую возможность сбережения материальных ценностей, экономии замечал острый глаз войскового хозяйственника. Финансовые работники всякое проявление инициативы в экономической работе старались довести до всего армейского коллектива, распространить ее как можно шире. Командование, политорганы, партийные и комсомольские организации проводили массовую политическую работу среди личного состава, добивались уяснения каждым военнослужащим необходимости борьбы за экономию и наиболее эффективное использование материальных ценностей и денежных средств.

Четко была налажена, например, экономическая работа в войсках Карельского фронта. Здесь значительное количество продовольствия поступало в консервированном виде. Консервные банки не выбрасывали, а пускали в обработку. С них снимали жир, которым они покрывались для предохранения от коррозии, и использовали его для приготовления хозяйственного мыла. Затем с банок снимали олово (запайку), являвшееся остродефицитным металлом. Во фронтовых условиях с каждой тысячи пустых банок снимали более одного килограмма олова и употребляли его для лужения кухонных котлов. И, наконец, жесть, полученная от консервных банок, использовалась для изготовления лыжных креплений, требовавшихся Карельскому фронту в большом количестве.

После того как на хлебопекарнях мучные мешки освобождались от муки, их повторно перетряхивали, используя деревянные колотушки. Таким путем получали значительное количество муки для корма лошадям. Из металлолома своими силами изготовляли подковы. Хвою карельской сосны использовали как средство против цинги.

В широких масштабах и с большим эффектом проводилась экономическая работа и на других фронтах. Финансовое управление при НКО систематически обобщало опыт этой работы, издавало информационные письма и использовало другие формы распространения ценного опыта по экономии материальных и денежных средств.

Нередко Финансовое управление при НКО само выступало с предложениями, направленными на экономию. Так, в 1942 г. совместно с Главным артиллерийским управлением НКО было внесено предложение о необходимости материального стимулирования за сбор стреляных гильз и возврат спецукупорки. Это предложение было одобрено Наркомом обороны и принято правительством. Введение премирования за сбор стреляных гильз и спецукупорки сыграло большую роль в обеспечении артиллерийских заводов стреляными гильзами и получении дополнительных источников дефицитного сырья — латуни. В результате уже в 1943 г. на фронтах было собрано 76% стреляных гильз. Их стоимость составила 738 млн. руб., а на выплату премий за сбор гильз было израсходовано 38 млн. руб. Таким образом, экономический эффект выражался в сумме 700 млн. руб.[4] В 1945 г. на выплату премий за сбор и возврат стреляных гильз было израсходовано 33,7 млн. руб., а возвращено промышленности латунных гильз на 799 млн, руб.[5] Не менее важной и эффективной была работа, проводившаяся фронтами, по сбору и возврату промышленности специальной укупорки из-под боеприпасов.

Большая экономическая работа проводилась на ремонтных предприятиях Красной Армии. Так, например, ремонтными предприятиями Главного артиллерийского управления было освоено обновление стреляных гильз. В результате сборка выстрелов в 1944 г. почти полностью была обеспечена обновленными гильзами, что дало экономию металла на 720 млн. руб.[6]

 

Заявка 141 сд на кредиты на выдачу премий за собранные гильзы

 

Об экономической эффективности мероприятий по режиму экономии в целом по Наркомату обороны свидетельствуют данные, приведенные в 1945 г. на сессии Верховного Совета СССР при обсуждении проекта Государственного бюджета на 1945 г. Согласно этим данным «войсковые части Красной Армии своими силами и средствами произвели в 1944 г. различных работ по ремонту и изготовлению техники, запасных частей и предметов довольствия на сумму 3253 млн. руб., получили сельскохозяйственных продуктов из своих подсобных хозяйств на 602 млн. руб., мобилизовали и сдали в доход государства 1194 млн. руб. из средств хозрасчетных предприятий и из своих доходов. Всего, таким образом, сэкономлено свыше 5 млрд. руб.[7]

Одним из источников финансирования военных расходов были добровольные взносы гражданами СССР в фонд обороны своих личных сбережений и имущества. Эти поступления составили миллиарды рублей. Так, за годы войны поступило от населения около 17,8 млрд. руб. наличными деньгами, большое количество золота, платины и других ценностей. Значительно возросли поступления по подписке на государственные займы, составившие за годы войны 76 млрд. руб. (против 50 млрд. руб., поступивших за. все довоенные годы). Кроме того, около 12 млрд. руб. дали государственному бюджету денежно-вещевые лотереи[8].

 

Облигация Государственного военного займа 1944 г.

 

Особенно значительными были натуральные поступления. От населения СССР в период войны поступило в фонд обороны 2,5 млн. пар валенок, 2,5 млн. шапок-ушанок, 1,2 млн. ватных курток и много другого вещевого имущества[9].

В патриотическом движении по сбору средств на оборону страны участвовали и воины Красной Армии, сдававшие облигации государственных займов и свои личные деньги в фонд обороны. Это движение явилось яркой демонстрацией всесторонней заботы народа о своей армии. Народная война создала и народные источники ее обеспечения.

В противоположность справедливым, освободительным войнам империалистические, захватнические воины не могут рождать патриотических чувств. Известны были попытки немецких фашистов организовать сбор средств в так называемый «фонд зимней помощи». Проводившийся в принудительном порядке, этот сбор не дал ощутимых результатов.

В обеспечении материальных потребностей войск во время войны преобладало натуральное снабжение. Поэтому начальники служб главное внимание сосредоточивали на заготовках и перевозках грузов, доставке войскам всего необходимого из тыла. В этих условиях был ослаблен контроль со стороны служб снабжения за полнотой оприходования и законностью расходования материальных ценностей, что являлось весьма существенным недостатком.

Инспекторы-ревизоры финансовой службы не могли и не имели права проходить мимо имевшихся нарушений в использовании материальных средств и при выявлении таких нарушений в процессе ревизий финансовой деятельности докладывали командованию о необходимости принятия соответствующих мер. Финансовое управление при НКО в марте 1942 г. обобщило работу финансовых органов в этой области и потребовало от финансовых отделов фронтов, военных округов расширения и углубления проверок хозяйственной деятельности воинских частей. Контроль финансовых органов за хозяйственной деятельностью оказал серьезное влияние на повышение ответственности командиров и начальников за правильную постановку учета, хранения и использования продовольствия, вещевого имущества и других материальных ценностей в войсках.

В 1942 г. Финансовым управлением при НКО была проведена проверка полноты поступления на военные склады, базы и в войска оплаченного вооружения, боеприпасов, боевой техники и военного имущества. В ходе проверки было выявлено много недочетов. По результатам проверки был издан приказ Народного комиссара обороны о наведении порядка в учете, хранении и использовании материальных ценностей. Во исполнение этого приказа в войсках была проведена большая работа по обеспечению сохранности вооружения, боевой техники, продовольствия, горючего, военного имущества и других материальных средств.

В этих целях была повышена материальная ответственность должностных лиц за расхищение и разбазаривание продовольствия и всех видов военного имущества. Вначале размеры ущерба в этих случаях определялись по рыночным ценам, но поскольку воинским частям было затруднительно получать данные о рыночных ценах, то с мая 1943 г. при определении размера ущерба стали применяться розничные государственные и заготовительные цены, увеличенные в 12,5 раза. Это сыграло важную роль не только в обеспечении полноты возмещения нанесенного государству ущерба, но и в предупреждении фактов хищений и незаконного использования материальных ценностей.

Таким образом, несмотря на сложную и трудную обстановку, финансовая служба Красной Армии в период Великой Отечественной войны весьма эффективно выполняла задачу своевременного и полного удовлетворения потребностей войск, экономного расходования государственных средств на ведение войны.

За годы войны были выработаны новые формы и методы финансовой работы, которые успешно применяются в практике финансовых органов Советских Вооруженных Сил и в настоящее время.

 

[1]  См.: Финансовая служба Вооруженных Сил СССР в период войны. М., Воениздат, 1967, с. 29.

[2][2]  Архив ЦФУ МО, оп. 1941 г., д. 104, л. 18, 19, 22 и 26.

[3]  См.: Финансовая служба Вооруженных Сил СССР в период войны, с. 87.

[4]  Архив ЦФУ МО, оп. 1944 г., д. 333, л. 63-64.

[5]  Архив ЦФУ МО, оп. 1945 г., д. 502, л.66.

[6]  Архив МО СССР, ф. 80, оп. 12295, д. 821, л. 9.

[7]  Одиннадцатая сессия Верховного Совета СССР. Стенографический отчет. М., 1945, с. 84.

[8]  См.: Финансовая служба Вооруженных Сил СССР в период войны, с. 27 и 28.

[9]  Архив Управления вещевого снабжения МО, оп. 1949 г., д. 251, т. II, л. 65.

 

Читать продолжение:

Я.А. Хотенко. Финансовая служба Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Часть 3

 

Источник: Хотенко Я.А. Финансовая служба Советской Армии в годы Великой Отечественной войны / Опыт организации финансового обеспечения войск в годы войны. М.: Воениздат, 1979.

 

 

Просмотров: 419 | Добавил: avladr43 | Теги: премии за боевую работу, Финансовая служба Советской Армии в, Хотенко Яков Алексеевич, ооружение, за экономию, цены на военную продукцию | Рейтинг: 5.0/1

Поиск

Календарь

«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz