... время собирать камни ...   


САЙТ ВОЕННЫХ ФИНАНСИСТОВ

 выпускников и сотрудников Военного финансово-экономического университета



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2014 » Ноябрь » 17 » Финансовое обеспечение видов Вооруженных сил СССР и родов войск в 1946-1991 гг.
01:17
Финансовое обеспечение видов Вооруженных сил СССР и родов войск в 1946-1991 гг.

Под знаменем алым. Фото

 

Специфика жизнедеятельности каждого вида Вооруженных сил, рода войск: особая структура, преимущественно свойственные только им вооружение, система управления, способы боевого применения — нашла свое отражение и в организации финансового обеспечения войск и сил флота.

 

Финансовое обеспечение Военно-Морского Флота

 

Изменения в финансовом обеспечении Военно-Морского Флота были обусловлены происходящими сокращениями в первые послевоенные годы и организационными мероприятиями по объединению, разъединению и повторному объединению Вооруженных сил и Военно-Морского Флота.

В 1946 г. в связи с объединением наркоматов Вооруженных сил и Военно-Морского Флота финансовое управление Военно-морских сил (ВМС) было преобразовано в финансовый отдел, при этом финансирование флотов, флотилий и других сил флота стало осуществляться через военные округа, а финансовый отдел ВМС стал финансироваться Финансовым управлением Министерства Вооруженных сил. Одновременно были расформированы финансовые органы довольствующих управлений ВМС, а их функции были переданы финансовому отделу ВМС. Однако уже в ноябре 1948 г. финансовые органы довольствующих управлений ВМС были восстановлены.

 

Типовая структура финансовых отделов флотов в послевоенный период

 

В марте 1950 г. в связи с восстановлением Военно-морского министерства СССР финансовый отдел ВМС был преобразован в финансовое управление ВММ с восстановлением функций довольствующего финансового органа. С созданием в 1953 г. Министерства обороны СССР с включением в него ВМФ финансовое управление ВММ вновь преобразовывается в финансовый отдел с функциями довольствующего финансового органа распорядителя кредитов II степени. С 1960 г. финансовое управление стало именоваться финансовой службой Военно-Морского Флота, но штаты были еще раз сокращены. В целом с 1953 по 1956 г. штат финансового органа Военно-Морского Флота был сокращен на 37%, а к 1970 г. он составил 40% от штата 1953 г.

Во всех главных и центральных управлениях ВМФ, оставшихся после реорганизации министерства, были сохранены финансовые органы. Это обеспечило нормальный переход на новый порядок финансового планирования и финансирования. В дальнейшем в ходе проводимых организационно-штатных мероприятий были внесены изменения в наименования и структуру подразделений финансовой службы ВМФ.

Финансирование сил ВМФ осуществлялось по схеме «ФО ВМФ — флот — флотилия — военно- морская база (гарнизон, воинская часть)». Финансовое обеспечение кораблей осуществлялось по авансовой системе через расчетно-кассовые органы военно-морских баз, гарнизонов, к которым они были приписаны на довольствие.

Типовая структура финансового отдела флота в целом отражала особенности финансового обеспечения флота.

Изменения в финансовом обеспечении флотов были обусловлены проходившими в армии и на флоте сокращениями и организационными мероприятиями. Так, на два флота были разделены в 1946 г. Балтийский флот, в 1947 г. — Тихоокеанский флот, в последующем это разделение было ликвидировано.

Период 1950—1960-х гг. характеризовался началом освоения новой боевой техники, вступлением в состав флотов современных боевых кораблей, значительным ростом инфраструктуры и увеличения объемов строительства системы базирования флотов, создания большого количества воинских частей.

В начале 1960-х гг. перед флотами впервые была поставлена задача по несению боевой службы в мировом океане, что потребовало от их финансовых органов решения вопросов обеспечения флотов валютными средствами.

Финансовое обеспечение сил флота в целом строилось с учетом экономного и рационального расходования государственных средств, контроля за их целевым использованием.

 

Начальники финансовой службы флотов и центральных довольствующих служб ВМФ - участники заседания военного совета ВМФ. Июль 1976 г.

 

Офицеры финансового отдела ТОФ. 1972 г. Офицеры финансового отдела ТОФ. 1972 г. Офицефинансового отдела Тоф. 1972 г. Офицеры финансого отдела ТОФ

Сборы руководящего состава финансовой службы ТОФ. 1986 г.

 

 

Встреча ветеранов финансовой службы ЧФ Вчтреча ветеранов финансовой службы ЧФ

 

 

 

Финансовое обеспечение Военно-воздушных сил

 

Строительство Военно-воздушных сил и развитие их оперативного искусства в первые послевоенные годы реализовывалось на опыте Великой Отечественной войны. Происходившие в дальнейшем изменения в Военно-воздушных силах нашли свое отражение и в развитии их финансовых органов. В 1946 г., с переходом на штат мирного времени, финансовый отдел был введен в состав Управления Главного командования ВВС СССР со следующей структурой: четыре отделения (сметное и финансирования ВВС, расчетов с промышленностью по планам заказов, калькуляционное, финансирования и контроля производственных предприятий, складов, баз и аэродромного строительства), инспекция, юридическая часть и секретная часть.

1950-е гг. характеризовались постоянной трансформацией финансовых органов ВВС. В январе 1952 г. финансовый отдел ВВС Советской Армии был переименован в финансовое управление ВВС Советской Армии, штатная численность которого увеличилась в 2 раза по сравнению с 1946 г., а в 1953 г. финансовое управление ВВС было снова переименовано в финансовый отдел. В 1955 г. в очередной раз финансовый отдел ВВС был преобразован в финансовое управление, а с 1 января 1961 г. — в финансовую службу ВВС. Отделы были преобразованы в группы с сохранением прежних наименований и предназначения. В 1970 г. в штате финансовой службы ВВС были упразднены группы, введены отделы и финансовая инспекция. Финансирование объединений ВВС осуществлялось через военные округа по схеме «военный округ — объединение ВВС — воинская часть».

Весь послевоенный период финансирование объединений ВВС, учреждений, предприятий, организаций и воинских частей осуществлялось финансовыми органами военных округов и групп войск по территориальному принципу.

Вопросами финансирования финансовая служба ВВС занималась путем распределения выделенных через ЦФУ МО кредитов на эксплуатационные расходы аэродромов. Практически финансирование по статьям ВВС сводилось к определению потребностей в них по Вооруженным силам, составлению и представлению в ЦФУ МО разверсток кредитов и своду отчетных данных.

Кроме того, на финансовую службу было возложено распределение средств, выделяемых ВВС на служебные командировки, наградной фонд и фонд пособий, а также выделение ассигнований по статьям сметы МО, находящимся в введении ВВС на авиацию Сухопутных войск, ПВО, ВМФ и РВСН.

 

Офицеры финансовой службы ВВС. 1988 г.

 

Личный состав финансовой службы ДА. Начало 1990-х гг.

 

Финансово-хозяйственная дея­тельность в объединениях, соединениях, воинских частях ВВС была более сложной по сравнению с Сухопутными войсками. Это обусловливалось многогранностью авиационного войскового хозяйства, большим удельным весом расходов на денежное довольствие и сложностью его исчисления, значительным контингентом рабочих и служащих, оплачиваемых по различным тарифным системам.

Авиационные части в этот период финансировались через отдельные батальоны аэродромно-технического обеспечения (ОБАТО) авиационных полков. ОБАТО вели самостоятельное финансовое хозяйство в соответствии с Положением о финансовом хозяйстве воинской части. Отсутствие в объединениях ВВС органов распорядителей кредитов третьей степени привело к тому, что весь объем организационной, контрольно-ревизионной, учебно-воспитательной работы в подчиненных воинских частях выполнялся финансовой службой объединения. В составе некоторых объединений имелись не батальоны, а полки технического обеспечения, командиры которых были наделены правами распорядителей кредитов третьей степени. Финансовые органы данных полков осуществляли свою деятельность в соответствии с Положением о финансовом хозяйстве военного округа и соединения.

 

Личный состав финансовой службы ВТА. 1983 г.

 

 

Финансовое обеспечение Войск противовоздушной обороны страны

 

Реорганизация Войск ПВО страны в начале послевоенного периода была связана с преобразованием фронтов ПВО в округа, а затем — в районы ПВО. В 1946 г. в связи с формированием органов управления командующего Войсками ПВО страны был образован финансовый отдел Войск ПВО страны. Совершенствование системы финансового обеспечения Войск ПВО страны шло по линии выделения их в 1948 г. в самостоятельный вид Вооруженных сил СССР, в составе которого была создана финансовая служба Войск ПВО страны, подчиненная непосредственно командующему Войсками ПВО страны. На финансовую службу было возложено финансовое обеспечение Войск ПВО страны по специальным кредитам, выделяемым в распоряжение командующего Войсками ПВО страны для обеспечения их боевой готовности. Финансирование Войск ПВО с созданием округов и отдельных объединений ПВО стало осуществляться по схеме «центр — округ (отдельное объединение) ПВО — соединение ПВО — воинская часть». Появление новых образцов вооружения и военной техники, а также новая организация Войск ПВО страны обусловили не только рост расходов на их содержание, но и дифференциацию этих расходов. В смету Военного министерства были введены новые специальные сметные подразделения, по которым кредиты выделялись командующему Войсками ПВО. В 1960 г. финансовая служба Войск ПВО страны была преобразована в финансовый отдел. В 1965 г. финансовый отдел Войск ПВО страны был снова переименован в финансовую службу. С 1980 г. финансовая служба Войск ПВО страны организационно вошла в состав Управления главнокомандующего Войсками ПВО страны.

Особенности дислокации и организации Войск ПВО страны, вытекающие из задач по охране воздушных границ и обусловливающие рассредоточение вдоль границ не только соединений и частей, но и подразделений, были учтены в организации их финансового обеспечения. Финансируемые Московским округом ПВО соединения, части и подразделения дислоцировались на обширной территории (Белоруссия, Таджикистан, Прибалтика, Сибирь, районы Севера, Дальний Восток, Украина). По размерам территории финансирования Московский округ ПВО превосходил все сухопутные военные округа. В соединениях ПВО имелись два распорядителя кредитов третьей степени — командир соединения и командир бригады радиотехнических войск, в состав которой входили батальоны, содержащиеся на самостоятельных штатах. В их составе предусматривались и финансовые органы.

 

Офицеры финансовой службы Войск ПВО. 1985 г.

 

Наряду с бригадами имелись полки радиотехнических войск, которые осуществляли финансовое обеспечение своих подразделений, рассредоточенных вдоль границы на значительных расстояниях. Многие подразделения находились в труднодоступных местностях, где отсутствовали населенные пункты, из-за чего сообщение с ними осуществлялось воздушным или морским путем. По этой причине, находясь на боевом дежурстве, военнослужащие ежемесячно денежное довольствие в натуре получать не могли, а поэтому причитающиеся им суммы (за вычетом удержаний за закупленные для них по заявкам материальные ценности, в том числе продовольственные товары) зачислялись финансовым органом полка на лицевые счета, открываемые на виде внебюджетных средств «Личные средства военнослужащих», либо на вкладные книжки в полевых учреждениях Госбанка СССР. Материально-техническое обеспечение таких подразделений было привязано к навигационным периодам. Все это обусловливало развитие особого порядка финансового и материального обеспечения таких подразделений, а также контроля за его организацией.

Среди особенностей финансового обеспечения Войск ПВО страны в рассматриваемом периоде следует также отметить наличие специальных сметных подразделений для финансирования потребностей Войск ПВО страны и их более мелкую детализация по довольствующим службам. Например, расходы по § 33 статьи 124 на содержание, эксплуатацию и текущий ремонт пусковых установок, командных пунктов и других объектов специального назначения включали в себя расходы, которые проходили по другим статьям Перечня расходов, в том числе и по § 4 и 5. Это облегчало планирование и финансирование расходов, их анализ и обобщение, обеспечивало необходимую степень секретности.

 

Сборы руководящего состава финансовой службы Войск ПВО в Москве. 1990 г.

 

 

Финансовое обеспечение Сухопутных войск

 

С созданием в 1946 г. Главкомата Сухопутных войск новое развитие получили финансовые органы и финансовое обеспечение этого вида Вооруженных сил.

С 1946 г. в состав органов управления главнокомандующего Сухопутными войсками вошли Управление общего планирования боевой подготовки и Управление начальника химических войск Сухопутных войск Вооруженных сил СССР.

В ходе поиска оптимальной организационной структуры управления боевой подготовки Сухопутных войск их финансовые органы многократно реорганизовывались. В наибольшей мере это коснулось финансовых органов управления боевой подготовки, которые неоднократно изменялись: 1946 г. — отдел финансирования и материального обеспечения; 1953 г. — отделение финансового планирования, обеспечения и контроля; 1956 г. — материально-финансовый отдел; с 1962 г. — финансовый отдел.

В 1946—1991 гг. финансовое обеспечение боевой подготовки развивалось по направлениям восстановления норм расходов и совершенствования перечня расходов на боевую подготовку.

После окончания Великой Отечественной войны и с переходом войск на мирное положение их потребности в расходах на боевую подготовку возросли. В 1947 г. были восстановлены нормы расходов на боевую подготовку, которые перед Великой Отечественной войной были объявлены приказом НКО 1940 г. № 280. На боевую подготовку нормы устанавливались из расчета на одного человека в год по отдельным видам боевой подготовки: на тактическую, строевую, специальную и на учебные сборы. Нормы дифференцировались по категориям военнослужащих и родам войск. Однако из всей суммы расходов на боевую подготовку под нормирование попадало лишь 5%. Основной удельный вес в общих затратах на боевую подготовку занимали ненормируемые расходы на содержание и ремонт учебных объектов и титульные расходы. Кроме того, нормы 1940 г. с каждым годом все более отставали от потребностей войск.

Решение проблемы совершенствования нормирования расходов обозначилось в 1989 г., когда постановлением Совета министров министру обороны было предоставлено право устанавливать нормативы расходов, нормы 1940 г. были отменены. Расходы на боевую и физическую подготовку были включены в перечень расходов, по которым устанавливаются нормативы. Министром обороны право утверждения дифференцированных нормативов финансирования было предоставлено распорядителям кредитов. Нормативы определялись как процентное отношение назначений по статье сметы МО к фонду денежного довольствия военнослужащих и штатных рабочих и служащих в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности войск. Однако кризисные явления в экономике, инфляционные процессы и частая индексация денежного довольствия и заработной платы сделали невозможным применение нормативов.

Совершенствование классификации перечня расходов на боевую подготовку происходило как при переработке и переиздании самого Перечня расходов по смете МО, так и путем внесения в него отдельных изменений — в 1963, 1965, 1967 и 1969 гг.

Потребности усиления финансового контроля за финансово-хозяйственной деятельностью сухопутных войск привели к образованию в 1967 г. финансовой инспекции Сухопутных войск. Такого контрольного органа не имелось больше ни в одном виде ВС СССР. На финансовую инспекцию Сухопутных войск было возложено проведение ревизий и проверок управлений командующих (начальников) родами войск и специальных войск, главных и центральных управлений Минобороны, непосредственно подчиненных главнокомандующему Сухопутными войсками. Учитывая, что в Сухопутных войсках не было финансовой службы в отличие от, например, ВМФ, РВСН, помимо осуществления финансового контроля финансовая инспекция выполняла обязанности финансового органа по представлению распределения денежных средств по расходам наградного фонда и фонда пособий.

Специфика организации, вооружения и решаемых задач нашла свое отражение и в развитии финансового обеспечения химических и инженерных войск.

В послевоенный период финансовый отдел Управления начальника химических войск решал задачи финансового планирования и финансирования, осуществления расчетов с поставщиками за поставленную продукцию и оказанные услуги, организации финансового учета и отчетности, осуществления предварительного и последующего контроля.

Основными направлениями работы финансового отдела Управления начальника инженерных войск являлись разработка планов финансирования по закрепленным статьям сметы и согласование их с ЦФУ, участие в заключении и учете договоров по поставкам техники и имущества, оплата счетов поставщиков (около 500 предприятий), финансирование инженерных войск в военных округах, бюджетных баз и складов, оплата выполненных работ по капитальному ремонту инженерной техники, согласование договорных цен и перевод их в оптовые, анализ себестоимости продукции на основании отчетов калькуляции поставщиков.

После образования Варшавского договора финансовый отдел Управления начальника инженерных войск осуществлял разработку оптовых цен и учет расчетов по поставкам на экспорт в страны Варшавского договора нестандартизированного оборудования.

В военных представительствах на заводах промышленности было предусмотрено содержание инженеров-калькуляторов, руководство которыми осуществляли заместитель начальника финансового отдела Управления инженерных войск и начальник отделения.

Значительный объем работы по обеспечению денежными средствами мероприятий был выполнен работниками финансовых органов химических и инженерных войск в ходе боевых действий в Афганистане, а также при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении.

Так, в ходе ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 г. уже к середине мая численность соединений и частей химических войск составила около 13 тыс. человек. Решением министра обороны был создан научный центр химических войск, осуществляющий научное сопровождение и разработку новых решений по дезактивационным работам на объектах и предотвращению вторичных загрязнений. Для участия в мероприятиях создавались окружные бригады химической защиты. Дополнительные затраты, связанные с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС, в 1986 -1989 гг. составили около 50 млн руб.

Работы по расчистке зоны вокруг реактора, удалению и захоронению радиоактивнозараженных предметов, возведению саркофага и строительству новых подъездных путей выполнялись инженерной техникой. Всего было задействовано 26 инженерных батальонов общей численностью более 8 тыс. человек и 900 единиц специальной инженерной техники.

Финансовым отделом Управления инженерных войск были своевременно подготовлены расчеты дополнительной потребности в средствах инженерного вооружения, которые были использованы в постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР 1987 г. Дополнительные потребности составили 457 единиц техники на общую сумму 35,5 млн руб.

При ликвидации последствий землетрясения в Армении инженерными войсками расчищено более 200 тыс. км завалов, подорвано 86 аварийных зданий, пробурены и оборудованы десятки скважин для обеспечения населения водой.

Все эти мероприятия также были своевременно обеспечены в финансовом отношении.

 

 

Финансовое обеспечение Ракетных войск стратегического назначения

 

На структуру финансовой службы Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) существенное влияние оказывали их предназначение и стационарные условия базирования. Создавая ракетный щит, государство исходя из своих экономических и финансовых возможностей делало все, чтобы своевременно финансировать потребности РВСН. Перед финансовой службой РВСН стояла задача наиболее эффективно, целесообразно и экономно использовать получаемые денежные средства. Экономическая работа была возведена в ранг обязательной функции командиров и начальников служб финансового, материально-технического и боевого обеспечения.

Основным организатором и контролером экономической работы в РВСН выступала финансовая служба. Исходя из установленного в то время режима секретности, в дивизионах самостоятельный финансовый орган не создавался. Все офицеры-финансисты, назначенные на должности в дивизионы, были сведены в единые финансовые группы (объединенные финансовые органы) и работали в финансовых отделениях бригад в оперативном подчинении начальников финансовых отделений. Такая организация работы финансовой службы вызвала необходимость усиления предварительного контроля за всеми расходами и прежде всего за начислением и выплатой денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу.

В целом финансирование РВСН осуществлялось на основе общепринятых принципов, действующих в Вооруженных силах СССР. Однако особенности формирования РВСН, их материального и финансового обеспечения, особые условия службы военнослужащих РВСН оказывали влияние на организацию работы финансовой службы, ее штатную структуру, формы и методы финансирования и финансового контроля.

В начальный период развития РВСН финансирование осуществлялось через финансовые органы военных округов по заявкам, представляемым соединениями РВСН. При этом подробные предметные расшифровки по видам расходов соединения РВСН к заявкам не прилагали, как это было установлено для других соединений округов. В финансовых отчетах, представляемых в финансовую службу округа, расходы тоже показывались в обобщенном виде.

В 1959 г. образована финансовая служба РВСН, и в 1961 г. главком РВСН был наделен правами распорядителя кредитов второй степени по смете Министерства обороны.

Однако, учитывая специфику этого вида Вооруженных сил, дислокацию войск и невозможность приобретения на месте имущества, а также закрытый режим, основная доля материальных средств оплачивалась и поступала централизованно. Оплата НИОКР, вооружения, военной техники и военного имущества осуществлялись в центре со счетов ЦФУ Министерства обороны СССР.

С переводом на новые штаты с 1960 г. командиры ракетных дивизий были наделены правами распорядителей кредитов третьей степени с открытием бюджетного и текущего счетов в полевых учреждениях Госбанка СССР. В полках были образованы самостоятельные финансовые хозяйства с открытием текущих счетов в учреждениях банков по месту дислокации. Это повысило статус финансовой службы РВСН и потребовало изменения форм и методов работы прежде всего на уровне финансовых отделений дивизий, в штаты которых были введены должности инспекторов-ревизоров.

В зависимости от штатной структуры и организации финансового обеспечения некоторые соединения РВСН и все воинские части, входящие в состав данных соединений, не имели самостоятельных финансовых органов, а их финансовое обеспе­чение осуществлялось через объединенные финансовые органы соединений. Деятельность финансовой службы таких соединений организовывалась в соответствии с Положением о финансовом хозяйстве воинской части с учетом особенностей ведения финансового хозяйства в соединениях РВСН, которые были изложены в Указаниях об особенностях финансового хозяйства соединения Ракетных войск и групп финансирования воинских частей и подразделений, не имеющих финансовых органов. В соединениях РВСН, имеющих самостоятельные группы финансирования, командир был наделен правами распорядителя кредитов третьей степени. Финансовая служба соединения являлась при этом довольствующей для финансовых органов воинских частей и группы финансирования. Начальник группы финансирования подчинялся непосредственно начальнику финансовой службы соединения, являлся одновременно его старшим помощником. Ответственность за организацию финансового обеспечения воинских частей, не имеющих по штату финансовых органов, и соблюдение ими финансовой дисциплины несли командир соединения, начальник финансовой службы и начальник группы финансирования. Финансовое обеспечение потребностей соединения осуществлялось через финансовую службу объединения.

Особенности финансового обеспечения в соединениях РВСН оказывали влияние и на организацию финансового учета, отчетности и контроля. Особенности РВСН были также учтены в системе денежного довольствия путем введения различных дополнительных выплат, что требовало от военных финансистов твердого знания руководящих документов, внимательности и четкости в работе.

 

Сборы молодых офицеров финансовой службы РВСН. Смоленск. 1986 г.

 

 

Финансовое обеспечение Воздушно-десантных войск

 

В первые послевоенные годы система финансового обеспечения Воздушно-десантных войск не претерпела коренных преобразований. Только 6 декабря 1989 г. в структуре управления командующего Воздушно-десантными войсками была сформирована финансово-экономическая служба. В числе первостепенных задач, для решения обеспечение военнослужащих и гражданского персонала Воздушно-десантных войск.

Финансово- экономическая служба решала также задачи финансового планирования и финансирования, осуществления расчетов с поставщиками за поставленную продукцию и оказанные услуги, организации финансового учета и отчетности, осуществления предварительного и последующего контроля

 

Офицеры финансовой службы 103 ВДД в Афганистане. 1988 г.

 

Образование финансово-экономической службы явилось важным событием в финансовом обеспечении Воздушно-десантных войск. Наделение командующего ВДВ правами распорядителя кредитов второй степени позволило более качественно и рационально решать вопросы финансового планирования, финансирования и контроля за расходованием денежных средств.

С этого момента довольствующие службы командования Воздушно-десантных войск могли напрямую влиять на процесс распределения бюджетных средств по соответствующим статьям сметы Министерства обороны. Обобщение нормативной базы, систематизация методологических разработок по финансово-экономическим вопросам в финансово-экономической службе и активная работа по их распространению плодотворно повлияли на результаты деятельности финансовых органов соединений и частей ВДВ.

 

 

Источник: Военная финансово-экономическая служба России: история и современность. - М.:ИНЭС, 2003. - 672 с.

Просмотров: 1107 | Добавил: avladr43 | Теги: 1946-1991 гг., ВС СССР, советская армия, финансовое обеспечение, военные финансисты | Рейтинг: 5.0/2

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz