Под знаменем алым. Фото
Специфика жизнедеятельности каждого вида Вооруженных сил, рода войск: особая структура, преимущественно свойственные только им вооружение, система управления, способы боевого применения — нашла свое отражение и в организации финансового обеспечения войск и сил флота.
Финансовое обеспечение Военно-Морского Флота
Изменения в финансовом обеспечении Военно-Морского Флота были обусловлены происходящими сокращениями в первые послевоенные годы и организационными мероприятиями по объединению, разъединению и повторному объединению Вооруженных сил и Военно-Морского Флота.
В 1946 г. в связи с объединением наркоматов Вооруженных сил и Военно-Морского Флота финансовое управление Военно-морских сил (ВМС) было преобразовано в финансовый отдел, при этом финансирование флотов, флотилий и других сил флота стало осуществляться через военные округа, а финансовый отдел ВМС стал финансироваться Финансовым управлением Министерства Вооруженных сил. Одновременно были расформированы финансовые органы довольствующих управлений ВМС, а их функции были переданы финансовому отделу ВМС. Однако уже в ноябре 1948 г. финансовые органы довольствующих управлений ВМС были восстановлены.
Типовая структура финансовых отделов флотов в послевоенный период
В марте 1950 г. в связи с восстановлением Военно-морского министерства СССР финансовый отдел ВМС был преобразован в финансовое управление ВММ с восстановлением функций довольствующего финансового органа. С созданием в 1953 г. Министерства обороны СССР с включением в него ВМФ финансовое управление ВММ вновь преобразовывается в финансовый отдел с функциями довольствующего финансового органа распорядителя кредитов II степени. С 1960 г. финансовое управление стало именоваться финансовой службой Военно-Морского Флота, но штаты были еще раз сокращены. В целом с 1953 по 1956 г. штат финансового органа Военно-Морского Флота был сокращен на 37%, а к 1970 г. он составил 40% от штата 1953 г.
Во всех главных и центральных управлениях ВМФ, оставшихся после реорганизации министерства, были сохранены финансовые органы. Это обеспечило нормальный переход на новый порядок финансового планирования и финансирования. В дальнейшем в ходе проводимых организационно-штатных мероприятий были внесены изменения в наименования и структуру подразделений финансовой службы ВМФ.
Финансирование сил ВМФ осуществлялось по схеме «ФО ВМФ — флот — флотилия — военно- морская база (гарнизон, воинская часть)». Финансовое обеспечение кораблей осуществлялось по авансовой системе через расчетно-кассовые органы военно-морских баз, гарнизонов, к которым они были приписаны на довольствие.
Типовая структура финансового отдела флота в целом отражала особенности финансового обеспечения флота.
Изменения в финансовом обеспечении флотов были обусловлены проходившими в армии и на флоте сокращениями и организационными мероприятиями. Так, на два флота были разделены в 1946 г. Балтийский флот, в 1947 г. — Тихоокеанский флот, в последующем это разделение было ликвидировано.
Период 1950—1960-х гг. характеризовался началом освоения новой боевой техники, вступлением в состав флотов современных боевых кораблей, значительным ростом инфраструктуры и увеличения объемов строительства системы базирования флотов, создания большого количества воинских частей.
В начале 1960-х гг. перед флотами впервые была поставлена задача по несению боевой службы в мировом океане, что потребовало от их финансовых органов решения вопросов обеспечения флотов валютными средствами.
Финансовое обеспечение сил флота в целом строилось с учетом экономного и рационального расходования государственных средств, контроля за их целевым использованием.
Начальники финансовой службы флотов и центральных довольствующих служб ВМФ - участники заседания военного совета ВМФ. Июль 1976 г.
|
|
Офицеры финансового отдела ТОФ. 1972 г. Офицеры финансового отдела ТОФ. 1972 г. Офицефинансового отдела Тоф. 1972 г. Офицеры финансого отдела ТОФ
|
Сборы руководящего состава финансовой службы ТОФ. 1986 г.
|
|
Встреча ветеранов финансовой службы ЧФ Вчтреча ветеранов финансовой службы ЧФ
|
Финансовое обеспечение Военно-воздушных сил
Строительство Военно-воздушных сил и развитие их оперативного искусства в первые послевоенные годы реализовывалось на опыте Великой Отечественной войны. Происходившие в дальнейшем изменения в Военно-воздушных силах нашли свое отражение и в развитии их финансовых органов. В 1946 г., с переходом на штат мирного времени, финансовый отдел был введен в состав Управления Главного командования ВВС СССР со следующей структурой: четыре отделения (сметное и финансирования ВВС, расчетов с промышленностью по планам заказов, калькуляционное, финансирования и контроля производственных предприятий, складов, баз и аэродромного строительства), инспекция, юридическая часть и секретная часть.
1950-е гг. характеризовались постоянной трансформацией финансовых органов ВВС. В январе 1952 г. финансовый отдел ВВС Советской Армии был переименован в финансовое управление ВВС Советской Армии, штатная численность которого увеличилась в 2 раза по сравнению с 1946 г., а в 1953 г. финансовое управление ВВС было снова переименовано в финансовый отдел. В 1955 г. в очередной раз финансовый отдел ВВС был преобразован в финансовое управление, а с 1 января 1961 г. — в финансовую службу ВВС. Отделы были преобразованы в группы с сохранением прежних наименований и предназначения. В 1970 г. в штате финансовой службы ВВС были упразднены группы, введены отделы и финансовая инспекция. Финансирование объединений ВВС осуществлялось через военные округа по схеме «военный округ — объединение ВВС — воинская часть».
Весь послевоенный период финансирование объединений ВВС, учреждений, предприятий, организаций и воинских частей осуществлялось финансовыми органами военных округов и групп войск по территориальному принципу.
Вопросами финансирования финансовая служба ВВС занималась путем распределения выделенных через ЦФУ МО кредитов на эксплуатационные расходы аэродромов. Практически финансирование по статьям ВВС сводилось к определению потребностей в них по Вооруженным силам, составлению и представлению в ЦФУ МО разверсток кредитов и своду отчетных данных.
Кроме того, на финансовую службу было возложено распределение средств, выделяемых ВВС на служебные командировки, наградной фонд и фонд пособий, а также выделение ассигнований по статьям сметы МО, находящимся в введении ВВС на авиацию Сухопутных войск, ПВО, ВМФ и РВСН.
Офицеры финансовой службы ВВС. 1988 г.
Личный состав финансовой службы ДА. Начало 1990-х гг.
Финансово-хозяйственная деятельность в объединениях, соединениях, воинских частях ВВС была более сложной по сравнению с Сухопутными войсками. Это обусловливалось многогранностью авиационного войскового хозяйства, большим удельным весом расходов на денежное довольствие и сложностью его исчисления, значительным контингентом рабочих и служащих, оплачиваемых по различным тарифным системам.
Авиационные части в этот период финансировались через отдельные батальоны аэродромно-технического обеспечения (ОБАТО) авиационных полков. ОБАТО вели самостоятельное финансовое хозяйство в соответствии с Положением о финансовом хозяйстве воинской части. Отсутствие в объединениях ВВС органов распорядителей кредитов третьей степени привело к тому, что весь объем организационной, контрольно-ревизионной, учебно-воспитательной работы в подчиненных воинских частях выполнялся финансовой службой объединения. В составе некоторых объединений имелись не батальоны, а полки технического обеспечения, командиры которых были наделены правами распорядителей кредитов третьей степени. Финансовые органы данных полков осуществляли свою деятельность в соответствии с Положением о финансовом хозяйстве военного округа и соединения.
Личный состав финансовой службы ВТА. 1983 г.
Финансовое обеспечение Войск противовоздушной обороны страны
Реорганизация Войск ПВО страны в начале послевоенного периода была связана с преобразованием фронтов ПВО в округа, а затем — в районы ПВО. В 1946 г. в связи с формированием органов управления командующего Войсками ПВО страны был образован финансовый отдел Войск ПВО страны. Совершенствование системы финансового обеспечения Войск ПВО страны шло по линии выделения их в 1948 г. в самостоятельный вид Вооруженных сил СССР, в составе которого была создана финансовая служба Войск ПВО страны, подчиненная непосредственно командующему Войсками ПВО страны. На финансовую службу было возложено финансовое обеспечение Войск ПВО страны по специальным кредитам, выделяемым в распоряжение командующего Войсками ПВО страны для обеспечения их боевой готовности. Финансирование Войск ПВО с созданием округов и отдельных объединений ПВО стало осуществляться по схеме «центр — округ (отдельное объединение) ПВО — соединение ПВО — воинская часть». Появление новых образцов вооружения и военной техники, а также новая организация Войск ПВО страны обусловили не только рост расходов на их содержание, но и дифференциацию этих расходов. В смету Военного министерства были введены новые специальные сметные подразделения, по которым кредиты выделялись командующему Войсками ПВО. В 1960 г. финансовая служба Войск ПВО страны была преобразована в финансовый отдел. В 1965 г. финансовый отдел Войск ПВО страны был снова переименован в финансовую службу. С 1980 г. финансовая служба Войск ПВО страны организационно вошла в состав Управления главнокомандующего Войсками ПВО страны.
Особенности дислокации и организации Войск ПВО страны, вытекающие из задач по охране воздушных границ и обусловливающие рассредоточение вдоль границ не только соединений и частей, но и подразделений, были учтены в организации их финансового обеспечения. Финансируемые Московским округом ПВО соединения, части и подразделения дислоцировались на обширной территории (Белоруссия, Таджикистан, Прибалтика, Сибирь, районы Севера, Дальний Восток, Украина). По размерам территории финансирования Московский округ ПВО превосходил все сухопутные военные округа. В соединениях ПВО имелись два распорядителя кредитов третьей степени — командир соединения и командир бригады радиотехнических войск, в состав которой входили батальоны, содержащиеся на самостоятельных штатах. В их составе предусматривались и финансовые органы.
Офицеры финансовой службы Войск ПВО. 1985 г.
Наряду с бригадами имелись полки радиотехнических войск, которые осуществляли финансовое обеспечение своих подразделений, рассредоточенных вдоль границы на значительных расстояниях. Многие подразделения находились в труднодоступных местностях, где отсутствовали населенные пункты, из-за чего сообщение с ними осуществлялось воздушным или морским путем. По этой причине, находясь на боевом дежурстве, военнослужащие ежемесячно денежное довольствие в натуре получать не могли, а поэтому причитающиеся им суммы (за вычетом удержаний за закупленные для них по заявкам материальные ценности, в том числе продовольственные товары) зачислялись финансовым органом полка на лицевые счета, открываемые на виде внебюджетных средств «Личные средства военнослужащих», либо на вкладные книжки в полевых учреждениях Госбанка СССР. Материально-техническое обеспечение таких подразделений было привязано к навигационным периодам. Все это обусловливало развитие особого порядка финансового и материального обеспечения таких подразделений, а также контроля за его организацией.
Среди особенностей финансового обеспечения Войск ПВО страны в рассматриваемом периоде следует также отметить наличие специальных сметных подразделений для финансирования потребностей Войск ПВО страны и их более мелкую детализация по довольствующим службам. Например, расходы по § 33 статьи 124 на содержание, эксплуатацию и текущий ремонт пусковых установок, командных пунктов и других объектов специального назначения включали в себя расходы, которые проходили по другим статьям Перечня расходов, в том числе и по § 4 и 5. Это облегчало планирование и финансирование расходов, их анализ и обобщение, обеспечивало необходимую степень секретности.
Сборы руководящего состава финансовой службы Войск ПВО в Москве. 1990 г.
Финансовое обеспечение Сухопутных войск
С созданием в 1946 г. Главкомата Сухопутных войск новое развитие получили финансовые органы и финансовое обеспечение этого вида Вооруженных сил.
С 1946 г. в состав органов управления главнокомандующего Сухопутными войсками вошли Управление общего планирования боевой подготовки и Управление начальника химических войск Сухопутных войск Вооруженных сил СССР.
В ходе поиска оптимальной организационной структуры управления боевой подготовки Сухопутных войск их финансовые органы многократно реорганизовывались. В наибольшей мере это коснулось финансовых органов управления боевой подготовки, которые неоднократно изменялись: 1946 г. — отдел финансирования и материального обеспечения; 1953 г. — отделение финансового планирования, обеспечения и контроля; 1956 г. — материально-финансовый отдел; с 1962 г. — финансовый отдел.
В 1946—1991 гг. финансовое обеспечение боевой подготовки развивалось по направлениям восстановления норм расходов и совершенствования перечня расходов на боевую подготовку.
После окончания Великой Отечественной войны и с переходом войск на мирное положение их потребности в расходах на боевую подготовку возросли. В 1947 г. были восстановлены нормы расходов на боевую подготовку, которые перед Великой Отечественной войной были объявлены приказом НКО 1940 г. № 280. На боевую подготовку нормы устанавливались из расчета на одного человека в год по отдельным видам боевой подготовки: на тактическую, строевую, специальную и на учебные сборы. Нормы дифференцировались по категориям военнослужащих и родам войск. Однако из всей суммы расходов на боевую подготовку под нормирование попадало лишь 5%. Основной удельный вес в общих затратах на боевую подготовку занимали ненормируемые расходы на содержание и ремонт учебных объектов и титульные расходы. Кроме того, нормы 1940 г. с каждым годом все более отставали от потребностей войск.
Решение проблемы совершенствования нормирования расходов обозначилось в 1989 г., когда постановлением Совета министров министру обороны было предоставлено право устанавливать нормативы расходов, нормы 1940 г. были отменены. Расходы на боевую и физическую подготовку были включены в перечень расходов, по которым устанавливаются нормативы. Министром обороны право утверждения дифференцированных нормативов финансирования было предоставлено распорядителям кредитов. Нормативы определялись как процентное отношение назначений по статье сметы МО к фонду денежного довольствия военнослужащих и штатных рабочих и служащих в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности войск. Однако кризисные явления в экономике, инфляционные процессы и частая индексация денежного довольствия и заработной платы сделали невозможным применение нормативов.
Совершенствование классификации перечня расходов на боевую подготовку происходило как при переработке и переиздании самого Перечня расходов по смете МО, так и путем внесения в него отдельных изменений — в 1963, 1965, 1967 и 1969 гг.
Потребности усиления финансового контроля за финансово-хозяйственной деятельностью сухопутных войск привели к образованию в 1967 г. финансовой инспекции Сухопутных войск. Такого контрольного органа не имелось больше ни в одном виде ВС СССР. На финансовую инспекцию Сухопутных войск было возложено проведение ревизий и проверок управлений командующих (начальников) родами войск и специальных войск, главных и центральных управлений Минобороны, непосредственно подчиненных главнокомандующему Сухопутными войсками. Учитывая, что в Сухопутных войсках не было финансовой службы в отличие от, например, ВМФ, РВСН, помимо осуществления финансового контроля финансовая инспекция выполняла обязанности финансового органа по представлению распределения денежных средств по расходам наградного фонда и фонда пособий.
Специфика организации, вооружения и решаемых задач нашла свое отражение и в развитии финансового обеспечения химических и инженерных войск.
В послевоенный период финансовый отдел Управления начальника химических войск решал задачи финансового планирования и финансирования, осуществления расчетов с поставщиками за поставленную продукцию и оказанные услуги, организации финансового учета и отчетности, осуществления предварительного и последующего контроля.
Основными направлениями работы финансового отдела Управления начальника инженерных войск являлись разработка планов финансирования по закрепленным статьям сметы и согласование их с ЦФУ, участие в заключении и учете договоров по поставкам техники и имущества, оплата счетов поставщиков (около 500 предприятий), финансирование инженерных войск в военных округах, бюджетных баз и складов, оплата выполненных работ по капитальному ремонту инженерной техники, согласование договорных цен и перевод их в оптовые, анализ себестоимости продукции на основании отчетов калькуляции поставщиков.
После образования Варшавского договора финансовый отдел Управления начальника инженерных войск осуществлял разработку оптовых цен и учет расчетов по поставкам на экспорт в страны Варшавского договора нестандартизированного оборудования.
В военных представительствах на заводах промышленности было предусмотрено содержание инженеров-калькуляторов, руководство которыми осуществляли заместитель начальника финансового отдела Управления инженерных войск и начальник отделения.
Значительный объем работы по обеспечению денежными средствами мероприятий был выполнен работниками финансовых органов химических и инженерных войск в ходе боевых действий в Афганистане, а также при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении.
Так, в ходе ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 г. уже к середине мая численность соединений и частей химических войск составила около 13 тыс. человек. Решением министра обороны был создан научный центр химических войск, осуществляющий научное сопровождение и разработку новых решений по дезактивационным работам на объектах и предотвращению вторичных загрязнений. Для участия в мероприятиях создавались окружные бригады химической защиты. Дополнительные затраты, связанные с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС, в 1986 -1989 гг. составили около 50 млн руб.
Работы по расчистке зоны вокруг реактора, удалению и захоронению радиоактивнозараженных предметов, возведению саркофага и строительству новых подъездных путей выполнялись инженерной техникой. Всего было задействовано 26 инженерных батальонов общей численностью более 8 тыс. человек и 900 единиц специальной инженерной техники.
Финансовым отделом Управления инженерных войск были своевременно подготовлены расчеты дополнительной потребности в средствах инженерного вооружения, которые были использованы в постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР 1987 г. Дополнительные потребности составили 457 единиц техники на общую сумму 35,5 млн руб.
При ликвидации последствий землетрясения в Армении инженерными войсками расчищено более 200 тыс. км завалов, подорвано 86 аварийных зданий, пробурены и оборудованы десятки скважин для обеспечения населения водой.
Все эти мероприятия также были своевременно обеспечены в финансовом отношении.
Финансовое обеспечение Ракетных войск стратегического назначения
На структуру финансовой службы Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) существенное влияние оказывали их предназначение и стационарные условия базирования. Создавая ракетный щит, государство исходя из своих экономических и финансовых возможностей делало все, чтобы своевременно финансировать потребности РВСН. Перед финансовой службой РВСН стояла задача наиболее эффективно, целесообразно и экономно использовать получаемые денежные средства. Экономическая работа была возведена в ранг обязательной функции командиров и начальников служб финансового, материально-технического и боевого обеспечения.
Основным организатором и контролером экономической работы в РВСН выступала финансовая служба. Исходя из установленного в то время режима секретности, в дивизионах самостоятельный финансовый орган не создавался. Все офицеры-финансисты, назначенные на должности в дивизионы, были сведены в единые финансовые группы (объединенные финансовые органы) и работали в финансовых отделениях бригад в оперативном подчинении начальников финансовых отделений. Такая организация работы финансовой службы вызвала необходимость усиления предварительного контроля за всеми расходами и прежде всего за начислением и выплатой денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу.
В целом финансирование РВСН осуществлялось на основе общепринятых принципов, действующих в Вооруженных силах СССР. Однако особенности формирования РВСН, их материального и финансового обеспечения, особые условия службы военнослужащих РВСН оказывали влияние на организацию работы финансовой службы, ее штатную структуру, формы и методы финансирования и финансового контроля.
В начальный период развития РВСН финансирование осуществлялось через финансовые органы военных округов по заявкам, представляемым соединениями РВСН. При этом подробные предметные расшифровки по видам расходов соединения РВСН к заявкам не прилагали, как это было установлено для других соединений округов. В финансовых отчетах, представляемых в финансовую службу округа, расходы тоже показывались в обобщенном виде.
В 1959 г. образована финансовая служба РВСН, и в 1961 г. главком РВСН был наделен правами распорядителя кредитов второй степени по смете Министерства обороны.
Однако, учитывая специфику этого вида Вооруженных сил, дислокацию войск и невозможность приобретения на месте имущества, а также закрытый режим, основная доля материальных средств оплачивалась и поступала централизованно. Оплата НИОКР, вооружения, военной техники и военного имущества осуществлялись в центре со счетов ЦФУ Министерства обороны СССР.
С переводом на новые штаты с 1960 г. командиры ракетных дивизий были наделены правами распорядителей кредитов третьей степени с открытием бюджетного и текущего счетов в полевых учреждениях Госбанка СССР. В полках были образованы самостоятельные финансовые хозяйства с открытием текущих счетов в учреждениях банков по месту дислокации. Это повысило статус финансовой службы РВСН и потребовало изменения форм и методов работы прежде всего на уровне финансовых отделений дивизий, в штаты которых были введены должности инспекторов-ревизоров.
В зависимости от штатной структуры и организации финансового обеспечения некоторые соединения РВСН и все воинские части, входящие в состав данных соединений, не имели самостоятельных финансовых органов, а их финансовое обеспечение осуществлялось через объединенные финансовые органы соединений. Деятельность финансовой службы таких соединений организовывалась в соответствии с Положением о финансовом хозяйстве воинской части с учетом особенностей ведения финансового хозяйства в соединениях РВСН, которые были изложены в Указаниях об особенностях финансового хозяйства соединения Ракетных войск и групп финансирования воинских частей и подразделений, не имеющих финансовых органов. В соединениях РВСН, имеющих самостоятельные группы финансирования, командир был наделен правами распорядителя кредитов третьей степени. Финансовая служба соединения являлась при этом довольствующей для финансовых органов воинских частей и группы финансирования. Начальник группы финансирования подчинялся непосредственно начальнику финансовой службы соединения, являлся одновременно его старшим помощником. Ответственность за организацию финансового обеспечения воинских частей, не имеющих по штату финансовых органов, и соблюдение ими финансовой дисциплины несли командир соединения, начальник финансовой службы и начальник группы финансирования. Финансовое обеспечение потребностей соединения осуществлялось через финансовую службу объединения.
Особенности финансового обеспечения в соединениях РВСН оказывали влияние и на организацию финансового учета, отчетности и контроля. Особенности РВСН были также учтены в системе денежного довольствия путем введения различных дополнительных выплат, что требовало от военных финансистов твердого знания руководящих документов, внимательности и четкости в работе.
Сборы молодых офицеров финансовой службы РВСН. Смоленск. 1986 г.
Финансовое обеспечение Воздушно-десантных войск
В первые послевоенные годы система финансового обеспечения Воздушно-десантных войск не претерпела коренных преобразований. Только 6 декабря 1989 г. в структуре управления командующего Воздушно-десантными войсками была сформирована финансово-экономическая служба. В числе первостепенных задач, для решения обеспечение военнослужащих и гражданского персонала Воздушно-десантных войск.
Финансово- экономическая служба решала также задачи финансового планирования и финансирования, осуществления расчетов с поставщиками за поставленную продукцию и оказанные услуги, организации финансового учета и отчетности, осуществления предварительного и последующего контроля
Офицеры финансовой службы 103 ВДД в Афганистане. 1988 г.
Образование финансово-экономической службы явилось важным событием в финансовом обеспечении Воздушно-десантных войск. Наделение командующего ВДВ правами распорядителя кредитов второй степени позволило более качественно и рационально решать вопросы финансового планирования, финансирования и контроля за расходованием денежных средств.
С этого момента довольствующие службы командования Воздушно-десантных войск могли напрямую влиять на процесс распределения бюджетных средств по соответствующим статьям сметы Министерства обороны. Обобщение нормативной базы, систематизация методологических разработок по финансово-экономическим вопросам в финансово-экономической службе и активная работа по их распространению плодотворно повлияли на результаты деятельности финансовых органов соединений и частей ВДВ.
Источник: Военная финансово-экономическая служба России: история и современность. - М.:ИНЭС, 2003. - 672 с. |